Слово раввина

«Учи сына твоего», чтобы он стал настоящим евреем

Берл Лазар 21 марта 2023
Поделиться

В месяц Песаха ежегодно мне задают один и тот же вопрос: насколько надо быть строгим с детьми в том, что касается соблюдения заповедей? Понятно, что дети, уже прошедшие бар мицву и бат мицву, сами отвечают за исполнение заповедей. Долг родителей помогать им в этом, а если надо — контролировать. Но как вести себя с детьми младшего возраста, ответственность за поведение которых в глазах Б‑га полностью лежит на родителях?

Это не такой простой вопрос, как может показаться, особенно если сами родители настроены соблюдать заповеди максимально строго. Например, по закону в дни Песаха мы едим мацу, а квасной хлеб не едим. Но если родители едят только «ручную» мацу, следует ли ограничивать и детей или можно позволить им употреблять мацу фабричного изготовления, поскольку это, строго говоря, не является нарушением заповеди?

Аналогичная ситуация с рядом других заповедей. Например, нельзя смешивать мясное с молочным: те, кто соблюдает строго, выдерживают после мясного минимум шесть часов. Нужно ли и ребенка так ограничивать или можно давать ему молочное раньше? А заповедь четырех бокалов вина или виноградного сока на пасхальном седере — должна ли она распространяться на маленьких детей?..

Сразу оговоримся: долг еврейских родителей — учить своих детей, чтобы те стали настоящими евреями. Это заповедь из Торы: «Учи сына твоего». Учи его вере в Б‑га, в то, что Он сотворил мир и нас в этом мире, Он дал нам закон и заповеди для нашего блага. Это первое и самое главное.

Но обратим внимание на два момента. Во‑первых, надо учить Торе, во‑вторых — учить соблюдать заповеди. А это далеко не одно и то же. Учить Торе — это давать знания, учить заповедям — вырабатывать манеру поведения: привычку носить кипу для мальчика, привычку зажигать субботние свечи для девочки… Если при изучении Торы у ребенка активно работает разум, он учится понимать, то привычка соблюдать заповеди приходит постепенно, с каждодневной практикой.

На этот счет есть поучение из Талмуда: «Взрослые должны обучать детей всему, что они сами соблюдают, а дети воспринимают по их возможности». Если мы возьмем, к примеру, заповедь четырех бокалов на седер, то, когда ребенок читает пасхальную агаду, исполнение этой заповеди становится для него обязательным, потому что он уже понял историю исхода из Египта.

Это вовсе не значит, что надо ждать, пока ребенок подрастет, узнает из Торы о заповедях, и только тогда учить его соблюдать мицвот. В нашей традиции старшие учат младших с самого малого возраста, чуть ли не с рождения. Как учить, чтобы ребенок понял по возможности раньше? Лучший способ — на личном примере.

Если ты хочешь, чтобы сын или дочь соблюдали заповеди максимально строго, соблюдай сам максимально строго. Дети, особенно маленькие, все делают по примеру, и прежде всего по примеру родителей. Мальчики играют в машинки, потому что смотрят на отца, который водит машину и возит всю семью. Девочки играют в куклы, потому что смотрят на мать, которая пеленает и кормит малышей. Если дети видят, что родители строго выполняют заповеди, они сами будут тянуться к такому поведению, даже не зная еще, о чем говорит та или иная заповедь.

То есть хотите, чтобы ребенок питался кошерно — не только не давайте ему некошерных продуктов (от рождения!), но и сами их не употребляйте. Хотя бы потому, что с некошерной едой в организм входит нечто, способное ослабить веру в Б‑га, запретившего нам эти продукты. А если в доме едят кошерное, ребенок также будет стремиться к кашруту, даже если пока еще не читал Тору. Ведь если папа с мамой едят такие блюда — значит, это хорошо, значит, это и мне хорошо!.. Когда такой ребенок тянется на улице за каким‑нибудь фаст‑фудом, родителям нет смысла говорить: «Это не для тебя» (или тем более «Ты не заслужил»), — ребенок не поймет, в чем дело, будет плакать и капризничать. А если скажут ему: «Это некошерное», — он сразу поймет: от такой еды надо держаться подальше, ничего хорошего в ней нет.

В этом и состоит главная идея еврейского воспитания. Прежде всего — вера в Б‑га единого, в Его закон. Б‑г нас научил, что правильно, а что нет, и это для нашей пользы. Мои родители соблюдают, и они хорошие, значит, и я буду соблюдать и стану хорошим.

Самое главное — самим верить в Б‑га, служить Б‑гу, чтобы ваш пример побуждал детей соблюдать заповеди и жить по Торе, даже если они не достигли еще возраста мицвот.

На этот счет есть хасидская притча о еврее, который искал учителя Торы для своего сына. Времена были коммунистические, евреям приходилось скрывать свою веру. Как найти подходящего учителя?.. Раз приходит к нашему отцу некий человек и говорит, что знает все святые тексты и может обучать ребенка. Отец смотрит недоверчиво: по виду гость уж слишком не похож на богобоязненного еврея. Спрашивает, соблюдает ли сам он все заповеди, как велел Г‑сподь? Если честно, то нет, отвечает гость; но я знаю все тексты и объясню вашему сыну, как следует соблюдать. Тогда отец качает головой и говорит со вздохом: «Максимум, что вы можете сделать, — передать ребенку знание, что значит быть богобоязненным. Но мне‑то нужно не чтобы он знал, а чтобы он был богобоязненным…»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Не в деньгах счастье

Тора дает счастье и тому, кто беден. Наша история знает десятки выдающихся знатоков Торы, которые жили в нищете и тяжелых испытаниях: вспомните рабби Гилеля, рабби Акиву. Но мы знаем, что люди эти были счастливы, прожили жизнь, полную духовных радостей, и оставили после себя множество учеников. Недаром сказано в Талмуде: «Уделяйте особое внимание детям бедных, ибо от них придет слово Торы».

Возможности ученика и долг учителя

Однажды Любавичский Ребе получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

Возблагодарим учителей

Однажды Бааль‑Шем‑Тов увидел ребенка, который во время молитвы перечислял буквы алфавита. «Что ты делаешь?» — поинтересовался цадик. «Я еще мал и не знаю молитв, — ответил мальчик, — поэтому говорю Б‑гу буквы: Он мудр, Он расставит эти буквы в правильном порядке». Хасиды встретили такие наивные слова громким смехом, но Бешт их осадил: «Не смейтесь! Это пример искреннего служения и хороший урок для всех нас».