Колонка редактора

Злодей и гений

Борух Горин 13 мая 2024
Поделиться

Лет 30 назад с одним из моих друзей мы всю ночь спорили о том, был Сталин гением или посредственностью. Мне тогда, как и многим, трудно было признать, что талант или ум не равен нравственному чувству.

Декартово «Я мыслю, следовательно, я существую» в своей многослойности содержит и признаки отличия человека от животного. Там, где у животного главенствует инстинкт, человек в состоянии осмыслить и, подавив в себе инстинкт, доказать преимущество перед животным. Я существую именно в своем человеческом — как мыслящее существо.

Но только ли это преимущество? Ведь именно способность мыслить превращает человека в гораздо более опасное существо по сравнению с любым зверем. Это человек расщепил атом, а не гиппопотам.

С другой стороны, человеческие когнитивные способности — источник непреходящей боли.

 

Вот бы

мне стать стариком

сенильным.

Если тогда спрошу:

«Почему он не приходит?»,

Не говорите: «Он же давно пал».

Скажите:

«Он был здесь вчера

и сказал, что завтра тоже зайдет».

 

Это «Молитва» израильтянина Гиоры Фишера, чей 19‑летний сын Маром погиб в бою в 2002 году.

Иной раз человеку кажется, что только забвение может исцелить боль. Но ведь это значит перестать быть собою. Я — это и мой опыт, мои воспоминания, моя боль.

С детства время от времени я играю с самим собой в «исполнение одного желания». Ты можешь попросить только что‑то одно.

Кто‑то скажет, что хочет быть богат. Но богатство часто бывает источником беды для его обладателя. Другой боится боли, и единственное его желание — никогда ее не испытывать. Однако боль — это язык, на котором с тобой разговаривает твой организм, отключение этого механизма ведет к верной смерти… Царь Соломон попросил мудрости. И Б‑гу это весьма понравилось — ведь царь мог попросить гибели врагов или богатства с долголетием. Я думаю, Б‑гу понравилась самоотверженность желания Соломона. Молодой царь понимал, что народу нужна его мудрость, и готов был стать ее вместилищем, зная, какие страдания ему лично может эта мудрость доставить.

В «Мишне Тора» Рамбам пишет о «срединном пути»: не ударяться в крайности! Я на этом отрывке всегда спотыкался. Что же плохого в том, чтобы стремиться быть, например, самым добрым? Похоже — особенно если посмотреть, что Рамбам говорит об этом в «Шмона проким», — наше обычное стремление к «золотому стандарту» он не считает достоинством в повседневной жизни. Не стремись быть самым добрым, будь просто добрым. Добро должно быть умным, осмысленным.

Ропшицкий ребе Нафтали говорил: «Надо быть добрым, умным и богобоязненным. Просто добрый может быть прелюбодеем, просто умный может быть вором, просто богобоязненный может быть дураком».

 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Шофтим». Мудрец выше пророка

Во время раввинистической эры евреи стали народом, чьи определяющие черты — религия, заповеди, ученость и молитва, причем всему этому оставались верны добровольно и берегли упорно, вопреки всем настойчивым попыткам надавить на евреев, склонить их к переходу в вероисповедание большинства населения. Разгадка в том, что раввины сосредоточивались не на видениях отдаленного будущего. Они разрабатывали практические программы. Возможно, этим программам недоставало драматичного размаха, но они работали.

Мудрецы Мишны и Талмуда о мудрости народов

Хотя в Торе прямо не говорится о том, какое место в образовании нужно отвести внешним по отношению к ней знаниям, она содержит положения, на основании которых мудрецы Мишны и Талмуда определили границы подобной учебы. Мудрость народов, придерживавшихся язычества, доказала свою несостоятельность, привела их к краху. Поэтому не следует обращаться самому и направлять других к знаниям, которые могут увести с пути Торы и склонить к поклонению идолам

Чтобы учить детей, надо учиться самому

Хасид Мендл Футерфас был брошен в ГУЛАГ за то, что учил Тору и давал еврейское воспитание детям. Он сидел в лагере с бывшими торговцами, богатыми крестьянами, которые ностальгировали по прежней жизни и жаловались, что «красные» дочиста обобрали их. «Ты один здесь улыбаешься, почему?» — недоумевали они, глядя на Футерфаса. «То, что у меня есть, — моя Тора, мои знания — никто отнять не в силах, как ни старайся», — отвечал им хасид.