Песах, Послания Любавичского Ребе

Пасхальное послание

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 апреля 2024
Поделиться

К  Песаху нужно готовиться тщательно и заблаговременно, чтобы встретить этот великий праздник как полагается. И речь не только о готовности материальной, которая требуется от нас, но и о духовной, ибо в жизни еврея материальное и духовное тесно взаимосвязаны, особенно когда мы отмечаем шабат и наши праздники.

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.

Сказано: «Каждый еврей в каждом поколении должен считать, что его лично вывели из Египта». Это означает, что урок Песаха всегда несет в себе своевременное послание для каждого еврея. История Песаха — история особого Б-жественного провидения: лишь она определяет судьбу нашего народа. Событиям внешнего мира не нужно влиять на нас: мы избраны на страдания, избави Б-же, посреди общего процветания и равным образом на безопасность посреди общего бедствия или катастрофы. История нашего порабощения и освобождения, о которых рассказывает нам Песах, убедительный тому пример. Ибо судьбу нашего народа определяет верность Б-гу и Его пророкам.

Этот урок подчеркивают три главных символа седера, относительно чего наши мудрецы говорили: если еврей не умеет объяснить их смысл, он не соблюдает седер как полагается: Песах [пасхальная жертва], маца и марор [горькая зелень]. Обращаясь к этим символам в хронологическом порядке и в соответствии с объяснением Агады, мы говорим: еврей может избежать марора (горечи жизни) лишь с помощью Песаха (заботы, которая исходит от Бога и спасает дома евреев даже посреди серьезного бедствия) и мацы — тогда и катастрофа, и враги послужат евреям на благо, с великой поспешностью изгонят их из Мицраима (Египта), места мрака и извращений, и приведут их под луч света и праведности.

Мы должны помнить еще одну важную вещь. Праздник освобождения должен быть связан с заповедью «Расскажи своему сыну». Создание и существование еврейского дома, как и еврейского народа в целом, зависит от воспитания юного поколения, как мальчиков, так и девочек: мудрых и злонравных (временно), простых и тех, кто не знает, о чем спросить. Мы не имеем права уклоняться от своих родительских обязанностей. Никакие оправдания не годятся: ни то, что наш ребенок «разумный, найдет свой собственный путь в жизни, следовательно, и учить его незачем», ни то, что «ребенок мой злонравен, и учить его бесполезно». Не следует ни радоваться, ни отчаиваться. Ибо все еврейские дети, мальчики и девочки, суть «дети Б-жьи», и наш священный долг — позаботиться, чтобы они оправдали это именование. Достичь этого возможно лишь посредством истинно еврейского воспитания в духе кашрута, в полном соответствии с Б-жьей Торой. Тогда мы все удостоимся исполнения наших горячих надежд: «На следующий год мы будем свободны; на следующий год мы будем в Иерусалиме!» Изначально опубликовано в «Полной истории Песаха» (Merkos Publications)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Учение Хабад. Песах

Поскольку на первом этапе Исхода (который символизирует маца) освобождение от египетской скверны происходит лишь в результате высшего откровения, а не усилиями самого человека, поэтому в этом этапе нет ни понимания, ни наслаждения. Лишь на втором этапе Исхода, который опирается на понятия и возможности воспринимающего (намек на этот этап дан в бокалах вина), человек ощущает вкус и получает наслаждение от происходящего.

Учение Хабад. Выход из Египта каждый день

Отличие ежедневного выхода из Египта от того, который произошел впервые, находит выражение в том, что в первый раз он начался с Б‑жественного откровения Свыше, вовсе не связанного со служением евреев. Выход из Египта в каждом поколении и каждый день, первым этапом которого является Свет, идущий Свыше, происходит в результате служения человека, но это служение требует полного отказа от себя и абсолютного подчинения этому Свету Свыше.

Учение Хабад. Пробуждение человека

Даже после высокого духовного пробуждения, которое пережил еврейский народ в момент, когда сам Всевышний во всем Своем величии освободил евреев из Египта, поскольку их природные качества остались без изменений до завершения служения счета омера, то и скверна рабства не исчезла и не оставила евреев окончательно вплоть до дарования Торы.