Слово раввина

Чтобы учить детей, надо учиться самому

Берл Лазар 12 июня 2023
Поделиться

В прошлом месяце мы начали разбирать важную для каждой еврейской семьи тему правильного воспитания детей: чтобы шли они по жизни путями Торы, служения Б-гу и любви к ближнему. Многие родители, понимая цели воспитания, не уверены, что сумеют помочь своим детям их достичь. Они жалуются: «Если бы мы сами были воспитаны на Торе и заповедях, мы знали бы, как быть с детьми, чтобы воспитать их так же. Но мы-то не получили еврейского воспитания! При советской власти это было почти невозможно, родителей за Тору могли уволить с работы, а то и бросить в тюрьму. Позже, в девяностых годах, общинная жизнь только зарождалась, надо было в первую очередь на жизнь зарабатывать… Короче, родители не смогли вырастить нас настоящими евреями, им было не до того!»

Таких родителей теперь уже не так много, но все еще есть. Что им посоветовать, чтобы они могли успешно выполнить мицву воспитания детей? Думаю, прежде всего выполнить еще одну мицву: заповедь изучения Торы. Как учат наши мудрецы, «талмуд тора кенегед кулам» («изучение Торы равносильно соблюдению всех заповедей, вместе взятых»). Почему это главное для еврея? Во-первых, только лишь зная Тору, мы можем понять, что правильно, а что нет, как надо вести себя в разных жизненных ситуациях. А во-вторых, Тора — это канал связи человека с Б-гом. И самая лучшая связь — передача какой-то важной информации, знаний. А что такое Тора, если не универсальный свод знаний, данных нам Б-гом?

Конечно, это не значит, что учить Тору надо в ущерб работе: работающий человек обеспечивает семью, в том числе детей, это главный его долг. Но свободное время лучше всего отдать изучению Торы. Обратите внимание: согласно нашей традиции, если человек занят изучением Торы, он может не исполнять целый ряд заповедей. Существует, к примеру, заповедь сопровождения тела покойного к месту захоронения. Но если во время похорон человек учит Тору, он не должен
прерывать учебу, чтобы почтить умершего. Или заповедь навестить больного — изучение Торы и от нее освобождает.

Единственное исключение: если в данном случае заповедь больше некому исполнить или заповедь должна исполняться строго в определенный момент (к примеру, зажигание ханукальной меноры).

Но в любом случае традиция требует выделять сколько-то времени для изучения Торы по меньшей мере дважды в день, утром и вечером. Причем не просто учить, чтобы знать священные тексты, но чтобы использовать полученные знания как инструкцию для правильного поведения в быту, то есть учить и все время повторять выученное.

Многие спрашивают, на чем лучше всего сделать главный упор в изучении Торы. На этот счет есть четкое указание в Талмуде: человек должен разделить свое свободное время на три части: одну отдать чтению Письменной Торы, мидрашей и истории еврейского народа, вторую посвятить изучению законов правильного поведения (читать «Шульхан арух» и труды Рамбама), а третью — чтению Талмуда, который объясняет, как понимать смысл законов и заповедей. В эту же часть, кстати, входит и изучение хасидизма.

В «Шульхан арух» сказано: смысл заповеди изучения Торы в том, что надо изучить всю Тору. Понятно, это идеал недостижимый, ведь мудрость Б-га слишком велика, чтобы человек мог ее полностью постичь. Но это значит, что каждый из нас должен делать все, что в его силах, чтобы постичь как можно больше.

Программа-минимум — выучить 613 мицвот, и не просто запомнить их, но понять, как исполнять каждую мицву. Например, недостаточно знать, что надо есть кошерное, необходимо четко представлять себе, что кошерно, а что нет, как следует кошерно готовить. В этой
связи полезно помнить рекомендацию Ребе: он велел хасидам учить «Мишне Тора» Рамбама, потому что в этой книге все заповеди Торы объясняются и ее чтение позволяет не просто знать заповеди, но и понимать их.

Знание, которое мы получаем при изучении Торы, будет с нами всю жизнь. Оно поможет и в воспитании детей, и в решении других проблем, с которыми мы сталкиваемся. На память приходит история хасида Мендла Футерфаса, который был брошен в ГУЛАГ за то, что учил Тору и давал еврейское воспитание детям. Он сидел в лагере с бывшими торговцами, богатыми крестьянами, которые ностальгировали по прежней жизни и жаловались, что «красные» дочиста обобрали их. «Ты один здесь улыбаешься, почему?» — недоумевали они, глядя на Футерфаса. «То, что у меня есть, — моя Тора, мои знания — никто отнять не в силах, как ни старайся», — отвечал им хасид.

Если же вернуться к тому, с чего мы начали, к воспитанию детей, то остается ответить на вопрос: что лучше всего подарить ребенку на праздник? Ответ очевиден: лучший пода-
рок — это книга, дающая знание о правильной жизни. Книга, представляющая собой уникальное ноу-хау для всех ситуаций, в которые может попасть ребенок или взрослый.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Возможности ученика и долг учителя

Однажды Любавичский Ребе получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

Возблагодарим учителей

Однажды Бааль‑Шем‑Тов увидел ребенка, который во время молитвы перечислял буквы алфавита. «Что ты делаешь?» — поинтересовался цадик. «Я еще мал и не знаю молитв, — ответил мальчик, — поэтому говорю Б‑гу буквы: Он мудр, Он расставит эти буквы в правильном порядке». Хасиды встретили такие наивные слова громким смехом, но Бешт их осадил: «Не смейтесь! Это пример искреннего служения и хороший урок для всех нас».

«Учи сына твоего», чтобы он стал настоящим евреем

Учить Торе — это давать знания, учить заповедям — вырабатывать манеру поведения: привычку носить кипу для мальчика, привычку зажигать субботние свечи для девочки... Если при изучении Торы у ребенка активно работает разум, он учится понимать, то привычка соблюдать заповеди приходит постепенно, с каждодневной практикой. На этот счет есть поучение из Талмуда: «Взрослые должны обучать детей всему, что они сами соблюдают, а дети воспринимают по их возможности».