Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 28 февраля 2016
Поделиться

Заработок, изучение Торы и соблюдение заповедей

<…> В хасидизме много говорится о позитивной роли деловых людей в еврейской жизни; в основном она проявляется в двух аспектах:

а) они честно ведут свои дела и отделяют из своих средств на благотворительность;

б) несмотря на то что ведение бизнеса поглощает большую часть их дня, они устанавливают постоянные часы для изучения Торы, хотя в количественном масштабе этих часов у них и меньше, чем у тех, кто постоянно пребывает «в шатре Торы». Тем не менее именно ввиду того, что им приходится тратить на учебу меньше времени в связи с обилием забот о хлебе насущном, эти часы, затраченные на Тору, особенно драгоценны.

Я уверен, что и Вы выделили время для изучения Торы, и не только «открытой» ее части, но также и учения хасидизма. И пусть это станет тем каналом, по которому к Вам придет благословение в делах и изобилие — как духовное, так и материальное!

(Игрот кодеш. Т. IV. С. 279–280)

Не думать о поиске заработка в молодом возрасте

Я был рад получить Ваше письмо, в котором Вы сообщаете о том, как устроились в Бостоне, и в плане учебы в ешиве, и вне ее стен, и мне было приятно узнать, что Вы не ограничиваетесь своими постоянными обязанностями, но ищете дополнительные возможности повлиять на наш мир. Известно, что мудрецы определяли процесс учебы как «занятие (эсек) Торой», тогда как слово «эсек» обычно используется для определения занятия (эсек) бизнесом. Так же как занимающийся бизнесом не ждет, пока блага упадут на него с неба, но всюду денно и нощно ищет возможности расширять свое дело, — таким же должно быть и наше отношение к духовному «заработку». Нужно стараться всюду искать его, и тогда благодаря этому человек получит и материальный достаток, а также общее благополучие во всех своих делах.

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 25)

 

Церемония авдалы в образовательном центре Хабад‑Любавич в Миннеаполисе. 1960‑е. The Lubavitch Foundation

Церемония авдалы в образовательном центре Хабад‑Любавич в Миннеаполисе. 1960‑е. The Lubavitch Foundation

<…> Вы пишете, что учитесь в ешиве «Томхей тмимим» в Лоде и что Вам пятнадцать с половиной лет, а также спрашиваете, стоит ли Вам оставлять ешиву, чтобы выучиться какой‑либо профессии.

Ясно, что, поскольку Вы чудесным образом сумели поступить в ешиву, да еще в такую, где изучают как Открытую, так и Сокрытую Тору, Вы должны суметь увидеть, как свыше Вам помогают выйти на самую лучшую дорогу — как в материальном, так и в духовном плане. Мы знаем также, что человеку часто в виде испытания посылают мысли о прерывании учебы, однако их следует отвергнуть и посвятить себя изучению Открытой и Сокрытой Торы, постоянно и с большим усердием. Очевидно, что Тот, Кто кормит и питает всех, в нужное для того время обеспечит Вам пропитание. И в Вашем возрасте не стоит смущать себя заботами о пропитании, ведь оно зависит только от Всевышнего. Поэтому связь с Торой и заповедями — вот лучший способ обеспечить себе пропитание с течением времени. Оставление «шатра Торы» до срока лишь мешает этому. И пусть Всевышний пошлет Вам благословение в изучении Торы и в богобоязненности!

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 163–164)

 

<…> Нужно стараться, чтобы материальный заработок был связан с работой в институтах Хабада, тем более что это — сознательно или подсознательно — ближе сердцам хабадников, и потому успеха в такой работе будет больше. Что касается духовной стороны: наши ребе влияют на своих учеников во всем, включая все их нужды, как о том сказал Моше‑рабейну: «Откуда у меня мясо, чтобы дать им?» (Бемидбар, 11:13). Казалось бы, забота о мясе для еды была задачей, не соответствовавшей его духовному уровню, (как разъяснено в «Ликутей Тора», этим следовало заниматься семидесяти старцам), однако же Моше знал, что и это зависит от него.

А когда заработок связан с учреждениями Хабада, материальная и духовная сторона помогают друг другу. Относительно того, что, как Вы пишете, Ваша работа в учреждениях Хабада вредна для Вашего здоровья, — вне всяких сомнений, можно устроить так, чтобы не доходить до крайностей, например, если нужно ездить, то не весь год и даже не большую его часть. Но, с другой стороны, не уходите с этой работы полностью. И тогда Всевышний в изобилии обеспечит пропитанием Вас и Ваших домочадцев и прибавит Вам сил, дабы Вы смогли и дальше распространять источники хасидизма наружу, а также самостоятельно изучать «открытую» часть Торы и хасидизм.

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 13)

 

<…> Вы пишете, что Вашим занятиям мешают, говоря, что Вы должны помогать содержать дом. Но ведь известно мнение Торы о том, что еврей получает свое пропитание только от Всевышнего, как сказано: «Если будете следовать Моим законам…», как и комментарий Раши к этим словам: «Если будете тяжело трудиться над Торой» (Ваикра, 26:3), — то именно благодаря этому и осуществится обещание Всевышнего «…и земля даст свой урожай…» (Ваикра, 26:4). То есть благословение Всевышнего пребудет на всем, что необходимо человеку. Люди же обычно мыслят наоборот: «Если мы прекратим изучать Тору, то у нас будет больше возможностей для заработка». Вы можете показать мое письмо руководству ешивы, с тем чтобы Ваши наставники повлияли на Ваших родителей, дабы они прониклись этой идеей.

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 191)

 

<…> Вы пишете, что до последнего времени учились в ешиве «Томхей тмимим» в Лоде, но теперь не можете продолжать учебу, так как должны помогать зарабатывать деньги своим родителям. Вы, без сомнений, сможете договориться с руководством ешивы о том, чтобы продолжать свою учебу существенную часть дня, а родителям помогать в остальное время. Так как Вы удостоились уже несколько лет пребывать «в шатре Торы» и изучать не только Открытую Тору, но и учение хасидизма — «душу Торы», то нужно приложить усилия для того, чтобы продолжать учебу еще какое‑то время. Мы полагаемся на Всевышнего, который сделает так, чтобы Вы смогли учиться и чтобы при этом финансовое положение Вашей семьи не пострадало. Ведь в мидраше «Сифра», который и приведен в комментарии Раши, прямо сказано: «“Если по законам Моим ходить будете” — то есть будете тяжело трудиться над Торой», — именно тяжело трудиться — «то Я дам вам дожди вовремя».

(Игрот кодеш. Т. X. С. 351)

Работа и исследования

<…> Вы также спрашиваете, как Вам правильнее поступить: пойти работать врачом, но при этом Вы будете постоянно заняты работой и у Вас не останется времени для научных исследований, или же заняться наукой, где, по Вашим же словам, у Вас есть хорошие шансы преуспеть.

Разумеется, второй вариант лучше, ведь при планировании своей дальнейшей жизни человек должен принимать во внимание не только ближайшие дни и недели, но и более отдаленное будущее. Стоит еще некоторое время пожить в стесненных обстоятельствах, чтобы впоследствии получить душевное удовлетворение и лучшие условия жизни на долгие годы вперед. Но все сказанное верно при том условии, что Вы сможете, посвящая большую часть своего времени и энергии науке, жить не слишком стесненно. Ведь заботы о хлебе насущном мешают сосредоточиться на научных исследованиях и уменьшают шанс добиться в них успеха.

И необходимо помнить, что настоящее счастье любого еврея, как материальное, так и духовное, зависит от следования пути святой Торы, и чем крепче связь с ней, тем успешнее как материальная, так и духовная жизнь. И ничто не устоит перед желанием!

(Игрот кодеш. Т. X. С. 382)

<…> Вы жалуетесь на Ваше материальное положение. И это неудивительно: ведь в последние годы Вы зарабатывали деньги в ущерб соблюдению шабата, а в наших святых книгах говорится, что это не только не добавляет доходы, но даже убавляет их.

Но, поскольку Всевышний постановил, что чистосердечное раскаяние исправляет даже прошлые проступки, Вы должны принять безоговорочное решение следовать пути Торы, Торы Жизни, найти себе другое место работы и приложить все необходимые старания для того, чтобы жить в соответствии с «Шульхан арух». Тогда можно надеяться, что Ваше финансовое положение со временем выправится, хотя, возможно, вначале будет тяжело. Сказано в Писаниях: «И было начало твое тягостным, но конец твой будет величественным» (Иов, 8:7).

Кроме того, стоит проверить состояние Ваших тфилин, а также мезузы в том доме, где Вы живете, давать один или несколько франков на благотворительность перед утренней молитвой будней, а после утренней молитвы в будни, субботы и праздники прочитывать хотя бы один псалом.

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 207)

 

<…> Вы также пишете, что недовольны своим финансовым положением. Возможно, причина этого в том, что Вы не только не прибавляете, но, возможно, и убавляете от времени, отводимого Вами на изучение Торы, Торы Жизни. А ведь она — истинный сосуд для благословений с Небес, для всего того, в чем нуждается человек, и не только в духовной, но и в материальной сфере. Если Вы будете ей следовать, Всевышний без сомнения выполнит Свое обещание: «Если будете следовать Моим законам…и даст земля урожай». <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 183)

 

<…> В своем письме Вы пишете, что учитесь в ешиве, и спрашиваете, какой дальнейший путь Вам избрать <…> В наши дни изучение Торы в Израиле вдвойне важно, так как оно ставит на прочную основу саму жизнь человека, чтобы он мог выдержать все испытания нашей эпохи и устоять перед дующими со всех сторон ураганными ветрами. А ведь они не ослабевают, но крепнут день ото дня. Не только тот, кто избрал себе профессию, связанную со служением в святости — раввин, глава ешивы, резник, — должен учиться в ешиве много лет, но и каждый молодой человек, желающий жить в соответствии с Торой, выполняя волю своего Создателя, должен несколько лет проучиться в ешиве. Тем более это касается того, кто не избирает себе профессию в религиозной еврейской сфере, поскольку его испытания будут еще большими. Поэтому в те годы, когда формируется его духовный облик, он должен находиться в стенах ешивы, не отвлекаясь на другую учебу и не погружаясь в другую атмосферу. И дело вовсе не в приобретении дополнительных знаний, и даже не в том, чтобы стать ученым человеком, а в способности правильно выполнять заповеди. <…>

(Игрот кодеш. Т. XV. С. 27–28)

<…> Разумеется, Вы должны учиться в ешиве. А что до помощи в заработке — если Вы будете учить святую Тору, то Всевышний пошлет благословение Вашему дому. Но главное, чтобы члены Вашей семьи использовали деньги только на то, что приносит радость.

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 361)

 

Урок Гемары в любавичской ешиве в Кфар‑Хабаде. 1960‑е. Фото: Миха Бар Ам, Исаак Фрейдин. The Lubavitch Foundation

Урок Гемары в любавичской ешиве в Кфар‑Хабаде. 1960‑е. Фото: Миха Бар Ам, Исаак Фрейдин. The Lubavitch Foundation

<…> Не вступайте ни в какие споры, но мягко объясняйте, что тысячи людей учатся в любавичских и других ешивах, в Израиле и во всем мире и что так было и в прошлых поколениях. Что до забот о заработке — Всевышний несомненно обеспечит тех, кто трудится над Его Торой. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 76)

 

<…> Вы пишете, что беспокоитесь о том, что, возможно, после свадьбы Вам придется много платить за жилье, и думаете, не уехать ли за границу… Удивительно, как можно уже сейчас начинать беспокоиться о том, что будет после свадьбы, причем беспокоиться до такой степени, что это отвлекает от учебы! <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 85)

 

<…> Первое условие для достойного заработка — это обретение душевного покоя и возможности сосредоточиться на своей профессии. Это тем более верно для умного человека, о котором сказано в книге Коелет: «Умножающий познание умножает скорбь», особенно при виде всего того, что творится вокруг в наше время. Ему нужно упрочить свое мировоззрение, а это возможно только посредством пребывания в атмосфере, пронизанной Торой и связанной с изучением Торы, без того, чтобы его отвлекало изучение других предметов. И после того, как таким образом будет заложен прочный фундамент, на нем можно будет строить «здание» заработка посредством изучения какой‑либо профессии. Другими словами, те месяцы и годы, которые человек посвятит изучению Торы, служат основой его профессиональной деятельности в будущем.

Вы думаете над тем, чем будете зарабатывать впоследствии. Но Вы сейчас в том возрасте, когда Ваши стремления к той или иной профессии могут измениться, тем более после того, как Вы посвятите какое‑то время изучению Торы, как было описано выше. Не стоит сейчас, на этом этапе Вашей жизни, принимать решения о будущей профессии. Всему свое время! Подумаете об этом тогда, когда придет час для конкретных решений.

Перевод с идиша и иврита
[author]А. Ольмана[/author], [author]И. Стрешинского[/author], [author]Ц.‑Г. Блиндера[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.