Каббала информации, Опыт

Закон подобия как основной закон взаимодействия человека и Всевышнего

Эдуард Шифрин 27 июля 2021
Поделиться

Продолжение. Начало в № 4 (348), № 6 (350)

«Сказал Б‑г: Создадим человека по Нашему образу
и Нашему подобию»

(Берешит, 1:26)

 

Согласно положениям каббалы информации, Творение представляет собой иерархическое информационное пространство, основным условием существования которого является информационный обмен между Всевышним и человеком. Согласно представлениям иудаизма, именно человек определяет характер этого информационного обмена.

В своем предисловии к книге одного из наиболее выдающихся каббалистов рабби Моше Кордоверо «Пальма Дворы» Луис Джейкобс пишет: «Одной из главных каббалистических доктрин является роль, отведенная человеку, так как человек является зеркальным отражением мира сфирот, его поведение влияет на Творение в целом. Он является причиной и венцом Творения и своими действиями внизу определяет поток Б‑жественности наверху. Когда человек грешит, он нарушает баланс в мире сфирот. Своими праведными действиями он объединяет верхний и нижний миры. В книге “Зоар” написано: движение снизу вызывает движение сверху».

Титульный лист сочинения Моше Кордоверо «Пальма Дворы». Иерусалим, [1870

В книге «Ворота Света» рабби Йосеф Джикатила пишет: «Если сыны Израиля праведны <…> источник будет наполнен живыми водами, исходящими из высших эманаций, и все будут преуспевающими и наполнены добром. Когда сыны Израиля грешат, поток воды иссякает, источник называется “суша” (“ябаша”). Тогда сыны Израиля испытывают голод, жажду и теряют связь с Б‑жественностью».

С точки зрения каббалы информации характер взаимодействия человека со Всевышним определяется Законом подобия, который я попытаюсь рассмотреть.

Закон подобия

В качестве основы для описания информационной структуры Творения я считаю возможным принять модель информационного пространства, предложенную Ричардом Хаммингом и описанную в книге нобелевского лауреата Мартина Эйгена «Странная простота и сложное сходство». При этом я далек от мысли, что Б‑жье Творение можно полностью описать при помощи математики, — в данном случае речь идет об аппроксимации.

Согласно модели Хамминга, информационное пространство представляется в виде концепций, выраженных последовательностью символов, и представляет собой гиперкуб размерностью (число символов, используемых для представления данной концепции).

Каждая концепция расположена в одной из вершин гиперкуба. Хамминг вводит понятие расстояния в информационном пространстве. Остановимся на этом подробнее.

Во многих теологических работах высказывается мнение, что в «духовных» мирах не существует понятия расстояния, подобного аналогичному понятию в нашем, «физическом», мире. Я считаю это положение принципиально неверным.

В книге «Эц Хаим», которая представляет собой изложение учения Аризаля, записанное рабби Хаимом Виталем, читаем: «Мир Йецира получает свет из мира Бриа через парсу и расстояние… Мир Асия получает свет из мира Йецира через парсу, расстояние и уменьшение».

Основным положением каббалы информации является универсальность Творения и его законов для всех существующих миров (информационных структур).

Согласно модели Хамминга,

— кратчайшее расстояние между концепциями определяется минимальной разницей в их символическом выражении (например : 1‑1‑0 и 1‑0‑1);

— расстояние между одинаковыми концепциями равняется нулю;

— движение в информационном пространстве Хамминга происходит по граням гиперкуба, и поскольку из каждой вершины выходит несколько граней, то количество вариантов огромно.

Ричард Хамминг предложил свою модель с чисто практической целью — для контроля правильности передачи сообщений и устранения ошибок. Для описания информационной структуры Творения модель Хамминга должна быть видоизменена следующим образом:

1. Расстояние между концепциями определяется разницей в их информационном содержании (понимании).

2. Следует различать абсолютное понимание концепций Всевышним и относительное понимание концепций человеком.

3. Модель Хамминга является статичной. Динамика Творения состоит из непрерывно меняющихся цепочек концепций.

4. Движением (души) в информационном пространстве является изменение понимания.

5. Движение между концепциями, которые нам известны, происходит легко и свободно.

6. Движение в направлении неизвестных нам концепций гораздо более затруднено.

Из этого также следуют выводы:

1. Характер информационного обмена между душой и системой сфирот зависит от расстояния между ними.

2. Существует понятие критического расстояния, при котором взаимодействие между душой и системой сфирот сводится к минимуму и искажается.

3. Расстояние между душой и системой сфирот определяется степенью подобия души и системы сфирот. Чем больше подобие, тем меньше расстояние.

Остановимся на понятиях подобия и понимания.

Подобие

Согласно теории Алтер Ребе, душа имеет структуру (образ) древа сфирот.

С моей точки зрения, подобие души древу сфирот определяется ее информационным содержанием, то есть пониманием концепций древа сфирот. Данное положение можно проиллюстрировать примером из геометрии. Все треугольники имеют одинаковый образ, однако подобными считаются только те, у которых одинаковые углы. Таким образом, чтобы «приблизиться» к древу сфирот, мы должны постигать и понимать концепции древа сфирот, изложенные в Торе, пророчествах, заповедях.

Важно отметить: мы никогда не сможем понять концепцию полностью так, как знает ее Всевышний, так как в этом случае расстояние между душой и Всевышним равнялось бы нулю, что является невозможным.

Данное положение можно проиллюстрировать цитатой из Коэлет авторства царя Шломо: «Он (Всевышний) вложил загадку в их разум, так что человек не может понять, что сделал Б‑г, от начала до конца».

Понимание

Понятие понимания является субъективным, крайне трудным и не имеющим определения в современной науке.

В 1948 году Клод Шеннон и Уоррен Вивер опубликовали книгу «Математическая теория коммуникации». Целью их теории было решение практической задачи — передачи информационных сообщений наиболее эффективным способом и с минимальным количеством ошибок. Однако со временем научное сообщество осознало, что положения теории выходят за рамки технической передачи информации и являются фундаментальными для нашей реальности. Теорию Шеннона и Вивера можно по праву поставить в один ряд с базовыми теориями физики Ньютона, Максвелла, Эйнштейна.

Основным положением теории Шеннона–Вивера является понятие информационной энтропии, которая определяет количество неизвестной нам информации, то есть степень нашей неопределенности.

Говоря словами Клода Шеннона, «информация — это снижение неопределенности».

Теория Шеннона–Вивера является фундаментальной, однако она описывает количественные аспекты понятия информации и не затрагивает понятия понимания. Она вводит понятие количества информации (битов), приходящегося на один символ, но понятия количества понимания, приходящегося на один символ, не существует.

В книге «Тора ор» Алтер Ребе пишет: «<…> буквы играют роль неживой материи в сравнении с облаченным в них разумом».

С моей точки зрения, пониманием той или иной конкретной концепции является наше осознание ее связи с концепциями, которые нам известны, и приобретение возможности использования некоей концепции в цепочках — вместе с другими известными нам концепциями — в процессе информационного обмена.

Таким образом, понимание можно представить в виде разветвленной структуры, состоящей из граней гиперкуба информационного пространства, соединенных друг с другом и соединяющих концепцию (объект нашего понимания) с другими известными нам концепциями.

Какова же размерность информационного пространства?

Согласно модели Хамминга, если концепции выражены n количеством символов, то объем информационного пространства (число вершин гиперкуба) равняется 2n (для бинарной системы). В случае увеличения количества символов на 1 объем информационного пространства равняется 2n+1, то есть увеличивается в два раза.

Ричард Хамминг. 1992

Если мы сделаем допущение, что сложность концепции в какой‑то мере пропорциональна количеству символов n, которыми она выражена, то увидим, что по мере возрастания сложности концепции объем информационного пространства возрастает экспоненциально. Соответственно значительно возрастает количество граней, выходящих из одной вершины, и значительно затрудняется понимание концепции.

Возникает вопрос об отношении подобной модели к Творению.

Наш физический мир является зоной информационного пространства, которая содержит концепции с относительно «простым» информационным содержанием. Информационное содержание духовных миров гораздо более сложно. По мере продвижения к первой фазе Творения (цимцум) сложность концепций непрерывно увеличивается. Информационная концепция Всевышнего в своей сущности (Эйн‑Соф) непостижима для нас, то есть является бесконечной по сложности и, соответственно, находится от нас на бесконечном расстоянии.

В книге «Эц Хаим» сказано: «Необходимо, чтобы существовал промежуточный уровень между Эманатором и эманируемым, так как расстояние между ними как между небом и землей».

Проиллюстрируем сказанное выше.

Альберт Эйнштейн говорил: «Большинство фундаментальных идей науки внутренне просты и могут быть, как правило, изложены языком, понятным для всех».

Один из основателей квантовой физики, Нильс Бор, в своей лекции «Единство знания» сказал: «Описание эксперимента и анализ полученных наблюдений должны быть изложены простым, понятным языком».

Одной из важнейших характеристик любой физической теории является ее простота и «элегантность». Вспомним знаменитое уравнение Альберта Эйнштейна: E=mc2.

В своей работе «Маамар адмор а‑Закен» рабби Шнеур Залман из Ляд (Алтер Ребе) рассказывает следующую историю:

«Однажды в полдень в субботу рабби Ицхак Лурия (Аризаль) заснул. Его ученик рабби Авраам а‑Леви заметил, что он шепчет что‑то во сне. Когда Аризаль проснулся, рабби Авраам попросил его объяснить ему содержание. Аризаль ответил своему ученику, что во сне его душа находится в высших мирах и постигает секреты Торы. Рабби Авраам попросил его раскрыть хотя бы один из секретов. В ответ Аризаль улыбнулся и сказал: “Я клянусь небом и землей, если бы я даже жил 80 лет и непрерывно рассказывал о том, что я выучил об ослице Валаама, я бы все равно не смог всё пересказать”».

Сделаем промежуточные выводы.

1. Информационное взаимодействие души человека с древом сфирот определяется расстоянием между ними.

2. Расстояние между душой и древом сфирот определяется подобием души древу сфирот.

3. Подобие души древу сфирот определяется информационным содержанием, пониманием концепций древа сфирот.

Остановимся на причинах нарушения подобия души с древом сфирот.

«Смотрите же, сегодня Я предлагаю вам благословение и проклятие» (Дварим, Реэ, 12:26)

Проблема Зла является одной из центральных в каббале. Существует множество интерпретаций, в основном они сводятся к идее представления Зла в виде ситра ахра («другая сторона») — стороны, противоположной миру сфирот. В «Зоаре» упоминается десять «антисфирот». Одним из основных положений каббалы Аризаля является теория «разбиения сосудов» мира Тогу, в результате которого образовались клипот Зла. В книге «Тора ор» Алтер Ребе пишет о зеркальности ситра ахра и мира сфирот. В современной философии существует теория, суть которой заключается в том, что злодей и праведник являются зеркальными отражениями друг друга.

Древо сфирот и антисфирот

В главе «Что такое Зло?» статьи «Теория Зла в контексте каббалы информации» («Лехаим», 2021, № 6) мной было дано определение понятия Зла. Напомню его.

1. Злом (актуализацией Зла) является нарушение хотя бы одной из 613 заповедей Торы (или той части заповедей, исполнение которых сегодня возможно).

2. Не существует злых поступков (актуализации Зла), не связанных с нарушением хотя бы одной из 613 заповедей Торы.

3. Нарушение хотя бы одной заповеди Торы является необходимым и достаточным условием актуализации Зла.

Творение (как информационное пространство) состоит из концепций и измерений, выраженных символами (буквами ивритского алфавита и цифрами). Исходя из вышеприведенного определения, сторона Добра может быть представлена в виде части информационного пространства, состоящего из 613 концепций (заповедей). Сторона Зла (ситра ахра) может быть представлена в виде части информационного пространства, содержащей идентичные 613 заповедей с добавлением информационной команды «не», общей для всей стороны ситра ахра:

повелевающая заповедь —
делай…
ситра ахра —
не делай…
запрещающая заповедь —
не делай…
ситра ахра —
не не делай (делай)…

Таким образом, мы видим зеркальную структуру Добра и Зла в информационном пространстве.

Эти положения находят свое подтверждение в трудах каббалистов.

Одна из базовых книг каббалы «Сефер йецира»:

 

1.1. Стих 2:2

22 буквы‑основания:
Он выгравировал их,
Он вырезал их,
Он переставил их,
Он взвесил их,
Он трансформировал их,
И при помощи их Он изобразил всё, что было сформировано и будет сформировано.

 

1.2. Стих 2:4

И 22 буквы‑основания
Он поместил их в круг,
как стену с 231‑ми Воротами.
Круг колеблется вперед и назад.
Знак для этого:
Нет ничего высшего в Добре, чем Удовольствие.
Нет ничего более низшего в Зле, чем мор (казнь).

 

(«Удовольствие» на иврите — «анег» (буквы айн, нун, гимел); «мор, казнь» на иврите — «нега» (буквы нун, гимел, айн). Разница заключается в перестановке буквы айн из начала в конец.)

Приведенные выдержки демонстрируют процесс формирования информационных концепций в Творении.

В книге «Эц Хаим», записанной рабби Хаимом Виталем со слов Аризаля:

«Мы находим, что клипа и святость от начала мира Ацилут и до конца мира Асия выглядит как изображения двух людей, один — святой, а другой — злой».

В книге «Тора ор» Алтер Ребе, ссылаясь на цитату из «Коэлет»: «Одно напротив другого сделал Б‑г», пишет о том, что у шести сфирот парцуфа Зеэр анпин, которое представляет мужское начало, имеется зеркальное отражение в области клипот (Зла).

В своих комментариях на стих Торы: «Смотрите же, сегодня Я предлагаю вам благословение и проклятие» (Дварим, Реэ, 12:26) седьмой Любавичский Ребе анализирует две версии перевода стиха на арамейский язык, выполненные рабби Йонатаном бен Узиэлем и Онкелосом.

В версии Онкелоса ивритское «клала» переводится как «проклятие». В версии рабби Йонатана бен Узиэля «клала» переводится как «трансмутация» (трансформирование, перестановка).

Таким образом, стих из Торы «Смотрите же, сегодня Я предлагаю вам благословение и проклятие» (Дварим, Реэ, 12:26) в версии рабби Йонатана бен Узиэля звучит так: «Смотрите, Я даю вам сегодня благословение и трансмутацию». По мнению Ребе, использование слова «трансмутация» говорит о том, что по своей сущности благословение и проклятие имеют одинаковую природу.

В рамках теории информации благословение можно рассматривать как открытие каналов для информационного обмена с миром сфирот, слово «браха» («благословение») имеет тот же корень, что и «бреха» («водяной канал»).

Проклятие также является открытием каналов для информационного обмена, но с ситра ахра (область информационного пространства, содержащая концепции Зла).

Можно сделать вывод о том, что концепции благословения и проклятия отличаются друг от друга только направленностью (оператором «не»).

Такой вывод совпадает с предложенной выше структурой областей информационного пространства, содержащих концепции Добра и Зла.

Чтобы понять и объяснить взаимодействие души человека с древом сфирот, вернемся к Закону подобия.

1. Необходимым и достаточным условием соблюдения принципа подобия является исполнение 613 заповедей Торы.

 

Пояснение

Любое нарушение заповедей приводит к проявлению в душе концепции Зла (антизаповеди), соответственно, расстояние между душой и древом сфирот резко увеличивается, подобие теряется.

В книге «Эц Хаим» читаем: «Когда Израиль грешит, это приводит к увеличению расстояния между сфирой Бина (Има — “мать”) и “детьми” (Зеэр анпин — мидот). И тогда силы Зла могут получать свет через Зеэр анпин и Нуква (Малхут)».

2. Существуют различные степени подобия.

Пояснение

Как было сказано, сотворенные миры представляют собой информационное пространство, концепции, построенные по иерархическому принципу (сложности понимания концепции). Понимание более сложных концепций уменьшает расстояние и увеличивает подобие между душой и древом сфирот.

При обязательном исполнении п. 1 (заповеди) увеличение подобия души древу сфирот (сокращение расстояния) определяется интеллектуальными усилиями, направленными на постижение концепции, а также позицией души на главном измерении информационного пространства — битуль.

Измерение битуль условно можно представить как линию, с одной стороны имеющую концепцию «Всевышний», а с другой — концепцию собственного «я». Чем ближе позиция души к концепции «Всевышний», тем больше степень битуль, и наоборот.

Понятие ситра ахра, напомним, является зоной информационного пространства, в которой расположены концепции антизаповедей. По своей природе ситра ахра пассивна. Причиной актуализации концепций ситра ахра является нахождение души человека в области «я» по измерению битуль. В свою очередь, область «я» на измерении битуль является местом расположения клипот. Напомним, что, согласно каббале Аризаля, клипот образовались в результате разбиения сосудов в мире Тогу. Особенностью мира Тогу являлось отсутствие взаимодействия между сфирот, то есть каждая сфира выражала сильную концепцию «я». Согласно каббале Аризаля и теории Алтер Ребе, из «осколков» разбившихся сосудов образовались клипот (а также зародыши всех информационных сущностей, обладающих собственным «я», то есть душ).

Подтвердим эти положения примерами из Торы.

«И приблизился Авраам» (Берешит, Вайера)

Изучая Тору, важно понимать: характеры ее главных персонажей не статичны, а динамично изменяются в контексте происходящих событий, под влиянием окружающих обстоятельств, уроков, испытаний и наказаний, данных Всевышним.

После прихода в Ханаан Авраам спускается в Египет и подпадает под власть Зла. После чудесного освобождения дальнейший жизненный путь Авраама можно рассмотреть с точки зрения его отношений с окружающим его Злом и продвижения к состоянию битуль.

1. После выхода из Египта и возврата в Святую землю Авраам расстается со своим племянником Лотом, который символизирует злой импульс (йецер а‑ра).

2. После войны с четырьмя царями Авраам отказывается принять подарки от царя Сдома. Этот поступок нуждается в пояснении. Авраам принимал подарки от Фараона и Авимелеха. Неприятие подарков Авраамом от царя Сдома объясняется его нежеланием устанавливать какую‑либо связь (в отличие от Лота) с про́клятым народом.

Из отказа Авраама от подарков царя Сдома можно сделать важный вывод о различии между грешниками (даже сверхзлодеями) и проклятыми (праведником) грешниками.

Для сверхзлодеев, таких как Фараон и Лаван, путь к раскаянию не закрыт. Мы читаем: «И встал Лаван утром, и поцеловал, и благословил сыновей Яакова, и вернулся на свое место».

Невозможно себе представить, что главы колен Израилевых получили благословение от сверхзлодея. В учении хасидизма отмечается: в момент благословения Лаван поднялся к уровню высокой святости («белизны», «лаван» — «белый» на иврите), после чего вернулся на место, то есть опустился на уровень сверхзлодея.

Потомки Ханаана, проклятого Ноахом, не имели возможности изменить свой уровень (раскаяться).

В главе «Лех‑леха» читаем: «И после этих событий слово Г‑спода пришло к Аврааму в видении: “Не бойся, Авраам, Я — твой Щит, твоя награда огромна”».

Авраам отвечает: «О Г‑сподь Б‑г, что Ты дашь мне, так как я не имею наследников?»

Далее, в этой же главе, читаем: «И Он сказал ему: “Я, Г‑сподь, который вывел тебя из Ур‑Касдима, чтобы дать тебе эту землю в наследование”».

Авраам отвечает: «О Г‑сподь Б‑г, как я узнаю, что я унаследую ее?»

В обоих примерах Авраам в диалоге с Всевышним использует местоимения «я» и «мне», в какой‑то мере подчеркивая свою отделенность. Однако по мере развития событий положение Авраама на шкале «Б‑г» — «я» меняется.

После обрезания и визита ангелов (глава «Вайера») между Всевышним и Авраамом происходит диалог. Всевышний сообщает Аврааму о Своем намерении разрушить Сдом и Амору. Далее читаем: «И Авраам приблизился (“вайгаш”) ко Всевышнему и сказал: “Неужели Ты уничтожишь праведников вместе со злодеями?”»

Очевидно, слово «приблизился» («вайгаш») следует понимать как движение в информационном пространстве, то есть осознание Авраамом сложных и глубоких концепций.

Далее читаем: «И Авраам ответил и сказал: “Вот я начал обращаться к Г‑споду, хотя я&nbsp;— прах и пепел”».

В этом диалоге Авраам оперирует понятием «я», но подчеркивает ничтожность своего «я» перед Всевышним. Этот факт свидетельствует о значительном продвижении Авраама в зону битуль.

Через некоторое время после рождения Ицхака Авраам расстается с Агарью и Ишмаэлем. И только после этого происходит жертвоприношение Ицхака (акейда), в процессе которого Авраам достигает состояния абсолютного битуля.

Авраам смотрит на звезды. Иллюстрация Эфраима‑Моше Лилиена. 1908

Заключение

Итак, мы начали рассмотрение Закона подобия, который является универсальным для Творения. При помощи этого закона можно объяснить характер взаимодействия человека со Всевышним, дать объяснение понятий жизни, смерти, любви, красоты, что я планирую сделать в продолжении статьи.

В заключение о крайне важном следствии Закона подобия. Он позволяет ответить на вопрос, почему праведник наказывается даже за «незначительные» нарушения.

В отличие от обычного человека, расстояние между праведником и древом сфирот минимально, соответственно, максимально подобие. Любой, даже «незначительный» грех, то есть связь с концепцией Зла, резко увеличивает расстояние между праведником и древом сфирот и фактически разрушает подобие. С обычным человеком это происходит в меньшей степени, так как расстояние между ним и древом сфирот достаточно велико, а подобие — мало.

Существует и другая возможность. Если праведник, имеющий высокую степень подобия (понимания), решает (не дай Б‑г!) вступить в связь со стороной Зла, то последствия могут быть катастрофическими. Именно по этой причине Адам и Хава были изгнаны из Ган Эдена.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Теория Зла в контексте каббалы информации

Из рассуждений Алтер Ребе также можно сделать вывод о том, что статус человека, соблюдающего все заповеди Торы, несовместим с наличием каких‑либо злых действий, не являющихся грехом, то есть не нарушающих заповедей Торы. Наличие подобных злых действий сделало бы все заповеди Торы, не дай Б‑г, бесполезными.

Теория Зла в контексте каббалы информации

Согласно положениям каббалы, чем выше «корень животной души», тем ниже она может опуститься. Имеется в виду, что души отъявленных злодеев зарождаются на уровне высокого раскрытия информации Всевышнего, то есть являются очень сильными. Это касается допотопного поколения, Фараона (периода Авраама), жителей Сдома и Аморы, Лавана, Фараона (периода Исхода), Эсава. Этот парадоксальный факт нуждается в пояснениях.

«Знай, узнай, что пришельцами будут твои потомки в земле не своей»

Мы не можем изменить базовые законы Творения, однако нам дано право менять ход событий. Главным фактором, влияющим на наш выбор, является наша эволюция в информационном пространстве по измерениям изучения Торы и понимания Всевышнего. Чем больше мы продвигаемся по этим измерениям, тем более адекватен и эффективен наш выбор и взаимодействие с окружающим миром. Да, движущей силой нашей эволюции в информационном пространстве является план Всевышнего. Однако траектории могут быть разными.