Видео дня

Литература Второго Храма в Каирской генизе

14 июля 2020
Поделиться

Обнаруженная в конце 20-го века Каирская гениза одна из двух важейших находок для исследователей древнееврейских текстов, наряду со Свитками Мертвого моря. В отличие от Кумранских рукописей, датируемых периодом Второго Храма, содержимое Каирской генизы содержит в основном средневековые документы, начиная с конца в 9-го века и позднее. Кроме религиозной литературы, в Генизе также было обнаружено огромное количество административных, фискальных и личных документов. Однако среди 400 тысяч документов Генизы были обнаружены также и важнейшие тексты периода Второго Храма. О Каирской генизе и книге Адины Хофман и Питера Коула «Священный сор» рассказывает для Клуба литературных меценатов историк Михаил Туваль. 

Книгу Адины Хофман и Питера Коула «Священный сор» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

University of Cambridge: «Саада, рабыня»: погружение в микву и забвение, T‑S 12.872

Помимо возможности частично реконструировать некоторые детали из истории жизни рабыни и ее забытых детей, обратная сторона разорванного документа об отпуске на волю дает увлекательную информацию не только об обстоятельствах ее освобождения и обращения в иудаизм, но и о социальных реалиях в еврейских общинах начала XIII века в Каире. Обратная сторона пергамента содержит свидетельство о том, что Саада действительно получила от Маали гет, документ об отпуске на волю, — свидетельство, которое можно найти и в некоторых других документах об отпуске на волю или разводе из генизы.

Ислам и другие религии

Три основных вида неравенства — между господином и рабом, мужчиной и женщиной, правоверным и неверным — не просто допускались, они были установлены и регулировались священным законом. Все эти три группы приниженных признавались необходимыми или по крайней мере полезными; все они имели свои места и функции, даже если о третьей группе порой высказывались сомнения. При общем согласии о необходимости рабов и женщин иногда все‑таки возникал вопрос: так ли уж нужны неверные?