Трансляция

Jewish Telegraph Agency: Как евреи Буэнос‑Айреса переживают пандемию

Перевод с английского Семена Чарного 27 августа 2020
Поделиться

Ещё 20 марта Аргентина ввела один из самых строгих в мире карантинов, вызванных Covid‑19, и ее столица, в которой проживает большая часть еврейской общины страны, откроется нескоро.

Еврейские школы и синагоги были закрыты на пять месяцев, как и большая часть промышленной и коммерческой деятельности города. Это привело к локальному экономическому кризису, который затронул большинство предприятий, еврейских и нееврейских. В первой половине 2020 года уровень инфляции составил примерно 20%, а теперь песо, местная валюта, быстро теряет свою ценность: в январе за доллар давали 63 песо, сейчас уже более 120.

Вид на Буэнос-Айрес 20 марта 2020 года, в день, когда президент Аргентины Альберто Фернандес объявил о «превентивной и принудительной» изоляции.

Несмотря на меры, связанные с изоляцией, вирус все еще распространяется в Аргентине. Национальное министерство здравоохранения 19 августа сообщило о новом рекордном уровне смертей (283) за один день. С начала пандемии почти 312 000 человек были инфицированы Covid‑19, 6 330 из них скончались.

В еврейской общине зрело разочарование: в начале эпидемии, в марте, члены ортодоксальной общины были арестованы за попытку совершения омовения в микве, а позже жених и невеста оказались арестованы на собственной свадьбе за созыв большого собрания. Один из ортодоксальных раввинов 18 августа заявил, что «иудаизм в Аргентине достиг своей самой низшей отметки».

Впервые в истории широко посещаемые обычно мероприятия, посвященные смертоносным взрывам в посольстве Израиля и Еврейском центре AMIA, произошедшие в городе в 1990‑х годах, транслировались в интернете.

Но были за время пандемии и яркие моменты, такие как соглашение между ортодоксальной общиной и правительством о том, как безопасно проводить ритуалы, и операция, в ходе которой почти 100 израильских раввинов сертифицировали тысячи тонн кошерного мяса.

Вот как обстоят дела в некоторых местных еврейских учреждениях, пока пандемия затягивается.

Синагоги могут открываться, но медленно

Многие требовали от правительства возобновления ряда развлекательных и экономических мероприятий, и с 18 июля некоторые объекты в городе начали открываться. Синагоги могут открываться для 10 человек одновременно при условии ношения масок и соблюдения санитарных правил.

Но, несмотря на новые санитарные меры, многие синагоги все же останутся для публики закрытыми и продолжат предлагать онлайн‑услуги из‑за опасений по поводу распространения вируса. Напомним, сейчас в южноамериканской стране зима. Ведущие консервативные синагоги — такие как «Эммануэль», «Бейт‑Эль», «Бейт‑Хиллель» и «Амиджаи» — останутся закрытыми.

Раввин Адриан Фада и кантор Корина Крам репетируют онлайн службу в синагоге NCI-Emanuel. Буэнос-Айрес

«Правительство и общество стремятся к нормализации ситуации, но риски все еще существуют», — говорит 57‑летний Ариэль Стофенмахер, ректор Консервативной латиноамериканской раввинской семинарии.

«Гибкость мотивирована экономическими потребностями, люди сыты по горло изоляцией. Но мы в середине зимы и без вакцины я не буду призывать людей собираться», — добавляет 50‑летний Алехандро Аврудж, раввин «Амиджаи», который разместил в интернете богослужение «Каббалат Шабат» с участием известных музыкантов.

Движение «Хабад Любавич» открыло свои учреждения при условии обязательного соблюдения санитарного протокола. «Мы открываем наши синагоги для 10 человек с соблюдением строгих мер санитарии и всех требований государственного постановления для защиты нашего народа», — говорит 66‑летний Цви Грюнблатт, генеральный директор «Хабада Аргентины».

Кошерный гастроном процветает

Местная кошерная еда, в которой вкусы сефардских и ашкеназских иммигрантов сочетаются с традиционным аргентинским преобладанием мяса, стала достопримечательностью для еврейских туристов.

Согласно информации, предоставленной городом, местный рынок кошерной еды составляет около 25 миллионов долларов в год. С 2013 года здесь проводится кошерный фестиваль, 11 городских отелей имеют сертификаты кошерности, а сотрудники прошли обучение, чтобы помочь «кошерным туристам».

Посетители в ресторане Oh Brothers

Рестораны были закрыты 20 марта, многие из них с трудом пытаются выжить, а некоторые неожиданно нашли возможность для роста.

Братья Ольштайны, 42‑летний Леандро и 44‑летний Эстебан, открыли кошерный гастроном‑ресторан три года назад в самом сердце ортодоксального квартала Эль‑Онсе в Буэнос‑Айресе, между ортодоксальной школой «Торатену» и еврейским общинным центром «Маккаби».

«Братья О», как их называют, стремились воссоздать в своем ресторане атмосферу манхэттенского еврейского гастронома, они продают все виды еврейской еды, кошерные суши и другую фьюжн‑еду. После расширения службы доставки во время пандемии они утроили свои продажи.

Когда Эстебана спросили, почему он был уверен, что все получится, он ответил: «Я верю в Б‑га, — а вы?»

Эстебан — ортодоксальный еврей, а его брат и деловой партнер — нет. И он предложил другое объяснение: «После введения мер строгой изоляции мы начали получать заказы со всех концов города, а не только от наших ближайших соседей», — говорит Леандро.

Больница, преобразованная из еврейского общинного центра

Еврейский общинный центр Буэнос‑Айреса Sociedad Hebraica Argentina является одним из крупнейших еврейских центров города. Здесь проходят молодежные спортивные лиги, классы, профессиональные классы, программы для взрослых и многое другое. Центру пришлось быстро перенести все это в онлайн, но он нашел и другой способ быть полезным.

Часть его 420‑акрового участка под открытым небом в Пиларе — городе с населением 300 000 человек недалеко от Буэнос‑Айреса — была превращена во временную больницу. Муниципалитет Пилара управлял этим участком, в котором имелось 230 коек для пациентов с Covid‑19. И это лишь один пример. По данным аргентинской еврейской зонтичной организации DAIA, 140 ее учреждений по всей стране предложили свои помещения и волонтеров национальным и местным органам власти, чтобы помочь с кризисом. Они сделали это, переживая собственный экономический кризис, поскольку участникам стало труднее платить членские взносы.

Президент Еврейского общинного центра Буэнос‑Айреса Джонатан Лемкович (в центре слева) и мэр Пилара Федерико Ахаваль (в центре справа) перед временной больницей для пациентов с COVID-19 в кампусе еврейской организации в Пиларе. 14 августа 2020

Другим известным еврейским общинным центром является Hacoaj — спортивно‑культурный клуб, насчитывающий около 7500 членов, — в Тигре, городе на севере провинции Буэнос‑Айрес (помимо города Буэнос‑Айрес, который является столицей страны, существует одноименная провинция). Hacoaj организовал множество мероприятий «на дому», со скидкой 20%. И некоторые участники пожертвовали свои скидки, чтобы помочь другим, более нуждающимся.

La Kosher Nostra

Согласно исследованию, посвященному еврейскому населению всего мира, проведенному в 2018 году экспертом Серджио Делла Пергола, в Буэнос‑Айресе проживает около 159 000 евреев. Это означает, что в Аргентине самая большая еврейская община в Латинской Америке.

Местные еврейские бизнесмены, художники и творческие люди сильно пострадали от общего спада и строгих запретов на общественные собрания и мероприятия.

Среди отмененных мероприятий было празднование 72‑й годовщины Дня независимости Израиля, организованное Сионистской организацией Аргентины. Его главным событием должно было стать выступление местной клезмерской группы La Kosher Nostrа. Эта группа, начинавшая с малого в 2011 году, сейчас играет для тысяч фанатов на стадионах по всей стране. В 2016 году группа отыграла два концерта перед 10 000 зрителей в Южной Африке.

«В честь Израиля мы записали видео с участием более чем 60 аргентинских артистов», — сообщил 27‑летний Джонатан Струго, один из создателей группы.

Участник самой известной клезмерской группы Аргентины La Kosher Nostra

Экономический кризис

Каждую неделю директора крупнейших еврейских школ города, таких как школа имени Шолом‑Алейхема, школа ОРТ, школа имени Мартина Бубера, «Тарбут», «Бет» и другие, проводят zoom‑конференции для обсуждения ситуации. Большинство из них сократили свои расходы, но финансовый кризис от этого не стал легче.

До пандемии еврейская организация AMIA ежемесячно подавала около 40 новых запросов об экономической помощи. С момента введения карантина эта цифра подскочила до более чем 500 в месяц (рост на 1200%).

Офис AMIA под названием Vaad Hakeilot, координирующий деятельность общин по всей стране, запустил платформу, которая позволяет людям делать пожертвования различным еврейским учреждениям.

Специальный раздел, посвященный образованию, привлек внимание основных средств массовой информации, в результате чего удалось собрать 400 000 долларов.

«Количество запросов о помощи выросло в три раза, — пояснил 66‑летний экономист Мигель Кигель, президент благотворительной организации «Фонд Цдака». — Много случаев, когда люди имели работу, вели активную социальную жизнь, но после введения мер строгой изоляции различные фундаментальные структуры начали рушиться».

«Цдака» реализовала срочную программу временной экономической помощи под названием «Гешер» («Мост» на иврите), чтобы помочь еврейским семьям в Буэнос‑Айресе удовлетворять их основные потребности, такие как еда, здоровье и жилье, на максимальный период в шесть месяцев.

Волонтеры «Цдаки» работают в «социальной аптеке» фонда, которая предоставляет бесплатные лекарства

Кино и фотография зашли в тупик

50‑летний Йонас Папье руководит Motivarte — одной из самых титулованных школ фотографии в мире. В ней обучается 2000 студентов, школа получила рекордные семь номинаций на премию Всемирной фотографической организации «Студенческий фокус». Студент Motivarte выиграл премию в 2017 году.

Школа заключила соглашение о преподавании со знаменитой израильской Академией искусств и дизайна «Бецалель», и Папье несколько раз ездил преподавать в Израиле. В 2019 году он вышел на улицы Тель‑Авива, чтобы провести свой знаменитый «домашний» урок уличной фотографии на испанском, иврите и английском языках.

Он планировал в 2020 году очередное мероприятие в Тель‑Авиве — в том числе с новыми проектами для других израильских учреждений.

«Мы скучаем по Израилю. Здание школы пустует. Сейчас я очень занят преобразованием концепции школы на виртуальной платформе, — говорит Папье. — Хорошая новость заключается в том, что мы восстанавливаем наш штат преподавателей, добавив к ним некоторых профессионалов, которые преподавали у нас раньше, а теперь живут в Европе и Израиле».

Йонас Папье (второй справа в первом ряду) со студентами школы фотографии. Тель-Авив. 2019

За последние 16 лет на фестивале еврейского кино в Буэнос‑Айресе дебютировало 250 фильмов израильских режиссеров, таких как Йосеф Шилоай, Дэн Вольман, Айелет Баргур, Игаал Ниддам, Илан Хейтне, Дэвид Волах и Хорхе Гурвич, а также американцы Анн Коппель, Хилари Хелштейн, Адам Варди, Гейлен Росс и Адам Цукер.

Создатель фестиваля, 73‑летний Луис Гутман объясняет, что из‑за девальвации песо ему стало сложно покупать права на фильмы для показа на фестивале. В течение 16 лет фестиваль показывал фильмы в сети кинотеатров Cinemark в течение двух недель в ноябре.

«Cinemark пока не гарантирует, что кинотеатры откроются в этом году, и мне невыгодно покупать права на фильмы и демонстрировать их в интернете. Поэтому, если кинотеатры останутся закрытыми, думаю, в этом году фестиваля не будет, и мы возобновим деятельность лишь в 2021 году», — заявляет он.

Но одно Гутман может сказать наверняка:

«Безусловно, это не будет онлайн‑фестиваль».

Оригинальная публикация: How Buenos Aires’ Jews have weathered the pandemic

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Последние еврейские гаучо Аргентины

На момент прибытия восточноевропейских евреев в пампасах, как и на большей части территории Аргентины, заправляли гаучо — пастухи отчасти индейского, отчасти креольского происхождения. Поначалу гаучо предлагали свою помощь в качестве батраков или по хозяйству, но вскоре стали учить евреев всему: как обрабатывать землю, как пасти скот, как объезжать лошадей и даже как лечить животных. Слияние двух культур произошло уже в следующем поколении, когда гаучо выучили идиш, а многие евреи сбрили бороды и сменили свои ермолки на ковбойские шляпы.

Остров Аргентина

О жизни человека при тоталитарном режиме, о диктаторах третьего мира, о латиноамериканских гротесках много написано авторами куда более значительными, чем Ингландер. Он, конечно, не помянутый Кафка, не Оруэлл, не Грэм Грин. Что не отменяет того факта, что в его романе есть много моментов, которые, говоря языком школьных сочинений, «заставляют задуматься».

The Jerusalem Post: Как евреи Рио адаптируются к пандемии коронавируса

В марте Еврейская федерация Рио-де-Жанейро создала собственный антикризисный комитет для консультирования 30000 евреев штата. Наряду с тем, что Рио является штатом, это также второй по величине город Бразилии и вторая по величине еврейская община после Сан-Паулу. Город может похвастаться также легендарными еврейскими учреждениями, такими как Великий храм исраэлитов и самая большая еврейская дневная  школа в Бразилии «Лейсин», с 1400 учеников.