Борух Горин

21 сентября 2015, 23:48

Тора ор о природе тшувы:
[Подобием изгнания Шхины, то есть ее нисхождения в мир клипот, в масштабах индивидуума является нисхождение души с ее духовного корня в человеческое тело. Ведь как во время изгнания Шхины в мире перестает ощущаться Б-жественное присутствие, так и душа, находящаяся в теле человека, как бы утрачивает такие свои качества, как любовь ко Всевышнему и страх перед Ним, тогда как до ее нисхождения в тело эти качества были полностью раскрыты:]
Это происходит как во всех мирах, так и в душе каждого человека, когда он служит Всевышнему. Ведь прежде чем спуститься в этот мир и облечься в тело и в витальную животную душу, Б-жественная душа была связана тесными узами пламенной любви со своим корнем и источником в Б-жественной сущности. Любовь эта была свойственна ей от природы, как пламени свойственно тянуться вверх. Иными словами, любовь и страх, что соответствуют серебру и золоту, были свойственны Б-жественной душе от природы и проявлялись в ней в полной мере. И в самом деле, о серебре (кесеф) сказано (Берешит, 31:30): «…потому что ты сильно стосковался (нихсоф нихсафта) по дому отца твоего». Отсюда видно, что понятие «серебро» связано с любовью. О золоте же сказано (Иов, 37:22): «С севера приходит златое [сияние]»; а север соответствует левой стороне, связанной со страхом.
[При нисхождении души в материальное тело эти качества переходят в скрытое состояние, теряясь как для окружающих, так и для самого человека. А значит, нисхождение души в тело — это «убыток» для нее, она «расплачивается» за это сокрытием своих качеств:]
Однако после того, как душа спустилась в этот мир, дабы облечься в материальное тело, присущие ей любовь и страх по отношению ко Всевышнему становятся сокрыты телесным сердцем, и душа не ощущает их столь явно, как прежде. А значит, нисхождение души в этот мир приводит к убытку, к потере «серебра и золота», то есть любви и страха. Возникает закономерный вопрос: что же выигрывает душа от того, что спускается в этот мир?
[Однако «плата», которую «вносит» душа, спускаясь в этот мир и в материальное тело, окупается. Ведь благодаря Торе и тшуве (а они существуют только в этом мире) душа приобретает поистине бесценную вещь — стремление ко Всевышнему:]
Но ведь сказано (Теѓилим, 119:72): «Лучше для меня Тора из уст Твоих, чем тысячи (альфей) золотых и серебряников». Слово альфей намекает на учение; а значит, этот стих можно истолковать так: у меня есть преимущество в изучении Торы из уст Твоих в этом мире по сравнению с «золотом и серебром», к ко-торым была приучена моя душа, прежде чем спустилась в этот мир. Ту же идею выражает изречение наших мудрецов, благословенна их память (трактат Авот, 4:17): «Лучше один час раскаяния (тшува) и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в Будущем мире». Ибо Высшее раскаяние, идущее из глубины сердца, приводит к слиянию Б-жественной души с Б-гом живым, с сокровенным желанием сердца, — слиянию еще более тесному и удивительному, чем до нисхождения души в этот мир.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции