Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 6 июня 2016
Поделиться

Уплата налогов

<…> До меня дошли тревожные слухи о том, что жители Кфар‑Хабада неаккуратно (или неохотно) платят налоги, а от этого страдают интересы общинной жизни Кфар‑Хабада, то есть страдают все его жители. В этом вопросе необходимо навести порядок. Понятно, что трудно выплатить все накопившиеся долги за раз, но на общем собрании можно установить порядок выплат, в зависимости от состояния и от величины долга каждого должника. Следует еще и еще раз разъяснить, как я уже писал ранее, что в Кфар‑Хабаде, как и во всех других местах, каждый житель должен понять один из основополагающих принципов нашей святой Торы: [там, где] «мнение одного противопоставляется мнению многих, — закон по мнению многих», и тот же принцип распространяется на ситуацию, когда интересы одного противопоставлены пользе многих. В этом и состоит истинная польза каждого, не только в духовном, но и в материальном аспекте: да, он временно отказывается от своей личной выгоды, но при этом увеличивается общее благо, включая, разумеется, и его личные интересы. Кроме того, в следующий раз он будет иметь право потребовать, чтобы и другие отказались на время от их личной выгоды ради блага многих, и от этого всем будет прямая выгода. Нет смысла много говорить о такой простой и понятной вещи, применимой во всех общественных отношениях. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 165)

 

Кфар‑Хабад. 1960‑е. Аэросъемка. Фото Михи Бар Ама, Исаака Фрейдина. Lubavitch Foundation

Кфар‑Хабад. 1960‑е. Аэросъемка. Фото Михи Бар Ама, Исаака Фрейдина. Lubavitch Foundation

<…> Я получил письмо из совета Кфар‑Хабада о положении с налогами и бедственном финансовом состоянии поселка. Вы пишете, что банк готов предоставить тем жителям, у которых есть большая задолженность, долговременные ссуды, и таким образом они получат возможность выплатить долги. Я надеюсь, что банк предлагает хорошие условия.

Все это надо рассматривать в свете бедственного финансового положения и желания всех жителей Кфар‑Хабада способствовать укреплению и развитию поселения, а также, как очевидно, обязанности выплачивать налоги… Хотя отсюда не видны все детали положения с налогами, я тоже постараюсь принять участие в выплате этих денег и прилагаю чек… Пусть же все налоговые вопросы решаются в радости и добросердечии, и пусть это служит лишь увеличению доходов и внимания к нуждам ближнего. Пусть каждый из жителей Кфар‑Хабада выполнит сказанное в стихе: «И преклонил плечо для ноши, и стал выплачивать подать» (Берешит, 49:15). <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 504)

Богатство и бедность

<…> Вы писали, что Избавление может настать только тогда, когда с лица земли исчезнут бедняки, и все люди станут работать плечом к плечу, и не будет ни богатых, ни бедных. Я не согласен с этим. Природа человека такова, что чувство истинного счастья он испытывает, когда может помочь ближнему, а это возможно, только когда один богаче другого. Но вы правы, утверждая, что само разделение на богатых и бедных порочно. В хасидизме объясняется, что каждый из людей не только получает, но и отдает; другими словами, если кто‑то беден в одном аспекте — он богат в другом. И даже о Творце мира, его Правителе, говорит учение каббалы, что и Он не только отдает, но и получает. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 233–234)

 

<…> Некоторых удивляет сказанное нашими мудрецами: «Рабби [Йеуда а‑Наси] почитал богатых». Но это понятно в свете одного аспекта учения Бааль‑Шем‑Това: всякая вещь в мире, даже сколь угодно малая, управляется Б‑жественным провидением, и тем более вещи, касающиеся многих людей. Богатые — это люди, которым Б‑жественное провидение дало большие средства, для того чтобы они могли творить в мире добро, а это значит также, что и душам их дана способность это осуществить. Их миссия состоит в оказании большего влияния на мир, нежели миссия человека со средним достатком и тем более миссия бедняка. А в дни рабби Йеуды а‑Наси еврейский народ испытывал страдания от тяжелых указов римлян, и он должен был собрать как можно больше сил, для того чтобы выйти из всех этих испытаний с минимальными потерями. Он [как руководитель еврейского народа в том поколении] должен был всмотреться в каждого человека и определить, какие его способности могут пригодиться народу. Поэтому он выражал уважение и оказывал почтение тем, кому свыше дали средства, могущие принести большую пользу евреям, — среди прочей многогранной деятельности рабби Йеуды а‑Наси.

Следует, однако, заметить, что каждому человеку дана свобода выбора, и Всевышний испытывает его, чтобы узнать, любит ли он Его, соблюдает ли Его заповеди и слушается ли Его. Эта свобода дана и богатым, как сказано: «Смотри, Я положил перед тобою жизнь и добро и т. д. <…> и выбери жизнь» (Дварим, 30:15‑19). Это касается тех, кто богат серебром и золотом, а также тех, кто богат влиянием на мир. Нет в нашем мире ничего, что было бы зря. Необходимо использовать богатство для добрых целей, и нельзя ограничиваться тем, что оно не используется для злых целей. Неиспользование какой‑либо возможности также вредит цели творения, так как она заключается в том, чтобы все части творения служили единой цели, каждая в меру своих сил.

Разумеется, когда я говорю о цели нашего народа, народа Б‑га Авраама, я имею в виду жизнь согласно Торе — Торе жизни, цельной Торе, без скидок, в которой изучение велико именно тем, что приводит к действию, к выполнению заповедей, о которых сказано: «Который будет выполнять их и жить ими» (Ваикра, 18:5). <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 26–27)

Билли Розенберг, владелец крупной промтоварной сети в своем магазине. Сельма, Алабама. Фото Била Арона

Билли Розенберг, владелец крупной промтоварной сети в своем магазине. Сельма, Алабама. Фото Била Арона

Заработок и благополучие в семье

<…> Вы пишете, что занимались многочисленными видами бизнеса, но не видели успеха в делах. Но ведь уже в начале письма Вы приводите объяснение этого: некогда Вы получили письмо моего тестя, Ребе, в котором было сказано, что Вы должны «найти себе хорошую супругу и заниматься подходящим делом» — и тут же Вы пишете, как, прежде всего, начали заниматься именно бизнесом! А ведь мой тесть, Ребе, ясно пишет: сначала найти хорошую пару и лишь потом заниматься бизнесом. Как же вы начали со второго элемента, игнорируя указание праведника, главы народа Израиля? Других доказательств не нужно. Не зря же мой тесть, Ребе, связал два этих аспекта и начал именно с супружества. Сказали наши мудрецы, и это повторено в «Ликутей Тора», конец главы «Браха»: благословение приходит к мужчине благодаря его жене. Некоторым мужчинам дается пропитание и без этого или в счет будущего, но основное благословение Свыше — благодаря жене. Поэтому Вы непременно должны были выполнить указание моего тестя, Ребе, и сказано: «Именно мужчина ищет женщину». А слова праведников истинны всегда, и если Вы не ошибетесь в выборе и найдете хорошую супругу, то, несомненно, осуществится сказанное: «…водворить благословение в твоем доме». <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 149)

Запрет ссуды под проценты

<…> Вы пишете, что, несмотря на мое указание получить ссуду в благотворительной кассе, Вы не сделали этого, аргументируя тем, что их благотворительная касса работает согласно «этер иска» и Вы не хотите связываться с процентами даже таким образом. Я тоже осторожен в таких вещах, ведь запрет процентов касается не только дающего и берущего, но и свидетелей и оформителей. И перед тем как организовывать благотворительную кассу на принципах «этер иска», нужно было получить мое согласие. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 165)

 

<…> Вы прислали мне копию Вашего договора в отношении бондов и опасаетесь нарушения запрета процентов. Разрешение заниматься такими вещами весьма шаткое, и тем более если дело можно решить, просто прибавив два слова — «этер иска» [и оформив его]. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 288)

 

<…> Я уже писал о деньгах, зарабатываемых посредством нарушения шабата (хотя и не от самих нарушителей шабата) и нарушения запрета процентов (хотя и не от самих берущих проценты). Ошибаются те, кто думает, что эти деньги помогут оскверняющему шабат и берущему проценты (дескать, пожар можно гасить и сточной водой). Нет, это богатство, хранимое для владельцев его на беду, подобно тому, как нефтью нельзя тушить пожар. Здесь я подразумеваю тех, кто говорит, что помогает Израилю посредством бондов и даже не хочет оформить их посредством «этер иска», а также о доходах, получаемых израильскими мореходными судами, осуществляющими рейсы в шабат, о чем я давно уже предупреждаю. К моему большому удивлению, ко мне никто не прислушался. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 265)

Как правильно вести бизнес

<…> Я был рад прочитать, что состояние Вашего бизнеса улучшилось, но то, что по этой причине Вы больше не можете принимать заказы, мне не нравится. Когда нам Свыше даруют успех в делах и расширяют канал, по которому он приходит, необходимо расширять и способные его принять сосуды, а не говорить, что они пока не готовы его вместить. А если некто не принимает дополнительных заказов, то заказчик, несомненно, поищет кого‑то другого и найдет, и этот выбор не будет одноразовым. <…>

Перевод с идиша и иврита
[author]А. Ольмана[/author], [author]И. Стрешинского[/author], [author]Ц.‑Г. Блиндера[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.