Трансляция

Commentary: «Марвел» и взлёт масс‑культуры

Джон Подгорец. Перевод с английского Светланы Силаковой 27 ноября 2020
Поделиться

Походы в кино в прошлом, настоящем и будущем

100 лет назад кинематограф дал старт массовой культуре. Питер Акройд, написавший биографию Чарли Чаплина, заметил, что в годы Первой мировой войны Чаплин стал первой на свете знаменитостью мирового масштаба — первым, кого знали в лицо на всей планете. Этой славой он был обязан экспорту своих короткометражных комедий, снимавшихся в Голливуде.

Сегодня, спустя 100 лет, массовая культура остается почти исключительно американским (или англоязычным) продуктом. Задумайтесь: самый коммерчески успешный фильм всех времен и народов, снятый не на английском языке, — китайская картина «Война волков‑2» «Война волков‑2» — боевик режиссера Джеки Ву (производство — Китай). Премьера состоялась в Китае в 2017 году. Продолжение картины 2015 года «Война волков» о приключениях китайского спецназовца. — Здесь и далее примеч. перев., если не указано иное.
, вышедшая в прокат в 2018 году. Вы о ней никогда не слышали, и понятно, почему. В хит‑параде кинопродукции всех стран и времен «Война волков‑2» занимает 65‑е место, а еще три недавних китайских фильма — 113‑е, 147‑е и 154‑е. Все, кроме этих четырех, фильмы в списке «250 самых кассовых кинокартин в истории человечества» либо сняты американцами, либо выпускались в прокат американскими компаниями, либо распространялись американцами. Так же обстоит дело и на телевидении. Возможно, эпоха стриминговых сервисов означает, что теперь американцы смотрят больше зарубежной телепродукции, чем прежде, но господство американского телевидения в мире все еще абсолютно неоспоримо. В 2017 году самыми популярными телесериалами в мире сочли криминальную драму «Морская полиция: Спецотдел» и ситком «Теория большого взрыва» — оба производства компании Си‑би‑эс, от них лишь ненамного отставали такие сериалы кабельных телекомпаний, как «Ходячие мертвецы» и «Игра престолов».

Возможно, сейчас американцы очень беспокоятся из‑за ослабления статуса и могущества своей страны, но в том, что касается глобальной массовой культуры, никаких примет ослабления не видно. Спустя 100 лет после того, как человек в наряде бродяги, можно сказать, изобрел понятие «знаменитость», сегодня в мире самые популярные культурные фигуры — около дюжины американцев в нарядах совершенно иного сорта: их костюмы впервые нарисовали полвека тому назад лишенные авторских прав шлепы Шлеп (идиш) — лодырь, неумеха.
‑поденщики, в большинстве своем евреи, ишачившие за гроши в расположенном в Среднем Манхэттене убогом офисе издательства бульварной литературы «Марвел комикс».

Как и столь многое в массовой культуре ХХ века, бизнес на издании комиксов придумали и осуществили на практике иммигранты в первом поколении — еврейские бизнесмены, писатели и художники, чье положение «аутсайдеров‑инсайдеров» в Америке дало им особый — и ценный — угол зрения. Как отмечает персонаж романа Майкла Шейбона «Потрясающие приключения Кавалера & Клея» В другом переводе выходил по‑русски под названием «Приключения Кавалера и Клея», причем автор значился как Майкл Чабон. : «Все они — евреи, эти самые супергерои. Супермен — тебе не приходило в голову, что он еврей? Приехал из Старого Света, сменил имя — и на какое? Кларк Кент — кто, кроме еврея, выберет себе такое имя?» Евреи, создававшие комиксы, рассказывали современные сказки про силачей, которые под гнетом обстоятельств часто вынуждены притворяться относительно бессильными, даже если воюют с внешними силами зла, жаждущими во что бы то ни стало уничтожить силачей и их общество — то самое общество, которое к этим жестоковыйным людям, занимавшим дешевые места в «кинозале культуры», относилось несправедливо, и они это отлично понимали.

Создатели Супермена Джерри Сигел и Джо Шустер, двое молодых парней из Кливленда, продали свою интеллектуальную собственность за 130 долларов компании «Ди‑Си», где хозяйничали два иммигранта — Джек Лейбовиц и Гарри Доненфельд. Основным конкурентом «Ди‑Си» была компания, впоследствии переименованная в «Марвел»; ее владелец, некий Мартин (урожденный Мо) Гудман попросил своего племянника Стэнли Либера помочь ему управлять компанией. В итоге Либер сменил имя на Стэн Ли и стал публичным лицом компании, а заодно, внося свой вклад в текстовую часть комиксов (он сам писал и редактировал их), познакомил мальчишек всей Америки с самоироничным шутливым тоном «Пояса борща» и отчасти сформировал у них представления о том, что такое юмор.

Подобно тому, как Иззи Бейлин написал «Белое рождество» после того, как сменил имя на Ирвинг Берлин, а голливудские воротилы иностранного происхождения, такие как Шмуль Гельбфиш (впоследствии Сэм Голдвин) и Карл Леммле, помогли создать для американцев идеал Америки, практически безвестные и в большинстве своем еврейские авторы и редакторы комиксов сумели воплотить в ярких образах комплексы американских подростков — страхи, что ты недостаточно силен или слишком слаб, опасения, что люди узнают, кто ты на самом деле. Оказалось, что эти комплексы имели много общего с экзистенциальными страхами, расползшимися по миру после терактов 11 сентября 2001 года. Тогда‑то, в 2002‑м, с премьерой первого фильма о Человеке‑пауке, созданная евреями из «Марвел» интеллектуальная собственность легла в основу самых популярных в XXI веке продуктов индустрии развлечений.

Два фильма «Марвел», вышедшие с 2018 года, — «Мстители: Война бесконечности» и его продолжение — собрали в мировом прокате больше 5 млрд долларов. Очень скоро «Финал» — по отдельности — станет самым кассовым кинофильмом в истории. Добавьте к этому 5 млрд долларов — выручку остальных трех фильмов «Марвел», вышедших в 2019 году («Человек‑муравей и Оса», «Черная Пантера» и «Капитан Марвел»), — и в сумме получится, что за каких‑то 15 месяцев кассовые сборы в мире составили в общей сложности 8,3 млрд долларов.

Герои фильма «Мстители: Финал»

А теперь возьмем все 22 фильма, снятых «Марвел» с тех пор, как «Железный человек» 2008 года положил начало так называемой «Кинематографической вселенной “Марвел”» (КВМ). Совокупные кассовые сборы в мире — 21 млрд долларов, причем эта цифра будет расти и впредь. После премьеры картины «Человек‑Паук: Вдали от дома» можно сказать, что она почти гарантированно соберет от 1,5 до 2 млрд долларов. В ближайшие пять лет в прокат выйдут как минимум еще восемь фильмов КВМ, и нет причин полагать, что они будут хоть чуть менее успешны.

Исторические данные свидетельствуют, что серии и циклы со временем утрачивают массовую популярность либо оттого, что их качество снижается, либо потому, что аудитории они приедаются. Но в 2019 году «Марвел» в 19‑м и 21‑м фильмах КВМ (в «Черной Пантере» и «Капитане Марвел») выстроила сюжеты вокруг новых персонажей, и что же — оба фильма тоже прошли на ура. История не знает ни одного телесериала, аудитория которого на 11‑м году его существования увеличилась бы по сравнению с любым предшествующим годом. В анналах литературы только романы (и фильмы) о Гарри Поттере с течением времени сохранили или расширили свою аудиторию, но Дж. К. Роулинг написала всего семь томов (по ним снято восемь фильмов) Фильмы о Джеймсе Бонде на протяжении последних 56 лет гарантированно были кассовыми; это самый долгоживущий цикл в истории кино. Но за весь этот срок сняли лишь 25 фильмов цикла, причем в США самым кассовым из них (с учетом инфляции) остается «Шаровая молния» 1965 года. — Примеч. авт. . Подобный успех в сфере культуры не имеет аналогов ни в кино, ни в любой другой сфере.

Беспрецедентную полосу успеха «Марвел» отчасти можно объяснить высоким уровнем мастерства. Эти фильмы КВМ делаются с размахом, продюсеры, не скупясь, тратят деньги. Фильмы великолепны, при этом они ни в чем не повторяют друг друга — каждый снят на свой манер. С 2007 года курс КВМ прокладывает продюсер Кевин Файги — пост этот он занял в 33 года. Первый фильм, который сняли под его руководством, — «Железный человек» 2008 года: в нем Файги нашел абсолютно новую интонацию и тем самым открыл новые горизонты жанра «кино о супергероях». В «Железном человеке» отринули и преднамеренную манерность фильмов про Супермена 1970‑х годов, и макабрическую дурашливость фильмов про Бэтмена рубежа 1980–1990‑х, и политическую назидательность цикла «Люди Икс» начала 2000‑х. В «Железном человеке» взяли стандартный сюжет о супергерое, но не стали намеренно его вышучивать так, как во множестве более ранних фильмов. Причем этот сюжет соединили с тематикой и духом классической эксцентрической комедии 1930‑х годов про богачей, которым страх как нравится жить богато. А главное, исполнителю главной роли — бывшему скандалисту, бывшему заключенному Роберту Дауни‑младшему — дали шанс сыграть безответственного гениального изобретателя Тони Старка так, что этот персонаж стал забавным, эксцентричным, неотразимым.

Тони Старк из «Железного человека» — безответственный гениальный изобретатель

Оказалось, что это и есть секретный эликсир «Марвел» — умение подыскивать актеров, способных сделать подобных персонажей смешными, интересными и неожиданными, одновременно вписывая их в сюжеты и жанры, взятые прямо из классического голливудского кино. «Первый мститель» — военный фильм о Второй мировой. «Первый мститель: Другая война» — параноидальный вашингтонский триллер из 1970‑х. «Человек‑муравей» — из жанра «кино про грабителей». «Черная Пантера» — бондиана. «Человек‑паук: Возвращение домой» — в духе картин Джона Хьюза из жизни старшеклассников.

Эти задачи удались Файги сотоварищи далеко не с первой попытки. Второй фильм КВМ, «Невероятный Халк», зануден и лишен самоиронии, третий, «Железный человек‑2», — классический пример неудачно задуманного сиквела, после которого начинаешь думать, что удача первого фильма серии была случайной. Но затем вышел «Тор», довольно тягучий, но выстроенный вокруг прежде безвестного актера‑колосса Криса Хемсворта, у которого обнаружилось сверхъестественное чутье комика. Потом вслед за Хемсвортом пришли другие не слишком известные актеры — такие, как Крис Эванс (Капитан Америка), Том Холланд (Человек‑паук) и Крис Пратт (Звездный Лорд), чье магнетическое обаяние, звездная харизма и владение комедийными приемами настолько завораживали, что их триумф в вышеназванных ролях обеспечил Файги звание чуть ли не величайшего в истории кино мастера кастинга.

Крис Пратт и его команда в «Стражах Галактики‑2»

В начале 1960‑х «Марвел комикс» обставила «Ди‑Си комикс», объединив всех своих персонажей и выходившие в форме книг комиксы, а также позволив героям одних сюжетов наведываться в сюжеты про других. В 2005 году менеджер Дэвид Майзель убедил руководителей «Марвел» Айзека Перльмуттера и Ави Арада (как и на ранних этапах существования «Марвел», будь в комнате еще семеро, они могли бы собрать миньян опробовать новаторскую идею). Он мог бы договориться с «Меррил Линч» о финансировании, в таком случае «Марвел» не зависела бы от других студий, а продюсировала бы свои фильмы самостоятельно, что позволило бы, так же, как уже было сделано в комиксах в формате книг, увязать фильмы между собой.

Тогда «поиски синергии» были модным термином из попсовых учебников по предпринимательству и почти везде служили лишь эвфемизмом для упразднения штатных единиц. Но «Марвел студиос» воспользовалась синергией с «Марвел комикс» по‑новому. С актерами заключали долгосрочные контракты, не скрывая, что намереваются занимать их во многих фильмах как в главных ролях, так и во второстепенных. Оказалось, что такие персонажи, как Железный человек, играя в сюжете второстепенную роль, пробуждали у зрителя все ту же любовь, которую снискали в бытность главными героями, а это, в свою очередь, служило новым трамплином для их главных ролей в следующих картинах.

Итак, когда в 2012 году Файги собрал во «Мстителях» главных героев всех предыдущих фильмов и почти всех предыдущих исполнителей главных ролей, в результате не только резко повысился «коэффициент звездности» состава, но и невероятно возросло благорасположение зрителей. И вот что за этим последовало, покуда «Вселенная “Марвел”» все изобильнее наполнялась персонажами и событиями, — каждый новый фильм обращал себе на пользу зрительскую любовь к предыдущим кинокартинам и подогревал ее. Добавились новые супергерои из более поздних картин — таких, как «Стражи Галактики» (лучший из всех фильмов КВМ), «Черная Пантера», «Человек‑муравей» и «Капитан Марвел»: выбирай — не хочу, просто глаза разбегаются. В 2018 году «Мстители: Война бесконечности» завершился, в отличие от первых «Мстителей», не триумфом, а гибелью половины персонажей, которых стер в прах межгалактический поборник мальтузианства Танос. Кульминационная битва добра со злом в «Мстителях: Финал» происходит, когда все персонажи воскрешены и воюют с Таносом, — и в битве этой участвуют не меньше 36 актеров и актрис, уже знакомых нам по всем предыдущим, числом 21, фильмам КВМ. Наверно, никогда раньше в истории всех искусств нигде не было столь плотной концентрации звезд культуры. Тщательность, приложенная при создании и разработке этой вселенной, окупилась благодаря развязке, эмоциональное воздействие которой можно уподобить нокауту: именно благодаря ей «Мстители: Финал» скоро поставят рекорд всех времен по кассовым сборам (или уже поставили к моменту, когда вы читаете эти строки) Стоит отметить, что этот исторический рекорд — сумма кассовых сборов в мировом масштабе. В США «Мстители: Финал» пока не попал в число «25 самых кассовых» фильмов; рекорд всех времен по‑прежнему принадлежит «Унесенным ветром». По совокупным сборам, а они составили 1,8 млрд долларов (с учетом инфляции), «Унесенных ветром» уже ничто и никогда не догонит. — Примеч. авт. .

Уже несколько десятилетий кинематографисты, кинокритики и любители кино (в том числе я) оплакивают упадок кинематографа. Люди больше не ходят в кино, чтобы поддерживать разговор на культурные темы, как в 1970–1980‑х годах, особенно с тех пор, как телевидение вырвалось из тисков принципа, согласно которому лучше всего показывать «наименее спорную» продукцию, какая только есть, и взялось рьяно конкурировать за зрителя, повышая качество телесериалов и выбирая для них более неоднозначные темы. Брайан Рафтери в интересной новой книге «Самый. Лучший. Год. Для кино» утверждает, что 1999 год был последним периодом в 12 месяцев, когда Голливуд позволял честолюбивым кинематографистам свободно снимать оригинальные и неожиданные фильмы с большим бюджетом. Ныне подобные картины практически не востребованы на рынке, и, как сказал Брайану Рафтери актер Джон Чо, «если бы замыслы “Матрицы” и “Быть Джоном Малковичем” предлагали продюсерам сегодня, то как телесериалы».

Итак, прикончили ли Голливуд фильмы о супергероях? Нет. Если бы «Кинематографической вселенной “Марвел”» не было вовсе, люди, накупившие билетов на эти фильмы на 22 млрд долларов, не стали бы выстаивать в очередях на картины, которые могли бы появиться вслед за «Быть Джоном Малковичем». Возможно, эти люди вообще не пошли бы в кино.

Точно так же, как книги о Гарри Поттере почти единолично вернули радость чтения детям всего мира, когда ожидалось, что они только что не скатятся в «постграмотность», как это тогда называлось, фильмы «Марвел», возможно, не дали отмереть коллективному, в кинотеатрах, просмотру кино — если и не еще на 100 лет, то, возможно, так надолго, чтобы еще одна группа евреев исхитрилась придумать что‑то еще. 

Оригинальная публикация: Marvel and the Jews

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейская культура и интеллектуалы

В этой книге идишская литература представлена под эгидой, если так можно выразиться, братства интеллектуалов самого высочайшего калибра. Критики, изучив идишскую литературу, признали ее кошерной. Такое ощущение, будто два мира, олицетворяемые Элиэзером Гринбергом и Ирвингом Хау, — два мира, которые несколько лет неторопливо флиртовали друг с другом, — теперь наконец‑то соединили руки в знак признания своего родства. Университет и ешива, большой город и штетл сошлись, чтобы постичь мудрость друг друга, и обнаружили, что могут найти общий язык, удобный им обоим, — английский язык.

The New Yorker: Родовые демоны семейства Меерович

При всей своей кристально чистой правдоподобности и психологической проницательности «Истории семьи Меерович» — почти карикатурная фантазия; Баумбах с бесцеремонным безразличием пренебрегает реальностью, используя сюжетные удары и встряски не для того, чтобы раскрыть характеры героев, а для того, чтобы испытать их, дабы посмотреть, как они справятся с очередным потрясением, и наблюдать, как накопившееся напряжение с шумом, искрами и паром вырывается из глубин прошлого.

Снова сделаем Супермена евреем

Что если мы признаем в Супермене тайного еврея — что именно это будет означать в нынешней ситуации? С какими новыми проблемами столкнется вечный странник издалека, который меняет свое семитское имя на общеамериканское — Кларк Кент — и изо всех сил старается ассимилироваться, но вновь и вновь убеждается в том, что ассимиляция — не выход?