Письма о деловой жизни, достатке и заработке
Заработок, изучение Торы и соблюдение заповедей
а) они честно ведут свои дела и отделяют из своих средств на благотворительность;
б) несмотря на то что ведение бизнеса поглощает большую часть их дня, они устанавливают постоянные часы для изучения Торы, хотя в количественном масштабе этих часов у них и меньше, чем у тех, кто постоянно пребывает «в шатре Торы». Тем не менее именно ввиду того, что им приходится тратить на учебу меньше времени в связи с обилием забот о хлебе насущном, эти часы, затраченные на Тору, особенно драгоценны.
Я уверен, что и Вы выделили время для изучения Торы, и не только «открытой» ее части, но также и учения хасидизма. И пусть это станет тем каналом, по которому к Вам придет благословение в делах и изобилие — как духовное, так и материальное!
(Игрот кодеш. Т. IV. С. 279–280)
Не думать о поиске заработка в молодом возрасте
Я был рад получить Ваше письмо, в котором Вы сообщаете о том, как устроились в Бостоне, и в плане учебы в ешиве, и вне ее стен, и мне было приятно узнать, что Вы не ограничиваетесь своими постоянными обязанностями, но ищете дополнительные возможности повлиять на наш мир. Известно, что мудрецы определяли процесс учебы как «занятие (эсек) Торой», тогда как слово «эсек» обычно используется для определения занятия (эсек) бизнесом. Так же как занимающийся бизнесом не ждет, пока блага упадут на него с неба, но всюду денно и нощно ищет возможности расширять свое дело, — таким же должно быть и наше отношение к духовному «заработку». Нужно стараться всюду искать его, и тогда благодаря этому человек получит и материальный достаток, а также общее благополучие во всех своих делах.
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 25)

Церемония авдалы в образовательном центре Хабад‑Любавич в Миннеаполисе. 1960‑е. The Lubavitch Foundation
Ясно, что, поскольку Вы чудесным образом сумели поступить в ешиву, да еще в такую, где изучают как Открытую, так и Сокрытую Тору, Вы должны суметь увидеть, как свыше Вам помогают выйти на самую лучшую дорогу — как в материальном, так и в духовном плане. Мы знаем также, что человеку часто в виде испытания посылают мысли о прерывании учебы, однако их следует отвергнуть и посвятить себя изучению Открытой и Сокрытой Торы, постоянно и с большим усердием. Очевидно, что Тот, Кто кормит и питает всех, в нужное для того время обеспечит Вам пропитание. И в Вашем возрасте не стоит смущать себя заботами о пропитании, ведь оно зависит только от Всевышнего. Поэтому связь с Торой и заповедями — вот лучший способ обеспечить себе пропитание с течением времени. Оставление «шатра Торы» до срока лишь мешает этому. И пусть Всевышний пошлет Вам благословение в изучении Торы и в богобоязненности!
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 163–164)
А когда заработок связан с учреждениями Хабада, материальная и духовная сторона помогают друг другу. Относительно того, что, как Вы пишете, Ваша работа в учреждениях Хабада вредна для Вашего здоровья, — вне всяких сомнений, можно устроить так, чтобы не доходить до крайностей, например, если нужно ездить, то не весь год и даже не большую его часть. Но, с другой стороны, не уходите с этой работы полностью. И тогда Всевышний в изобилии обеспечит пропитанием Вас и Ваших домочадцев и прибавит Вам сил, дабы Вы смогли и дальше распространять источники хасидизма наружу, а также самостоятельно изучать «открытую» часть Торы и хасидизм.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 13)
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 191)
(Игрот кодеш. Т. X. С. 351)
Работа и исследования
Разумеется, второй вариант лучше, ведь при планировании своей дальнейшей жизни человек должен принимать во внимание не только ближайшие дни и недели, но и более отдаленное будущее. Стоит еще некоторое время пожить в стесненных обстоятельствах, чтобы впоследствии получить душевное удовлетворение и лучшие условия жизни на долгие годы вперед. Но все сказанное верно при том условии, что Вы сможете, посвящая большую часть своего времени и энергии науке, жить не слишком стесненно. Ведь заботы о хлебе насущном мешают сосредоточиться на научных исследованиях и уменьшают шанс добиться в них успеха.
И необходимо помнить, что настоящее счастье любого еврея, как материальное, так и духовное, зависит от следования пути святой Торы, и чем крепче связь с ней, тем успешнее как материальная, так и духовная жизнь. И ничто не устоит перед желанием!
(Игрот кодеш. Т. X. С. 382)
Но, поскольку Всевышний постановил, что чистосердечное раскаяние исправляет даже прошлые проступки, Вы должны принять безоговорочное решение следовать пути Торы, Торы Жизни, найти себе другое место работы и приложить все необходимые старания для того, чтобы жить в соответствии с «Шульхан арух». Тогда можно надеяться, что Ваше финансовое положение со временем выправится, хотя, возможно, вначале будет тяжело. Сказано в Писаниях: «И было начало твое тягостным, но конец твой будет величественным» (Иов, 8:7).
Кроме того, стоит проверить состояние Ваших тфилин, а также мезузы в том доме, где Вы живете, давать один или несколько франков на благотворительность перед утренней молитвой будней, а после утренней молитвы в будни, субботы и праздники прочитывать хотя бы один псалом.
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 207)
(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 183)
(Игрот кодеш. Т. XV. С. 27–28)
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 361)

Урок Гемары в любавичской ешиве в Кфар‑Хабаде. 1960‑е. Фото: Миха Бар Ам, Исаак Фрейдин. The Lubavitch Foundation
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 76)
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 85)
Вы думаете над тем, чем будете зарабатывать впоследствии. Но Вы сейчас в том возрасте, когда Ваши стремления к той или иной профессии могут измениться, тем более после того, как Вы посвятите какое‑то время изучению Торы, как было описано выше. Не стоит сейчас, на этом этапе Вашей жизни, принимать решения о будущей профессии. Всему свое время! Подумаете об этом тогда, когда придет час для конкретных решений.
Перевод с идиша и иврита
[author]А. Ольмана[/author], [author]И. Стрешинского[/author], [author]Ц.‑Г. Блиндера[/author]

«Хумаш Коль Менахем»: Куда «обратится» Бог?

Раскрытие сокровенного: Хок — это непреложный закон, который не подлежит объяснению
