Борух Горин

Двар Тора. Корах: Трамп, аятоллы и Ребе

24 июня, 10:46

За что евреи благодарны персидскому царю? Каким образом Дональд Трамп повлиял на судьбу Израиля? И как правил Любавичский Ребе? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу Корах.

СМОТРЕТЬ В VK ВИДЕО

 

Что остается от власти: пять моделей влияния в еврейском и современном сознании

Введение

Сегодня мы будем говорить о власти. Не о выборах, не о партийных платформах, не о рейтингах и заголовках. Мы будем говорить о том, что остается — когда власть проходит.

Власть — это возможность изменить мир. Но это и величайшее испытание. Раввин Сакс писал:

«Истинный вопрос о власти — не в том, сколько ты правил, а в том, что ты оставил».

Сегодня мы сравним пять фигур, пять моделей влияния:

– Корах — образ власти, построенной на харизме и амбиции
– Кир — власть великодушия
– Дональд Трамп — власть библейского нарратива
– Аятоллы Ирана — власть, лишенная милосердия
– Любавичский Ребе — влияние без власти, свет без давления

 

I. Корах — власть как притязание

Корах — фигура изнутри. Он не изгой, не инородец, не враг извне. Он левит, из рода Кегата, служащий при Мишкáне. Он родственник Моше. Он — один из «наших».

Тора описывает его мятеж так:

וַיִּקַּח קֹרַח… וַיָּקֻמוּ לִפְנֵי מֹשֶׁה… וַיקהלו עַל־מֹשֶׁה וְעַל־אַהֲרֹן

(Бемидбар 16:1–3)

Корах собирает знатных людей — 250 мужей, «князей общины». Его слова звучат как революция в духе равенства:

כִּי כָל הָעֵדָה כֻּלָּם קְדֹשִׁים

«Вся община — святая!» (Бемидбар 16:3)

На первый взгляд — лозунг демократии. Но что за ним?

Мидраш объясняет:

עינו הטעתו ראה שלשלת גדולה עומדת הימנו שמואל ששקול כמשה ואהרן שנאמר (תהלים צט, ו): “מֹשֶׁה וְאַהֲרֹן בְּכֹהֲנָיו וּשְׁמוּאֵל בְּקוֹרְאֵי שְׁמוֹ” עשרים וארבעה משמרות עומדות מבני בניו שכולם מתנבאים ברוה”ק (דה”א כה, ה): “כָּל אֵלֶּה בָּנִים לְהֵימָן” אמר אפשר הגדולה הזו עתידה לעמוד ממני ואני אדום :

(Бемидбар раба 18:8)

Перевод:

«Его глаз ввел его в заблуждение. Он увидел, что от него произойдет великая линия — Шмуэль, равный Моше и Аарону, как сказано (Теилим 99:6): „Моше и Аарон среди священников, и Шмуэль среди призывающих Его имя“. Двадцать четыре череды (священнослужителей) происходят от его потомков, все они пророчествуют с помощью Духа Святости, как сказано (I Диврей Ха-Ямим 25:5): „Все они — сыновья Хеймана“ (потомка Кораха).

Он сказал: „Раз такая слава будет из меня — неужели я должен молчать?“ »

То есть — зависть, не идеал. Он увидел славу своего потомка и захотел эту славу сейчас. Не чтобы служить, а чтобы господствовать. Не чтобы поднять народ, а чтобы возвыситься над ним.

Корах — не против власти. Он против чужой власти. Он не борется за равенство. Он борется за престол. Он — образ власти, замаскированной под справедливость.

Его конец — гибель. Его имя стало нарицательным:

וְלֹא יִהְיֶה כְּקֹרַח וְכַעֲדָתוֹ

(Бемидбар 17:5)

«Да не будет как Корах и его община»

 

II. Кир — власть, освобождающая других

Кир Великий — персидский царь VI века до н.э. Он завоевал Вавилон и стал властителем всей Ближневосточной дуги, включая еврейских изгнанников.

И вот он делает нечто невероятное: разрешает евреям вернуться в Иерусалим и строить Храм.

כָּל מַמְלְכוֹת הָאָרֶץ נָתַן לִי ה׳… וְהוּא פָקַד עָלַי לִבְנוֹת לוֹ בַיִת

(Эзра 1:2)

Пророк Йешаяу называет его:

כֹּה אָמַר ה׳ לִמְשִׁיחוֹ לְכוֹרֶשׁ

(Йешаяу 45:1)

«Так сказал Господь Своему помазаннику — Киру»

Да, Машиах! Не еврей, не пророк, не хасид — но человек, давший свободу. Человек, который не хотел править душами, и готов был отпустить тела.

Мудрецы Талмуда относились к Кирy сдержаннее. Хотя в Танахе он восхваляется как «помазанник», в мидрашах и Талмуде  честно говорят и о его недостатках. Благодарная память без идеализации.

Кир — это модель власти, которая не берет, а отдает. Власти, которая не стремится к поклонению, а создает условия для служения. Он не стал частью Израиля — но стал частью еврейской благодарности.

 

III. Дональд Трамп — власть стратегического действия

Дональд Трамп — президент США в 2017–2021 и снова в 2025. Он не философ. Не моральный наставник. Его стиль — резкий. Его речь — поляризующая. Но его действия — конкретны.

– Признал Иерусалим столицей Израиля
– Перенес туда посольство
– Признал суверенитет над Голанами
– Содействовал Авраамовым соглашениям
– В июне 2025 — санкционировал серию ударов по ядерной инфраструктуре Ирана

Эти шаги не были сделаны ни одним президентом до него.

Из речи 22 июня:

«Я хочу поблагодарить и поздравить премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Мы действовали в команде — возможно, как никто раньше. Мы сделали огромный шаг к тому, чтобы устранить ужасную угрозу, нависшую над Израилем. Я благодарю израильских военных за их работу. И особенно хочу поздравить великих американских патриотов, пилотировавших эти великолепные самолеты, и все Вооруженные силы США за операцию, подобной которой мир не видел десятилетиями…

А сейчас я хочу поблагодарить всех. И особенно — Бога.

Мы любим Тебя, Господи. Мы любим нашу великую армию.

Храни их.

Да благословит Бог Ближний Восток. Да благословит Бог Израиль.

Да благословит Бог Америку»

 

Можно спорить о мотивах. Можно не соглашаться с подходом. Но невозможно игнорировать факты.

Мудрецы учили:

«Всякий, кто отрицает добро, сделанное ему ближним, в конце концов отрицает добро Всевышнего» —

происходит из Мидраша Танхума, раздел «Таво», параграф 3:

אָמַר רַבִּי לֵוִי: כָּל הַכּוֹפֵר בְּטוּבָתוֹ שֶׁל חֲבֵרוֹ — סוֹפוֹ לִכְפּוֹר בְּטוּבָתוֹ שֶׁל מָקוֹם

Трамп — не идеал. Но он — реальность, повлиявшая на судьбу Израиля. И это требует честности. А честность — это форма благодарности.

 

IV. Аятоллы — власть страха под видом религии

С 1979 года Иран — теократия. Верховный лидер — рахбар — сочетает политическую и духовную власть. Он считается наместником 12-го имама. Все от его имени: армия, суд, моральная полиция.

Но реальность такова:

– Репрессии против женщин
– Публичные казни
– Подавление протестов
– Поддержка терроризма против Израиля
– Теология ненависти, закрученная в религиозную риторику

Это власть, которая говорит от имени Бога, но действует как богопротивление.  Мидраш, приведенный в трактате Йома, лист 86а.

כדתניא (דברים ו, ה) וואהבת את ה’ אלהיך שיהא שם שמים מתאהב על ידך

«И возлюби Господа, Бога твоего» — чтобы Имя Неба становилось любимым через тебя

Эта модель власти — идолопоклонство с божественным логотипом. Она подавляет свет, используя имя света.

 

V. Любавичский Ребе — власть без трона

Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон не был царем. Он не правил. Он не издавал указы. Он вдохновлял.

– Он отправил шлухим — посланников — по всему миру
– Он писал, не приказывая
– Он отвечал, не поучая
– Он встречался — не для фотографии, а для души

Он верил: душа — это светильник, и каждому дана возможность зажечь другого.

כִּי נֵר ה’ נִשְׁמַת אָדָם

(Мишлей 20:27)

«Свеча Бога — душа человека»

Он строил не государство, а общину глобальной ответственности. Он не навязывал — он притягивал. Не управлял — но его влияние не меркнет.

Это власть через свет, а не через тень. Через слово, а не через указ. Через смысл, а не через страх.

Заключение

Пять моделей:

– Корах — амбиция, притворившаяся идеей
– Кир — нееврей, давший свободу
– Трамп — политик, изменивший реальность
– Аятоллы — религия, ставшая насилием
– Ребе — духовный лидер, зажегший миллионы

זֵכֶר צַדִּיק לִבְרָכָה, וְשֵׁם רְשָׁעִים יִרְקָב

(Мишлей 10:7)

«Память праведника — на благословение, имя злодея сгниет»

Мы выбираем — не только лидеров. Мы выбираем, какую память мы поддержим. Память — это продолжение влияния.

Настоящая власть — это то, что остается, когда власть уходит.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции