Музей

Аргентинская провинция Кордова известна своим чувством юмора

Подготовил Семен Чарный 7 марта 2022
Поделиться

До пандемии сovid-19 евреи Кордовы, второй по величине еврейской общины Аргентины, были близки к открытию музея, посвященного местной еврейской жизни и истории, пишет журналист JTA Хуан Меламед.

Но сovid-19 создал множество технических и финансовых проблем, которые оказалось слишком сложно преодолеть. Тогда зонтичная организация, стоящая за начинанием, сделала проект полностью виртуальным.


Переход в виртуальную сферу «стал новым вызовом, но также был полон и возможностей. Например, интерактивность, возможность включать новые материалы, документы, фотографии без ограничений», — рассказывает раввин синагоги «Масорти» «Объединенного центра исраэлитов» — главной синагоги Кордовы — Марсело Полакофф.

«Объединенный центр исраэлитов», состоящий из синагоги и культурной организации, стал инициатором проекта виртуального музея. 

«Музей» включает в себя хронологию еврейской истории Кордовы; обзорную экскурсию по синагоге на 360 градусов; пояснения к еврейским ритуалам и праздникам; карту мест, откуда прибыли еврейские жители Кордовы; свидетельство местного жителя, пережившего Холокост; интерактивную карту еврейских мест в городе Кордова, в том числе площадь Израиля и памятник Анне Франк.

Директор музея Флоренсия Магарил рассказывает, что большая часть представленного материала взята из документов и предметов, найденных в подвале синагоги.

«Теперь объекты и документы, вся история доступны онлайн», —  говорит она.

По словам Магарил, 360-градусный обзор синагоги и архивная страница, полная фотографий и аудиовизуальных записей общины, оказались очень популярны, особенно потому, что сайт предназначен как для евреев, так и для нееврейских посетителей, причем последние особенно очарованы интерьером синагоги. 

Однако один забавный раздел затмил по популярности все другие: «Идишеметр» — это викторина по словам на идише и их испанским аналогам.

Викторина демонстрирует то, чем известны жители Кордовы: отличное чувство юмора. Они считаются людьми праздника, очень веселыми, демонстрирующими эти свои качества и в  знаменитом стиле музыки (жанр игривого куартето), и даже в любимом напитке (фернандо, смесь итальянского ликера «Фернет» и колы). Даже их представитель в парламенте, Луис Джуес, своего рода посол юмористической культуры.

Евреи Кордовы — неотъемлемая часть этой группы. Президент «Объединенного центра исраэлитов» Хуго Вайтман хвастается, что два раввина синагоги — «очень смешные люди», а виртуальный музей содержит ссылки на забавные видеоролики с собраний общины.
«У нас нет отдельного раздела о юморе, но характеристика разных забавных людей присутствует в «Идишеметре», а также во всей игровой концепции музея», — рассказывает Магарил.
Концепция музея возникла в 2015 году, когда община, насчитывающая сейчас около 8000 человек, праздновала свое столетие. 

Первые иммигранты прибыли в этот регион между 1900 и 1915 годами, рассказывает Вайтман, известный как историк еврейства Кордовы.

Община начала исследовать собственную историю, отслеживая, как некоторые евреи, прибывшие в порт Буэнос-Айреса, проехали более 650 километров на северо-запад в регион, богатый природными ресурсами, пейзаж которого – леса, водоемы и горы. 

Ночная Кордова

«После празднования столетия общины мы все согласились, что нужен музей, с целью отдать дань уважения иммигрантам, которые приехали сюда, даже не говоря на местном языке», — рассказывает Вайтман.

Немецкий еврей Симон Оствальд считается первым кордовским евреем, прибывшим в 1870 году. Двадцать лет спустя прибыли еще восемь еврейских семей: четыре из России, одна из Австрии, две из Испании и одна из Италии. Подсчитано, что в начале 20 века община составляла 35 человек.

Организация «Объединенный центр исраэлитов» основана в 1906 году, а через два года здесь появилась еврейская школа. Первая синагога была открыта в 1916 году, а первое еврейское кладбище — в 1923-м.

Хронология онлайн-музея напоминает, что первой женщиной за всю историю провинции, получившей высшее образование, стала еврейка Маргарита Зацкин, иммигрировавшая из Одессы в возрасте 7 лет. В 1905 году она получила диплом фармацевта, а три года спустя – степень доктора медицины.

Личность Альберта Эйнштейна также является главой в экспозиции музея. Представлены фотографии его визита в общину в рамках поездки в Аргентину в 1925 году.

Хронология музея не пропускает и мрачные события, такие как взрыв синагоги 18 октября 1945 года.

Полакофф отмечает, что в Кордове, по сравнению с другими еврейскими общинами по всему миру, никогда не было высокого уровня антисемитизма: «Я всегда хожу гулять в своей кипе, и у меня никогда не случалось ничего плохого, —  рассказывает Полакофф, переехавший из Буэнос-Айреса в Кордову 20 лет назад. – Возможно, одной из причин является та работа, которую мы проводили с христианами и мусульманами, развивая здесь идею сосуществования и сотрудничества».



В качестве примера этой работы 30 лидеров различных религиозных традиций из Латинской Америки и стран Карибского бассейна в 2017 году подписали так называемую «Кордовскую декларацию», определяющую регион как зону межрелигиозного сосуществования. Это была инициатива COMIPAZ, первого официального межконфессионального комитета в Аргентине.
По словам кураторов виртуального музея, такие вещи, как «Идишеметр», оказывают наибольшее влияние на неевреев, желающих больше узнать о еврейской культуре.

«Мы отдаем общине все, что в наших силах, чтобы создать максимальный комфорт. И мы стремимся к тому, чтобы община была хорошей, чтобы в ней жили счастье, юмор и радость», — отмечает Вайтман.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Jewish Telegraph Agency: Как евреи Буэнос‑Айреса переживают пандемию

В еврейской общине зрело разочарование: в начале эпидемии, в марте, члены ортодоксальной общины были арестованы за попытку совершения омовения в микве, а позже жених и невеста оказались арестованы на собственной свадьбе за созыв большого собрания. Один из ортодоксальных раввинов 18 августа заявил, что «иудаизм в Аргентине достиг своей самой низшей отметки». Впервые в истории широко посещаемые обычно мероприятия, посвященные смертоносным взрывам в посольстве Израиля и Еврейском центре AMIA, произошедшие в городе в 1990‑х годах, транслировались в интернете.

Остров Аргентина

О жизни человека при тоталитарном режиме, о диктаторах третьего мира, о латиноамериканских гротесках много написано авторами куда более значительными, чем Ингландер. Он, конечно, не помянутый Кафка, не Оруэлл, не Грэм Грин. Что не отменяет того факта, что в его романе есть много моментов, которые, говоря языком школьных сочинений, «заставляют задуматься».

Последние еврейские гаучо Аргентины

На момент прибытия восточноевропейских евреев в пампасах, как и на большей части территории Аргентины, заправляли гаучо — пастухи отчасти индейского, отчасти креольского происхождения. Поначалу гаучо предлагали свою помощь в качестве батраков или по хозяйству, но вскоре стали учить евреев всему: как обрабатывать землю, как пасти скот, как объезжать лошадей и даже как лечить животных. Слияние двух культур произошло уже в следующем поколении, когда гаучо выучили идиш, а многие евреи сбрили бороды и сменили свои ермолки на ковбойские шляпы.