Слово раввина

Возможности ученика и долг учителя

Берл Лазар 13 октября 2020
Поделиться

Каждый раз, когда начинается новый учебный год, приходится выслушивать жалобы от учителей и родителей, что ребенок ничего не запоминает, ничего не понимает, ничего‑то ему на уроках не интересно, — и вообще, пусть лучше работать идет, всё больше толку!..

Понятно, что учителю легче с хорошими учениками. Иной педагог почти все учебное время занимается с отличниками, а на тех, кто успевает плохо, не обращает внимания. Но педагогическая наука такую практику осуждает: она требует от преподавателя больше заниматься именно с теми, кому трудно, чтобы каждый, кто хочет учиться, имел шанс получить образование. Что же до родителей, я напоминаю им: если ребенок не успевает, их долг ему помочь: ведь если, не дай Б‑г, ученик оказывается предоставлен самому себе, без помощи со стороны взрослых, он действительно может вырасти недоучкой. Вопрос, как помочь?..

Наш народ недаром называют «народом Книги»: дать хорошее образование детям у нас всегда считалось задачей номер один. Соответственно, особенно высокие требования предъявляются к преподавателям. Именно этой теме — долгу хорошего преподавателя — посвящена сегодняшняя мишна: «Есть четыре типа учеников. Быстро усваивает и легко забывает — этот больше теряет, чем приобретает; медленно усваивает и долго помнит — этот больше выигрывает, чем теряет; быстро усваивает и долго не забывает — у этого лучшая доля; тяжело усваивает и легко забывает — его доля худшая».

Давайте разберем по порядку. Прежде всего, четыре группы, о которых идет речь, — это ученики, то есть люди, которые учатся. Реально‑то учимся мы все — всю жизнь усваиваем что‑то новое. Соответственно наша задача — как можно лучше усвоить все то, что мы учим. А задача учителя — помочь это сделать каждому ученику, принимая во внимание его особенности.

Сначала мишна говорит о двух группах учеников: о тех, кто способен без труда усвоить материал и столь же быстро его забыть, и о тех, кто усваивает с трудом, но потом не забывает. У второй группы результаты будут лучше, хотя способностей меньше. Каков здесь урок для ученика? Учиться надо не «для диплома» — сдал экзамен и все забыл, а для того чтобы сделать полученные знания частью самого себя. А каков урок для учителя? Усвоение материала определяют не способности ученика, а то, чтобы выученное осталось в его памяти. А в памяти у нас остается то, что для нас важно.

В Талмуде приводится история споров между хозяином и рабыней, защищающей свои интересы от хозяйского своеволия. Откуда у рабыни, которая не имела возможности получить образование, такое глубокое знание еврейского закона? Мудрецы Талмуда отвечают: она усвоила это, потому что для нее это жизненно важно. Применительно к нашей мишне и ее уроку: хороший учитель должен доказать ученикам, что материал, который он объясняет, имеет значение для жизни самого ученика, его семьи, его друзей. Я по личному опыту могу сказать, что лучшими учителями для меня были те, кто в ходе урока мог продемонстрировать важность разбираемого вопроса для повседневной жизни.

А теперь перейдем ко второй части мишны. Здесь уже речь не о том, чтобы заинтересовать ученика, а о том, как добиться успеха человеку, у кого объективно меньше способностей — «худшая доля». Но это тоже ученик, он тоже хочет учиться — и обязанность учителя дать ему шанс. Это вопрос преподавательского профессионализма.

Если применить к этой группе те же критерии, что в первой части мишны, — надо создать у учеников усиленную мотивацию. Этому пути следовали Любавичские ребе. Об одном из них вспоминается реальная история, как он получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

Есть и иная методика. Талмуд рассказывает о раввине по имени Фрейда, который занимался с учеником, обладавшим плохой памятью. Четыреста раз повторял с ним раввин каждый текст, пока ученик не запоминал его наизусть. Как‑то раз они были на трехсотом повторении, когда пришли евреи и попросили раввина разрешить какой‑то важный вопрос. «Не могу, — говорит раввин, — у меня урок не окончен». Когда евреи ушли, оказалось, что ученик сбился с мысли и все забыл: раввин не отчаялся и повторил с ним текст снова, все четыреста раз.

За такой преподавательский подвиг, говорится в Талмуде, Б‑г наградил раввина Фрейду выдающимся долголетием. И недаром: награда от Г‑спода всегда больше для того человека, который делает праведное дело сверх своих возможностей! Это относится и к учителю, и к ученику — то есть к каждому из нас.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Человек сам творец своего характера

Наши мудрецы знали о существовании проблемы еще две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна: «Есть четыре типа характера: вспыльчивый, но отходчивый, больше выигрывает, чем теряет; невспыльчивый, но неотходчивый — больше теряет, чем выигрывает; невспыльчивый и отходчивый благочестив, а вспыльчивый и неотходчивый — злодей».

Испытывать, чтобы воспитывать

В ежедневной молитве, вспоминая испытания Авраама, мы просим Б‑га, чтобы Он вспомнил о заслугах отца‑основателя нашего народа и проявил любовь к его детям, а сами в то же время напоминаем себе, что эту любовь каждый из нас должен заслужить, выполняя заповеди и заветы нашего небесного Отца.

Мудрость человеческая и мудрость Б‑жья

Вот тема вечного спора, который знаком каждой еврейской семье. На что больше обращать внимание при обучении и воспитании детей: на светскую или на религиозную составляющую? Что лучше: отдать ребенка учиться в математическую или языковую гимназию или все‑таки в еврейскую школу?