Спорный момент

Работать в субботу?

Лайел Лейбовиц 27 октября 2017
Поделиться

Спорное решение Верховного суда Израиля о разрешении работать в шабат ряду предприятий Тель‑Авива

Материал любезно предоставлен Tablet

«Тот, кто ощущает в сердце своем подлинную связь с жизнью народа во всех поколениях, не может ни при каких обстоятельствах представить себе еврейскую действительность без Царицы Субботы. Можно без всякого преувеличения утверждать, что в гораздо большей мере, чем сыны Израилевы блюли субботу, она блюла их. Если бы она не воскрешала их душу и не подпитывала их духовную энергию каждую неделю, то будничные заботы засасывали бы их все глубже и глубже, и они бы уже давно очутились на самой нижней ступени материализма, нравственного и интеллектуального разложения».

Эти строки были написаны в 1921 году. Их написал публицист Ахад а‑Ам. Хотя он и считается одним из отцов секулярного, культурного сионизма, Ахад а‑Ам сознавал: на какие бы компромиссы с современной цивилизацией ни пошло будущее еврейское государство, соблюдение иудейского дня отдыха не должно быть поколеблено.

К сожалению, Верховный суд Израиля с этим не согласился. В своем эпохальном решении, принятом вчера, суд признал законным постановление тель‑авивского муниципалитета, разрешающее 164 местным предприятиям работать в шабат. Пять судей поддержали мнение большинства, двое религиозных судей выразили несогласие.

Решение было оглашено во время церемонии выхода в отставку председателя Верховного суда Мириам Наор, покидающей свой пост. «Это решение основывается на принципе “живи и дай жить другим”, — сказала Наор, зачитывая постановление. — Мое решение это не субъективное определение того, как, на мой взгляд, должен проходить шабат. Это не секулярное или религиозное постановление. Оно лишь отражает корректную интерпретацию закона».

У меня нет ни оснований, ни соответствующих компетенций, чтобы оспаривать экспертное заключение Наор, но я полагаю, как и большинство израильтян, что этот вопрос должен решать кнессет, а не суды. Разрешение предприятиям работать в шабат в корне меняет жизнь израильского общества, нарушая хрупкое равновесие между гражданскими свободами и еврейской идентичностью, лежащее в ее основе. Поэтому решение такого рода должно выражать волю избирателей, а не мнение судей. Это особенно важно в данном случае, ведь такое постановление означает, что тысячи трудящихся израильтян, работников этих 164 тель‑авивских предприятий, теперь будут вынуждены отказаться от своего дня отдыха ради того, чтобы сохранить работу.

Решение Верховного суда, скорее всего, вызовет активное политическое противодействие, что может привести к появлению нового закона, защищающего особый статус субботы. Как светский израильтянин, который сейчас проживает в Нью‑Йорке и из всей израильской жизни больше всего скучает по тому волшебному чувству, которое пронизывает всех и вся каждую пятницу, когда все израильтяне, вне зависимости от степени соблюдения, забывают о бизнесе ради семьи, друзей и столь необходимого отдыха и рефлексии, я надеюсь, что шабат вскоре получит больше светских защитников, которые, подобно Ахаду а‑Аму, признают ключевую роль субботы в жизни еврейского государства. 

Оригинальная публикация: In Landmark Decision, Israel’s Supreme Court Allows Tel Aviv Businesses to Open on Shabbat

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Духовный мир мудрецов

«По дороге от моего дома до дома учения находятся 24 уборные, и когда я иду туда или обратно, я захожу в каждую из них». В подобной привычке мы бы увидели некоторую избыточность, если не невроз навязчивых состояний, но Талмуд ценит в этом регулярность и исправность. Ведь исправная перистальтика кишечника, как мы узнаем в Брахот, 57б, — это «отражение Будущего мира», еще в большей степени, уточняют мудрецы, чем коитус.