На полях Талмуда

Мудрецы Мишны и Талмуда о мудрости народов

Йона Шнайдер 7 июля 2021
Поделиться

Две с половиной тысячи лет назад греческие мыслители открыли и стали культивировать новое, отличное от традиционного, отношение к познанию, которое назвали любовью к мудрости — философией. Еврейство в ту эпоху переживало трагические, переломные события: гибель Иудейского царства, разрушение Храма, Вавилонское изгнание, возвращение в Землю Израиля, возрождение Храма и Иерусалима. В это же время мудрецы, входившие в Великое собрание, завершают работу по оформлению свода Танаха, определив, какие именно книги и в каком порядке войдут в Священное Писание Бава батра, 14б–15а.
.

С последним из мудрецов Великого собрания, первосвященником Шимоном а‑Цадиком, связывает традиция начало непосредственного контакта еврейства с носителями греческой культуры. В Талмуде рассказывается о встрече Шимона а‑Цадика с Александром Македонским, начавшим завоевательные походы в Азии. Александр, ученик Аристотеля, увидев приближающегося первосвященника, сходит с колесницы и оказывает ему почести Йома, 69а. Сохранилось высказывание другого ученика Аристотеля о том, что евреи — народ философов (Штерн М. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Том 1. Москва–Иерусалим, 1997. С. 59). .

Александр Великий в Иерусалимском храме. Себастьяно Конча. 1736. Википедия

Известно, что в течение определенного времени преемники Александра Македонского — правители языческих империй, владевших Иудеей, — не посягали на ее автономию и духовную независимость. Но со временем присущие грекам формы отношений, образ жизни, строй мысли и идеи проникают в жизнь еврейства. Назревает конфликт, достигший кульминации в годы восстания Хасмонеев.

Мудрецы хорошо видели и достоинства культуры эллинистов, и опасность попасть под ее влияние. Комментируя сказанное о рыжей корове, которая должна быть «без порока, у которой нет изъяна» (Бемидбар, 19:2), они проводят параллель: «у которой нет изъяна — это империя греков» Псикта рабати, 14.
. Вместе с тем господство греков приводит к тому, что Народ Израиля погружается в «тьму», «из‑за жестоких законов греков потемнело в газах у Израиля» Берешит раба, 2:4.
.

Погружение в духовную мглу связывают и с тем, что все больше образованных евреев заимствовали подходы эллинистов в познании и учебе — «греческую мудрость». Перед еврейством и его духовными руководителями остро встал вопрос: допустимо ли сочетать изучение Торы с изучением философии?

И не только в годы господства эллинистических империй требовалось решать эту проблему. Не менее актуальной она была и в следующих поколениях, вплоть до нынешнего. Над ней задумывались, ее ревностно обсуждали, выносили те или иные решения главы многих поколений и еврейских общин в различных странах Рассеяния.

 

В книге «Мудрецы и раввины о философии и науке» я попытался лаконично изложить мнения по проблеме широкого круга духовных руководителей еврейства от гаонов и рабейну Хананэля до р. Йосефа Каро и р. Моше Иссерлеса. Предлагаю вашему вниманию первую главу книги (с незначительными сокращениями), служащую введением в тему.

*  *  *

Хотя в Торе прямо не говорится о том, какое место в образовании нужно отвести внешним по отношению к ней знаниям, она содержит положения, на основании которых мудрецы Мишны и Талмуда определили границы подобной учебы.

Мудрость народов, придерживавшихся язычества, доказала свою несостоятельность, привела их к краху. Поэтому не следует обращаться самому и направлять других к знаниям, которые могут увести с пути Торы и склонить к поклонению идолам Ваикра, 19:4; Дварим, 4:19, 11:16, 12:30, гл. 13; Ирмеяу, 49:7, 50:35–36, 57; Йехезкель, 28:1–10; Овадья, 1:8.
.

Необходимо различать мудрость народов и мудрость Торы. «Если скажут тебе: есть мудрость у народов, верь; есть Тора у народов — не верь» Эйха раба, 2:13.
. При встрече с еврейским мудрецом — знатоком Торы произносят: «Благословен… уделивший от мудрости Своей тем, кто боится Его». При встрече с мудрецом‑неевреем произносят: «Благословен… передавший от мудрости Своей плоти и крови».

В познании и учебе, так же как и в других жизненных сферах, следует различать священное и обыденное (Ваикра, 10:10). По окончании шабата мы говорим: «Благословен… отделяющий святое от будничного». Священное, учат наши мудрецы, нужно учить из Торы и от учителей, живущих в соответствии с Торой Шабат, 75а, 116а.
.

Позволено ли тем, кому дано заниматься священным, отвлекаться на будничное? Рабби Шимон бар Йохай считал, что все время, каждое мгновение следует посвящать священному. А рабби Ишмаэль, ссылаясь на сказанное «И соберешь ты хлеб свой» (Дварим, 11:14), учил, что занятие священным нужно сочетать с земными, будничными делами. Абайе замечает: многим из тех, кто следовал рабби Ишмаэлю, удалось достигнуть цели, а многим из тех, кто пытался следовать рабби Шимону, не удалось Брахот, 35б.
.

Подходу рабби Ишмаэля соответствуют высказывания мудрецов о том, что наряду со следованием путям Торы нужно следовать и земному пути. Часть жизни следует посвящать работе с целью заработка и освоения мира, обустраивать этот мир, улучшать его и совершенствоваться самому. Некоторые мудрецы упоминают и задачу познания мира Авот, 2:2; Брахот, 32б; Ялькут Шимони, Ваэтханан, 824.
.

Рабби Йоханан объяснил, что сказанное в Торе о познании мира подразумевает знания о небесных телах и умение рассчитывать их движение Шабат, 75а.
. От имени Рава и Бар‑Капары передают, что этим заниматься необходимо Там же.
. По мнению рабби Элиэзера бен Хисмы, расчеты движения небесных тел и гематрия — всего лишь «десерт [для постигающих подлинную] мудрость» Авот, 3:18.
. В мидраше «Дварим раба» приводятся слова Шмуэля, из которых следует, что заниматься астрологией можно только там и тогда, где и когда нельзя заниматься Торой Дварим раба, 8:6.
.

Следовать земному пути в образовании означает обучать учеников профессии, готовить к жизни в обществе, развивать их личностные качества и умения, позволяющие вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Приобретение профессии и подготовка к жизни в обществе предполагают обучение базовым навыкам и знаниям: умению считать, читать и писать, владению разными языками, познанию в области государственного устройства Мишна, Кидушин, 1:10, Рамбам и Бартенура к мишне; Кидушин, 29а, 30б; Брахот, 63а; Иерусалимский Талмуд, Пеа, ч. 1, алаха 1; Тосефта, Кидушин, 1:11; Мехильта, Бо, 18; Ваикра раба, 9:3; Бемидбар раба, 13:15‑16; Ялькут Шимони, Берешит, 34; Тана де‑вей Элияу, 1.
.

Допустимо ли изучение более глубоких знаний — мудрости народов?

В Танахе рассказывается о великих деятелях еврейской истории, хорошо знакомых с мудростью народов. Йосеф говорит о себе как о знатоке гадания (Берешит, 44:15). С мудростью народов был знаком Моше Мальбим, Шмот, 2:10.
. Царь Давид цитирует высказывание иноземного мудреца (Шмуэль I, 24:13). Даниэль, Хананья, Мишаэль и Азарья, изучив мудрость и литературу в школе при дворце царя Невухаднецара, служили его советниками.

 

Книги царя Шломо и события его жизни свидетельствуют о знакомстве с мудростью народов Мальбим, Млахим I, 5:10.
. Содержание книги Коэлет и само слово «коэлет» связаны, по мнению рабби Шмуэля бен Меира (Рашбама), с тем, что Шломо собирал и использовал высказывания мудрецов народов мира Рашбам, Коэлет, 1:1. . Возможно, некоторые из высказываний в Коэлет о пользе мудрости относятся к мудрости народов. Вместе с тем Коэлет подчеркивает, что мудрость — это «томление духа», и предостерегает учеников от умножения книг. Погоня за новыми знаниями бессмысленна. И в книге Мишлей Шломо строго остерегает молодежь от соблазнов чужой мудрости.

 

После того как был окончательно определен круг книг, вошедших в Танах, мудрецы следили за тем, чтобы в учебе не выходили за рамки этого круга Коэлет раба, 12:12.
. Рабби Акива указал, что нельзя читать внешние книги. Объясняют, что рабби Акива имел в виду книги христианских авторитетов, а также книги еврейских авторов, написанные до окончательного оформления состава Танаха и не включенные в него. Нельзя изучать и другие книги, сочиненные с этого времени и далее, а также книги Гомера и подобные произведения. Но позволительно знакомиться с ними таким же образом, как прочитывают письма. Ибо эти книги даны для развития того, что называют «игайон» (higayon), что может означать мышление, логику. Это же понятие использует и рабби Элиэзер, завещая своим ученикам ограждать детей от игайон Мишна, Сангедрин, 10:1; Сангедрин, 100б; Брахот, 28б; Иерусалимский Талмуд, Сангедрин, ч. 10, алаха 1.
.

Рабби Акива. Гравюра из «Агады из Мантуи» 1568.

Мудрецы Мишны, исходя из того, что возможности человеческого разума ограничены, очертили рамки допустимого в раскрытии тайн Торы и мира. Вопросы, касающиеся кровосмешений, учитель может разбирать не более чем с двумя учениками. Учением о Колеснице можно заниматься только с одним учеником. Учение о Начале нельзя передавать даже одному, если только он не настолько мудр, что способен постичь его самостоятельно. Не следует всматриваться в то, что вверху и внизу, прежде и после. Постижением глубинных тайн может заниматься лишь тот, кто дорожит Славой Всевышнего Мишна, Хагига, 2:1; Рамбам к мишне.
.

Обсуждая эти установления, мудрецы Талмуда приводят историю рабби Акивы, Бен‑Азая, Бен‑Зомы и Ахера, вошедших в Сад (Пардес), то есть попытавшихся проникнуть в тайны Торы. Только рабби Акива сумел «выйти с миром». Для остальных же это закончилось трагически. Ахер утратил веру в Единого Творца, отступил от пути Торы. Нарушив границы дозволенного, он утратил право на собственное имя, став другим.

Спрашивают мудрецы: как такое могло произойти?! Ведь Ахер был мудрецом, знатоком Торы! И объясняют: к этому его привело увлечение книгами отступников (к примеру, Аристотеля Бартенура к Сангедрин, 10:1.
) и греческими песнями Хагига, 14б‑15а.
.

Рамки допустимого в изучении внешних знаний сужаются в периоды жестоких гонений, внутренней слабости и чрезмерного сближения с другими народами. На закате правления Хасмонеев, в ходе братоубийственной войны между Аристобулом и Гирканом, мудрецы предали проклятию тех, кто обучает сыновей греческой мудрости. А затем, в период противоборства с Римом, запретили это занятие Мишна, Сота, 9:14; Сота, 49б; Бава кама, 82б; Менахот, 64б.
.

От имени рабби Йоханана передают, что причиной запрета изучать греческую мудрость было распространение доносительства. Рабби Йеошуа обосновывал этот запрет тем, что все время — «и дни, и ночи», как сказано в книге Йеошуа, 1:8, — следует посвятить изучению Торы Иерусалимский Талмуд, Пеа, 1:1, Сота, 9:15.
. На этом же основании запретил изучение греческой мудрости рабби Ишмаэль Менахот, 99б.
.

Все же допускалось изучение греческой мудрости теми учениками, которым предстояло стать руководителями народа и поддерживать отношения с правителями‑язычниками Бава кама, 83а. .

История запрета, который наложили мудрецы на обучение сыновей греческой мудрости, изложена в конце трактата «Сота». Там же приводятся имена мудрецов, служивших эталоном высокого уровня знаний, личностных качеств и поступков. После их смерти подобного уровня достигнуть уже не мог никто. Среди этих мудрецов раббан Йоханан бен Закай, со смертью которого прекратилось сияние мудрости. Рассказывают (Сукка, 28а), что он обладал познаниями в самых разных областях, включая математику, притчи, знания о движении небесных тел и других явлениях природы.

Упомянут в трактате «Сота» и ученик рабби Йоханана рабби Ханина бен Доса. Он стал последним, кого можно было назвать человеком дела. В мишне Авот, 3:9 приводится высказывание рабби Ханины о том, как правильно сочетать мудрость с делами. Те, у кого дел и поступков больше, чем мудрости, удостаиваются подлинной мудрости. Те же, у кого мудрости больше, чем дел, подлинной мудрости не удостаиваются.

История запрета обучать сыновей греческой мудрости и имена мудрецов, с кончиной которых началось нисхождение поколений, приводятся на последних страницах трактата «Сота» в ряду событий и явлений, знаменовавших конец эпохи Храма и периода мудрецов Мишны.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

То ли пророчество, то ли предсказание оракула. Недельная глава «Тольдот»

Вопреки ожиданиям, которые вроде бы дает нам текст, будущее никогда не складывается гладко. Аврааму обещано, что у него будет много детей, но Ицхак рождается, когда Аврааму уже пошел сто первый год. Праотцам обещана страна, но при жизни они ее так и не обретают. У путешествия еврейского народа есть пункт назначения, но путь будет долгим, извилистым, многотрудным

«Хумаш Коль Менахем»: Тшува Агари

Возможно ли, чтобы Агарь, прожив в подобной среде многие годы, «обратилась к идолам своего отца», когда покинула дом Авраѓама? Даже Ишмаэль, который сначала отклонился от пути Авраѓама, в конце концов совершил тшуву. Получается, Агарь тоже пришлось совершить тшуву — однако где же намек на это в самой Торе?

У любавичского цадика

В 1910 году в петербургском журнале «Еврейский мир» было опубликовано небольшое интервью с рабби Шоломом‑Дов‑Бером Шнеерсоном — пятым главой Хабада. Что привело хасидского наставника в столицу империи и почему журнал русскоязычной еврейской интеллигенции счел необходимым отправить к нему своего сотрудника для интервьюирования?