Зрительный зал

Когда доктор Смерть был еще жив

Ирина Мак 25 июля 2018
Поделиться

Пятнадцать лет назад не стало Джона Шлезингера, одного из ведущих британских кинорежиссеров второй половины XX века. Его наиболее известные фиьмы «Полночный ковбой» и «Воскресенье, кровавое воскресенье» были удостоены премий «Оскар» и «Золотой глобус». Сегодня «Лехаим» вспоминает политический триллер Шлезингера «Марафонец», также завоевавший в свое время престижные кинопремии.

Джон Шлезингер на съемках

Относительное изобилие фильмов о Холокосте, снятых, в основном, в последние годы и десятилетия, воспринимается сегодня как обычное дело, дань прошлому, которое ни для кого не секрет. Трудно представить себе, что еще лет тридцать назад все было иначе, по крайней мере в нашей стране. Нам настолько не показывали ничего, что кадры из «Марафонца», увиденные на видеокассете в конце 1980-х, воспринимались почти как документ.

Выцветшая татуировка — номер узника концлагеря на руке усталого человека, который пытается опознать в респектабельном старике своего давнего мучителя, — стоит перед глазами и сейчас. На этом кадре я пару раз, уже в 2000-х, случайно включала телевизор — и всегда смотрела дальше. Эта мимолетная сцена — эпизод запутанного детективного сюжета, с погонями и стрельбой, который легко можно причислить и к жанру триллера. В фильме столько неизбежных смертей, что в какой-то момент они перестают удивлять. Только главный герой остается жив.

Его сыграл 38-летний Дастин Хоффман, легко помолодевший и перевоплотившийся в аспиранта-историка Томаса Леви. Он пишет диссертацию в Колумбийском университете и тренируется по утрам в Центральном парке, в надежде пробежать марафон. Он кажется намного моложе своего реального возраста: таким мы Хоффмана прежде и не видели. Разве что в «Крамере против Крамера» и в «Тутси», шедших в несколько кастрированном виде в советском прокате и в действительности снятых позже. Более ранние фильмы с Хоффманом — «Выпускник» и «Полночный ковбой», который даже в США в 1969 году посчитали настолько непристойным, что разрешили прокат только в двух кинотеатрах, в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке, — в нашей стране показать в то время никак не могли. Дастин Хоффман для нас совсем не был героем.

Маленький — рост 1 метр 66 сантиметров, не красавец, потомок еврейских эмигрантов из России, с обаятельной улыбкой и умным прищуром, он заменил в «Марафонце» Аль Пачино, которого изначально видел в этой роли режиссер. Не сыграла здесь и Джулия Кристи: ее роль — немки, работавшей на бывших нацистов, скрывавшихся в Южной Америке, — отлично исполнила Марта Келлер. И тем не менее в картине задействована настоящая звездная команда. Из первоначально предполагавшихся актеров в итоге остался Рой Шайдер, известный по фильму Боба Фосса «Весь этот джаз», — он играет Генри Леви, старшего брата Тома, по заданию американских секретных служб выслеживающего скрывшихся от возмездия фашистов. Малыш, он же Том, об этом не догадывается, считая, что у богатого брата нефтяной бизнес.

Один из таких сбежавших нацистов — доктор Зелл, проводивший в Освенциме опыты над узниками и успевший перебраться после войны в Парагвай. Для Зелла Генри — один из курьеров, через которого стареющий преступник переправляет свои бриллианты в нью-йоркский банк. А значит, один из тех, кто знает о его прошлом и кого нужно убрать. Убив Генри, Зелл пытает его брата Малыша, рассчитывая выяснить, что тот знает. Сцены с пытками, эти страшные дантистские упражнения и постоянно, с упорством маньяка, повторенный Зелом вопрос «Is it safe?», обращенный к Малышу, заставляют вспомнить все, что мы читали и слышали об изуверствах Менгеле. И восхититься игрой Лоуренса Оливье. Именно он, величайший артист Британии, игравший Гамлета, Шейлока и Отелло, сыграл в «Марафонце» доктора Смерть.

Дастин Хоффман. Кадр из фильма «Марафонец», 1976 год

Разумеется, прототипом Зелла стал Йозеф Менгеле, ставивший на своих узниках бесчеловечные эксперименты. Разумеется, я знала о его изуверствах. Но это были случайные сведения — других в те годы не существовало. Документальных фильмов на эту тему не показывали — пришлось бы много говорить о евреях, а это было запретное слово на советских экранах. Самое обидное, что тогда был жив еще кто-то из его «пациентов», и на Западе эти свидетельства преступлений безусловно снимали и показывали, и сегодня мы имеем возможность смотреть эти настоящие документы. Но тогда за границу никто не ездил. После премьеры «Семнадцати мгновений весны» всех занимала история Мартина Бормана, сбежавшего после вой­ны в Латинскую Америку. Остальные беглецы казались персонами не того масштаба.

Между тем Менгеле был не просто садистом. В 1935-м этот практик и теоретик нацизма защитил диссертацию на тему «Расовые различия структуры нижней челюсти», заранее получив индульгенцию на свои опыты над представителями низших рас. Как и его экранный клон, Менгеле умудрился избежать наказания, скрывшись в Парагвае, а потом перебраться в Аргентину. На момент написания британским писателем Уильямом Голдманом, автором сценариев «Бутча Кэссиди и Санденса Кида» и «Всей королевской рати», сценария по собственному роману «Марафонец» Менгеле был еще жив. Люди из «Моссада», которые занимались в 1960 году в Буэнос-Айресе похищением Эйхмана, выследили и его, но побоялись рискнуть и спугнуть главную персону. Менгеле утонул во время купания в 1979-м — у него случился инсульт. Его кинодвойнику пришлось хуже. Ни Голдман, побывавший на вой­не, ни режиссер Джон Шлезингер, сын лондонского врача-еврея, попавший на фронт в 1943-м, явно не были склонны оставлять Зелла в живых.

Прилетев на несколько дней из Парагвая в Америку — забрать из банка собственные бриллианты, в покупку которых он вкладывал средства всю жизнь, Зелл впервые попадает в логово врага — центр еврейской жизни Нью-Йорка. Сегодня этими подробностями едва ли кого удивишь, но в конце 1980-х барышня в СССР, увидевшая на экране седобородых раввинов и ортодоксов, спешащих по Шестой авеню, не поверила своим глазам. Боюсь, я тогда вообще впервые увидела на экране столько евреев. Стоя посреди бородатых мужчин в кипах и дородных дам, разглядывающих в ювелирных лавках бриллианты и безусловно имеющих средства, чтобы их купить, богатейший нацист теряет весь свой апломб: мир изменился, пока он отсиживался в глуши. В фильме эти кадры моментальны. Чтобы представить себе эту картину, лучше обратиться к роману Голдмана:

«Восхищенный и веселый, Зелл безмятежно бродил среди евреев. Он и понятия не имел, что такое место, как бриллиантовый рынок, существует где-то в мире, но оно существовало, во всем своем этническом величии, простиралась от Пятой до Шестой авеню по Сорок седьмой улице. Зелл стоял с чемоданчиком в руке на тротуаре. Даже банк на углу Сорок седьмой улицы и Пятой авеню был Государственным банком Израиля <…> Потом Зелла узнали. И сам Зелл узнал — продавца с лагерной татуировкой на руке. И какая-то женщина с измученным лицом, едва заметив пожилого лысого господина, закричала:

— Дер вайссе Энгель! <…>

— Он уходит! Я остановлю его!..»

Невероятная история. Манхэттен кишмя кишел узниками нацистских концлагерей, и все они помнили Белого Ангела — так Кристианна Зелла прозвали в Освенциме за раннюю седину.

В этой пестрой еврейской толпе Малыш находит своего мучителя. Сотни многокаратных бриллиантов рассыпаются по гремящей железной лестнице водонасосной станции, где разворачивается последний поединок Ангела и Малыша. Этот поединок — реальный, а не выдуманный — продолжался все время, пока шли съемки, так гласит одна из легенд, которыми обросло снимающееся кино. Продукт американской актерской школы, а значит, верный наследник идей Станиславского, Дастин Хоффман пытался пропустить судьбу своего героя через себя, в буквальном смысле прожить его жизнь на экране. Он пробегал в день по четыре мили, чтобы обрести форму, и потерял за время съемок 15 фунтов, он выматывал себя бессонницей, когда, по сценарию, Малыш провел в пыточной Зелла бессонную ночь. Увидев все это, Оливье якобы спросил Хоффмана: «Не приходило ли вам в голову все это сыграть? Так намного проще».

Лоуренс Оливье и Дастин Хоффман в фильме Джона Шлезингера

Но миф не учитывает реальных фактов: Дастин Хоффман тогда переживал развод с первой женой, и бессонные ночи были для него, по его собственным воспоминаниям, обычным делом. В любом случае, все кончилось миром: в последний день съемок­ Лоуренс Оливье подарил своему младшему коллеге собрание сочинений Шекспира, и, к восторгу Хоффмана, сам тут же стал читать пьесы по ролям. Самого же Оливье этот фильм, как выяснилось, просто спас. У почти 70-летнего актера был рак, и врачи отпускали ему считанные месяцы жизни. Из-за этого студия «Парамаунт» отказывалась платить за страховку Оливье на территории Америки. Понадобилось выйти на палату лордов в парламенте Великобритании, чтобы те убедили страховую компанию «Ллойд» застраховать актера на время съемок в Штатах.

Страховка ему не понадобилась. По окончании съемок Оливье, который получил за «Марафонца» премию «Золотой глобус» и номинацию на «Оскара», прожил еще 13 лет. И это стало для него главной наградой.

(Опубликовано в №227, март 2011)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New Yorker: Родовые демоны семейства Меерович

При всей своей кристально чистой правдоподобности и психологической проницательности «Истории семьи Меерович» — почти карикатурная фантазия; Баумбах с бесцеремонным безразличием пренебрегает реальностью, используя сюжетные удары и встряски не для того, чтобы раскрыть характеры героев, а для того, чтобы испытать их, дабы посмотреть, как они справятся с очередным потрясением, и наблюдать, как накопившееся напряжение с шумом, искрами и паром вырывается из глубин прошлого.

The Times of Israel: «Моссад» предпочел не ловить Менгеле?

«Штази отправила донесения иракской разведке и посоветовала ей следить за своими учеными и их зубной пастой, потому что есть подозрения, что паста была отравлена. С этого момента иракская разведка приказала ученым, которые работали над созданием атомной бомбы, все время носить зубную пасту и щетку при себе каждый раз, когда они покидают Ирак. Они и ходили повсюду с зубной пастой, но двоих все равно отравили».

The Guardian: Последние охотники за нацистами

С 1958 года небольшое германское государственное учреждение занимается привлечением к судебной ответственности служителей Третьего рейха. Горстка обвинителей по‑прежнему выслеживает скрывающихся нацистов, но это крупнейшее в мире нераскрытое дело скоро будет закрыто.