Послания Любавичского Ребе

Советы Любавичского Ребе

Составитель Хаим Дальфин. Перевод с английского Евгения Левина 12 апреля 2022
Поделиться

11 нисана исполнилось 120 лет со дня рождения Ребе. «Книжники» подготовили к выходу в свет очередной сборник писем и бесед рабби Менахема‑Мендла Шнеерсона, седьмого Любавичского Ребе.

Этот сборник составил выпускник бруклинской ешивы «Томхей тмимим» Хаим Дальфин, автор 19 книг о философии, обычаях и истории Хабада.

Публикуем фрагменты нового издания.

Портрет рабби Менахема‑Мендла Шнеерсона в одной из еврейских общин СНГ. 2005

Смысл посланничества

В своем письме вы упомянули и другие вещи: мнение и отношение людей, неблагодарность и т. д. Судя по всему, вы воспринимаете это очень болезненно, так как начали думать, что по сравнению с предыдущей должностью вашего мужа его нынешняя должность гораздо хуже Ребе сделал его своим посланником в Австралии, где он и его семья оказались вдали от родных, друзей и привычного окружения. . Как я уже объяснял вашему мужу, разница между его нынешней и прошлой работой связана не с местом и окружением, но с характером самой деятельности. В прошлом он был наемным работником, что имело целый ряд преимуществ. У наемного работника есть рабочие часы. Закончив работу, он может временно выбросить ее из головы, зная, что вся ответственность лежит на плечах его начальника. Кроме того, такая работа порождает меньше зависти, нервного напряжения и т. д.

С другой стороны, когда человек становится руководителем, на котором лежит вся ответственность (тем более если он находится далеко от вышестоящих и должен принимать самостоятельные решения), и особенно если он занял эту должность добровольно и с энтузиазмом, это неизбежно порождает зависть. Зависть — душевное состояние, порождающее у завистника самые разные чувства. У нее есть и другие проявления, нередко необдуманные и неоправданные, причем завистник и сам подчас сожалеет об этом. Также очевидно, что подобная должность требует колоссальной личной вовлеченности, нервного напряжения и т. д.

Очевидно, что тот, чьи способности обрекают его на вторые роли — быть наемным работником, мало что может с этим сделать, ибо это все, чего он может достичь. С другой стороны, если человек, способный быть руководителем и занимать ответственные посты, ограничит себя деятельностью простого исполнителя, это будет величайшей несправедливостью прежде всего по отношению к самому себе, не говоря уже о деле. В Писании сказано: «Умножая мудрость, умножаешь огорчения, а добавляя знание, увеличиваешь скорбь» (Мишлей, 1:18). Чем больше человек знает и чем больше развит, тем больше в его жизни трудностей, и это совершенно неизбежно. Человек, конечно, может сказать: не хочу быть наверху, чтобы избежать трудностей. Но это все равно что сказать: не хочу быть человеком, хочу быть как животное, чтобы избежать проблем, связанных с человеческой жизнью.

Помимо вышеупомянутых соображений и принципов, если мы задумаемся о конкретной работе по распространению еврейства, этот подход приобретает дополнительные измерения. Наши мудрецы говорили, что первое слово Торы, «берешит» («в начале»), свидетельствует, что мир был сотворен только ради Торы, названной «начало» (решит). Также подумайте, что эта работа связана с еврейским образованием мальчиков и девочек, иными словами, имеет жизненно важное значение не только для них, но и для их потомков, для всех грядущих поколений — и вы увидите еще один аспект, связанный с другим толкованием первого слова Торы: мир был сотворен ради Израиля, который также назван «началом».

Есть и еще один важный момент: в данном случае речь идет о работе в стране, где иудаизм все еще находится в младенческом состоянии, так что требуется дух подлинных первопроходцев, чтобы преобразовать всю еврейскую жизнь на этом далеком континенте. Это вызов и в то же время потрясающая возможность для любого способного человека.

Наконец, — и это самое главное соображение — нужно помнить, что «Г‑сподь утверждает шаги человека, если путь его угоден Ему» (Теилим, 37:23). Бааль‑Шем‑Тов и Алтер Ребе подробно объясняют, что это значит. Если Провидение направляет человека в определенном направлении, это значит, что именно этот путь Ему угоден. Соответственно, следует ожидать, что дурное начало станет искать способы погасить пыл и подорвать настрой этого человека. Ибо чем больше мы достигаем в святости, тем сильнее сопротивление дурного начала.

Если же говорить о том, чего можно достичь, я рассказал вашему мужу о людях, оказавшихся в похожей ситуации, когда отец моего тестя послал двух евреев в Грузию, далекую и запущенную провинцию. Два его посланника настолько преобразили тамошнюю еврейскую жизнь, что даже сегодня, спустя сорок пять лет, мы встречаем в Нью‑Йорке внуков тех евреев — глубоко верующих людей и преданных хасидов. Впрочем, есть и разница: те два еврея, возродившие еврейскую жизнь в далекой стране, являлись первопроходцами, у которых не было помощников. Им пришлось начинать с нуля. Когда же вы с мужем прибыли в Австралию, то нашли там группу хабадников, которые во многом подготовили почву. Разумеется, еще многое предстоит сделать. И лучше всего для этого подходят люди, выросшие в Америке и хорошо знающие английский, поскольку австралийское общество в целом похоже на американское.

Сказанное о работе вашего мужа относится к вашей работе по распространению иудаизма среди замужних и незамужних хабадниц — хотя, возможно, не в такой степени, поскольку среди австралийских хабадниц есть несколько женщин, также выросших в Америке и хорошо знающих английский. Впрочем, не нужно объяснять, что у вас есть перед ними преимущество, поскольку вы хорошо знали моего тестя и могли пить непосредственно из его источника, тогда как другие австралийские еврейки могли пить только из «второго и третьего сосуда».

Оскорбление

Тот, кто унизил другого человека, тем самым согрешил не только против него, но и нарушил запрет Всевышнего. Чтобы исправить это, необходимо сделать нечто прямо противоположное. В данном случае грех включает оскорбление чувств. Соответственно, нужно проявлять больше уважения и положительных эмоций к другим людям, прежде всего к друзьям. Кроме того, причиной нанесения оскорбления обычно становится собственное эго или гнев. Следовательно, необходимо удариться в другую крайность и полностью избавиться от этих недостатков, как это разъясняется у Рамбама «Гневливому говорят вести себя так, чтобы, даже когда его бьют и оскорбляют, он ничего не чувствовал; и пусть ведет себя так долгое время, пока не выкорчует гневливость из своего сердца. А гордец пусть ведет себя весьма униженно, и садится ниже всех, и носит потрепанную одежду, унижающую того, кто ее надевает, и тому подобное, пока не выкорчует из себя гордыню. А затем пусть вернется к среднему пути, который и есть правильный путь, — и когда вернется к среднему пути, пусть идет по нему во все дни свои.

И так же пусть поступает со всеми остальными чертами характера: если был удален до одной крайности — удалит себя до другой крайности и следует ей долгое время, пока не вернется к доброму пути, а таков средоточный путь для каждой из личностных черт». (Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора, Книга Знание, Законы о чертах характера, 2:3–4. М.: Книжники; Лехаим, 2016. С. 264–265.)

.

Мемориал памяти жертв Холокоста

Что касается вашей идеи воздвигнуть в Париже памятник неизвестному мученику, погибшему в Холокосте, — прошу меня простить, но я решительно не согласен с вашим мнением о необходимости подобного проекта. Давайте представим, что сказали бы об этом сами мученики, особенно с учетом того, что во главе проекта будут стоять праведники, но не еврейские, а народов мира? То есть неевреи, спасавшие евреев во время войны.
Мне представляется, эти деньги следует потратить на помощь сотням тысяч евреев, пережившим Холокост, живущим в величайшей нужде, и прежде всего тем из них, кто нуждается не в обычном, а в духовном хлебе. В первую очередь они «голодают» из‑за того, что не хватает денег. Поэтому, когда речь заходит о распределении средств, первый вопрос, который нужно задать: следует ли тратить их на возведение монумента в Париже, на большом участке земли, чтобы каждый, кто пройдет мимо, вспомнил о миллионах евреев, погибших ради освящения Имени, — или их лучше потратить на то, чтобы накормить тех, кто голоден физически и особенно духовно, тех, кто жаждет познать пути Творца? Думаю, ответ на этот вопрос очевиден.

Разумеется, вы правы в том, что люди будут охотнее жертвовать на сооружение мемориала в центре Парижа, чем на «пропитание» тех, кто голодает физически или духовно. Последнее является стандартной просьбой, не вдохновляет и т. д., в то время как о монументе узнают все, включая влиятельных евреев и неевреев. Однако, несмотря на эти доводы, трудно согласиться с тратой тысяч долларов на камень в Париже, в то время как тысячи евреев Земли Израиля и диаспоры взывают о неотложной помощи.

 

Несмотря на то что очень важно никогда не забывать об уничтожении нашего народа в годы Холокоста, гораздо значимее следовать указанию наших мудрецов: главное — это действие. Я имею в виду колоссальную энергию, которая тратится на увековечивание жертв. Это порождает пессимизм.

В то же время, если поставить во главу угла Тору и заповеди, это подчеркнет важность происходящего здесь и сейчас. И кроме того, приведет к конкретным мерам по предотвращению подобных массовых убийств в будущем. Такой подход порождает оптимизм и позитивный взгляд на мир.

Крещеные евреи, которые хотят учить Тору

Вы пишете, что в одном из городов России есть несколько крестившихся евреев и некоторые из них проявляют интерес к иудаизму и хотят присоединиться к урокам Торы. Вы спрашиваете, как следует к ним относиться.

В целом каждый случай нужно рассматривать отдельно. Критерием допуска к уроку должна быть оценка ожидаемого результата: есть ли шанс, что человек, посещая уроки Торы, вернется к иудаизму, или же результат будет прямо противоположным.

Делая подобную оценку, нужно иметь в виду два типа людей. Есть те, кто стали миссионерами. Таких людей не следует «судить благожелательно» То есть исходя из предположения, что они руководствуются благородными мотивами, в данном случае — искренним желанием учить Тору. Напротив, следует исходить из того, что эти люди хотят навредить евреям — обратить их в свою веру, дискредитировать иудаизм и т. д. . Более того, подобные вероотступники по своей природе ищут «оправдание» своему обращению. Поэтому они не остановятся перед тем, чтобы сознательно исказить или неверно истолковать истину. Кроме того, следует помнить, что в уроках Торы также участвуют евреи, недостаточно укрепившиеся в еврейской вере; некоторые из них слабы и сомневаются. Соответственно, если в контексте изучения и обсуждения Торы произойдет что‑то неприятное, это может нанести им серьезный вред, ослабив их собственные убеждения.

С другой стороны, существует другой тип крещеных евреев, которые крестились не потому, что им промыли мозги, но по каким‑либо глупым внешним причинам, поскольку они принадлежат к категории «украденных детей» В еврейском религиозном праве: первоначально еврей, выросший среди неевреев и ничего не знающий об иудаизме. В наше время в эту категорию нередко включают тех, кто вырос хотя и в еврейских, но совершенно нерелигиозных и/или ассимилированных семьях.
. В этом случае шансов вернуть их к еврейству, разумеется, гораздо больше.

Сказанное выше является только общими указаниями, и каждый случай следует рассматривать отдельно, как уже было сказано. Кроме того, есть еще одно общее соображение, которое нужно иметь в виду.

Учитывая Холокост, который в значительной степени стал следствием многовековой ненависти и преследования евреев, если есть евреи, которые, живя в непосредственной близости (с точки зрения места и времени) к этой страшной бойне, считают возможным принять веру и стать частью тех, кто во имя христианства уничтожил множество невинных евреев, мужчин, женщин и детей Нацисты, разумеется, уничтожали евреев не во имя «христианства». Однако Ребе считал Холокост естественным следствием многовековой истории христианской Европы.
, — таковых если и можно привести в чувство, то вряд ли с помощью уроков Торы.

В то же время, учитывая количество обучающихся, которых можно отнести к «пограничным случаям», чье еврейское самосознание еще слабо, чью преданность Торе и заповедям еще необходимо всячески укреплять, несложно догадаться, насколько вредным окажется для них близкое общение с подобными людьми, тем более что будет трудно ограничить это общение собственно уроками Торы и помешать им встречаться в другой обстановке.

Медитация

Письмо р. Яакову Ланда

Некоторое время назад я узнал о вашем постановлении, запрещающем ходить к гуру и участвовать в медитативных практиках. В вашем постановлении сказано, что подобное граничит с идолопоклонством, тем не менее замечу, что сама идея медитации и уединения не придумана гуру и, таким образом, не является запрещенной.

Принцип наших мудрецов «неужели весь мир должен погибнуть из‑за нескольких глупцов?», безусловно, относится и к идее запретить любую медитацию только потому, что некоторые глупцы медитируют недозволенным образом. Мне кажется, вам следует обсудить возможные способы «откошеровать» медитацию с богобоязненными врачами, занимающимися болезнями нервов. Убедите их, что предложить кошерные формы медитации, которыми смогут пользоваться те, кому это необходимо, — их долг. Они должны будут опубликовать эти методы, чтобы тем самым избавить евреев от необходимости ходить к гуру, использующим воскурения и т. п., и вместо этого обращаться к богобоязненным специалистам.

Было бы прекрасно, если бы вы воспользовались знаниями, приобретенными в прошлом. В свое время, живя в Ростове‑на‑Дону Рабби Яаков Ланда (1893–1996) был одним из приближенных пятого Любавичского Ребе, когда тот жил в Ростове‑на‑Дону.
, вы интересовались медитативными техниками Блаватской, а также другими кошерными методами. Используйте их, чтобы лечить людей.

Авраам Тверский. 2010‑е

Аврааму Тверскому Авраам Тверский (1930–2021) — ортодоксальный психиатр, популяризатор иудаизма.

К письму прилагается записка, говорящая сама за себя. Она не подписана и является строго конфиденциальной, чтобы ее не смогли использовать элементы, продвигающие медитацию в языческих целях. В противном случае они воспользуются ею для оправдания своих практик, являющихся для евреев идолопоклонством.

Я знаю, что вы уважаемый человек со связями. Поэтому прошу вас разработать кошерные формы еврейской медитации, которые помогут тем, кому это необходимо. Надеюсь, что вы воспользуетесь для этого своими знаниями и связями.

Графология и хиромантия

Вы спрашиваете, правда ли, что, когда дело касается поиска спутника жизни, души должны подходить друг другу и это можно проверить с помощью графологии и ладони. В действительности о таком говорится в «Зоаре», а значит, это не противоречит заповеди «Будь непорочен пред Г‑сподом, Б‑гом твоим» (Дварим, 18:13), предписывающей, среди прочего, избегать практик, кажущихся странными, вроде чтения по ладони и графологии. Однако это верно только в том случае, если человек, читающий по ладони, способен увидеть корни душ людей, пришедших к нему. Тот же, кто не получил соответствующей традиции от истинного учителя каббалы, но дает советы на основании чтения по ладони, просто вводит людей в заблуждение.

Я сомневаюсь, что в нашем поколении есть хоть один человек, который может утверждать, что является специалистом в этой области.

И вообще, держитесь подальше от практического использования каббалы. Множество святых книг предостерегают нас избегать такой практики.

Ребе с хасидами перед хупой. 1951

Муж должен уступать

Я уже говорил вам, что вы должны приложить все усилия, чтобы помириться с женой. Мой тесть дал добро на ваш брак, соответственно, на нем почиет благословение праведника. Однако воплотить это благословение в жизнь должны именно вы. И именно вы должны уступать, если по некоторым вопросам вы придерживаетесь разных мнений.

Наши мудрецы всячески подчеркивали важность взаимопонимания между супругами, особенно накануне субботы. Это относится и к законам зажигания субботних свечей. Смысл этой заповеди заключается среди прочего в том, чтобы люди не натыкались друг на друга. Если бы не свет свечей, муж мог бы наткнуться на жену или столкнуться с ней, когда она несет суп, и расстроиться из‑за этого. И поскольку еврейская суббота начинается в пятницу вечером, очень важно, чтобы в этот день в доме был свет, иначе между мужем и женой не будет мира.

Еврейский народ находится на пороге Избавления. Это время подобно кануну субботы. По мере приближения Избавления, тьма сгущается. Силы зла знают об этом и возводят препятствия на нашем пути, чтобы помешать гармонии между евреями и Святым, благословен Он. Единственный способ решить эту космическую проблему — действовать на уровне микрокосма. Когда между мужем и женой царит мир, это приводит к примирению между Всевышним и народом Израиля, которое завершится приходом Машиаха.

Б‑г не требует от человека больше, чем ему по силам сделать. Соответственно, вы можете помириться с супругой.

Чему нас учат детские рисунки

С огромным удовольствием я получил твои замечательные рисунки вместе с письмом твоего учителя. Ты нарисовал деревья, людей и цветы. Из этих рисунков ты можешь усвоить важный урок: каждый ребенок подобен дереву. Когда семечко посадили и оно только проросло, нужно тщательно оберегать его от сорняков, которые могут ему повредить. Кроме того, дереву нужно много воды, пока оно не станет большим и красивым и не вырастит сочные плоды.

Точно так же у каждого ребенка есть удивительное «семечко» — душа, которую нужно оберегать от опасных вещей, то есть нехороших друзей с недобрыми намерениями. Кроме того, так же как дереву необходимо достаточно воды, детям нужно достаточное количество Торы и заповедей. А когда ты выучишь много Торы и исполнишь много заповедей, Б‑г воздаст тебе множеством хороших, сочных плодов, которые принесут много радости и гордости твоим родителям, учителям и всему народу Израиля.

Проблемы подросткового возраста

Вы пишете об учебном заведении своего сына. Наши мудрецы говорили, что следует учиться там, где приятно. Такой подход — на благо не только ученикам, но и их родителям. Это справедливо даже в том случае, когда в семье все хороши. Однако у вашего сына напряженные отношения с вами. Поэтому будет правильно разрешить ему уехать из дома в ешиву в другом городе, где он хочет учиться. Кроме того, у вашего сына подростковый возраст. Это означает, что его нервы напряжены до предела. Не каждый подросток может справиться со своими нервами. Чем старше человек, тем легче его разуму властвовать над сердцем. Я ни в коем случае не хочу вас обидеть. Я только подчеркиваю, насколько важно обращать внимание на нервы подростка. Это было верно всегда, а особенно в наше время. Молодежь сейчас нервная, и здоровье зависит от душевного спокойствия (или его отсутствия).

В силу этих дополнительных обстоятельств настоятельно советую отпустить сына учиться в другом городе.

Проблемы с памятью

Нужно следить, чтобы мозг оставался деятельным и свежим. Усталый мозг плохо запоминает. Когда, учась или читая книгу, человек замечает, что его мозг не запоминает то, что он учит или читает, нужно сменить предмет, например переключиться с Мишны на Талмуд. Еще один вариант — временно отложить эту заповедь и заняться другой, не связанной с изучением Торы, например найти нищего и подать ему милостыню, а затем можно вернуться к учебе.

Перерыв можно сделать и иначе: поучиться полчаса или час, а потом перейти к изучению другого предмета или начать учиться в другой манере. К примеру, если человек изучал что‑то глубоко и сосредоточенно, он может начать учить более поверхностно, не слишком углубляясь.

Выучить наизусть несколько мишнайот и время от времени повторять их — хорошее средство укрепить память, пусть даже и требующее времени.

Кроме того, запоминанию способствует составление кратких конспектов изучаемого материала.

Лишний вес

Ребе считал, что, во‑первых, врачи излишне преувеличивают ущерб, вызываемый лишним весом. Во‑вторых, об этом не следует думать постоянно. Если человек перестанет на этом зацикливаться, возможно, у него уменьшится потребность переедать («заедать стресс»), он станет спокойнее, что поможет организму переработать излишки жира. Самое же главное — служить Всевышнему с радостью.

Депрессия

Я неоднократно предупреждал вас не позволять себе впадать в уныние и терзать себя. Вы удостоились несколько раз получить благословение моего тестя. Мы знаем: то, что праведник постановляет, Святой, благословен Он, исполняет. В «Зоаре» сказано: «Иди и смотри: если у человека ясное, светлое лицо, Святой, благословен Он, ответит ему тем же. Если же лицо уныло, Святой, благословен Он, отнесется к нему строго, ибо сказано: “Служите Г‑споду в радости” (Теилим, 100:2)».

Советую вам выучить 31‑ю главу «Таньи». В ней Алтер Ребе объясняет, что человек может почувствовать радость, невзирая на все трудности и проблемы. Также подумайте о величайшей заповеди любви к Израилю, о которой подробно говорится в 32‑й главе «Таньи», а также в [книге третьего Любавичского Ребе] «Дерех мицвотеха» «Путь заповедей Твоих» — труд Цемаха Цедека (р. Менахема‑Мендла Шнеерсона). , — это избавит вас от всяческого уныния.

Когда вы задумаетесь о Б‑жественном Провидении, то есть о том, что Всевышний присматривает за вами и хранит вас, вы придете в радостное расположение духа и забудете об унынии.

 

Я удивлен, что вы позволили себе впасть в уныние. Я не сетую на то, что было, но хочу убедиться, что этого не повторится в будущем.

 

Нередко депрессию вызывает общее ухудшение здоровья. Попросите у врача совет, как укрепить свое здоровье в целом. Это поможет преодолеть депрессию.

 

Если, не умея плавать, вы будете стоять на краю бассейна и наблюдать, как другие плавают, вы никогда не научитесь плавать. Единственный способ научиться — прыгнуть в воду. То же самое с одиночеством и депрессией. Нужно «прыгнуть в воду», то есть в общество, и со временем этот первый шаг обязательно принесет пользу.

Ребе во время посещения охеля. 1979

Еврейское отношение к смерти

Всевышний позволил людям понять некоторые вещи, касающиеся загробной жизни. Одна из этих богооткровенных истин заключается в том, что душа является Б‑жественной и потому бессмертна. Когда ей приходит время возвратиться на Небеса, она покидает тело и продолжает свою вечную жизнь в духовном Мире Истины.

Здравый смысл также подсказывает, что, когда есть непосредственная причина расставания души и тела (смертельный случай, неизлечимая болезнь и т. д.), это может затронуть только жизненно важные органы материального тела, но никак не душу.

Еще один момент, также достаточно очевидный: на протяжении своего земного пребывания в человеческом теле душа неизбежно ограничена естественными потребностями тела (которому нужно есть, пить и т. д.). Даже праведник, полностью посвятивший свою жизнь Всевышнему, не свободен от ограничений, связанных с жизнью в материальном мире. Соответственно, когда душе приходит время возвращаться домой, фактически это становится для нее освобождением: она возвращается в горний мир и больше не ограничена телом и материальной действительностью. С этого момента душа в полной мере наслаждается духовными благами, связанными с близостью к Творцу. Эта мысль не может не послужить утешением.

Предвижу вопрос: если для души смерть является освобождением, почему Тора предписывает скорбеть и т. д.? Однако здесь нет никакого противоречия. Тора признает естественное чувство скорби, возникающее в связи с утратой близкого и дорогого человека, чья смерть оставляет в семье пустоту, поскольку родным и близким будет не хватать его физического присутствия и общения. Поэтому Тора предписывает положенный период траура, чтобы дать выход этим чувствам и помочь восстановить душевное равновесие и примириться с действительностью. Вместе с тем позволить этим чувствам выплеснуться за границы, установленные Торой, означает причинить вред себе и всем окружающим, а также душе покойного, вознесшейся к новым духовным высотам и наслаждающейся вечным блаженством. Поэтому, парадоксальным образом, чрезмерное проявление скорби, призванное выразить большую любовь к усопшему, на самом деле причиняет ему боль, поскольку душа продолжает интересоваться жизнью своих близких, видит, что с ними происходит (даже лучше, чем прежде), радуется их радостью и т. д.

Единственное, что не в силах сделать душа усопшего, — исполнять заповеди, так как это возможно только в материальном мире, совместными усилиями души и тела. Частичное преодоление этого возможно, если те, кто остался на земле, исполнят несколько заповедей и добрых дел в память и в заслугу души усопшего.

 

Существует два противоположных фактора: освобождение от физических ограничений и восхождение в горний мир духовной истины, с одной стороны, и чувство утраты и пустоты — с другой. Именно по этой причине в еврейском законе есть два разных правила. Мудрецы установили строго определенный срок соблюдения траура. В то же время нельзя эмоционально перегружать себя, прибавляя дополнительные дни скорби к предписанным еврейским законом. Кроме того, во время траура следует предаваться самоанализу и размышлениям с целью понять, почему эту утрату понесли именно мы. Такой анализ своих поступков неизбежно порождает страх и трепет, а также стремление к раскаянию и самосовершенствованию. И это приносит пользу, поскольку так возникает связь между теми, кто остался на земле, и душой, вознесшейся в горние выси. Ибо душа живет вечно и пристально следит за тем, что происходит с родными и близкими. Каждое их доброе дело увеличивает духовное наслаждение, которое она испытывает. Это особенно справедливо в тех случаях, когда упомянутое доброе дело совершил кто‑нибудь из тех, кого покойный родил или вырастил. Его душа получает «долю» в их добрых делах, поскольку их источником является влияние и воспитание, которое усопший дал пережившим его близким.

Почему умирают дети

Накануне Песаха 1988 года умерла маленькая еврейская девочка Мирьям. Среди прочего ее родители переживали из‑за того, что не смогут отсидеть по ней положенный семидневный траур, поскольку по еврейскому закону он прекращается с наступлением какого‑либо еврейского праздника. Они спросили Ребе, почему Всевышний не позволил им справить траур и почему Он так поступил с маленькой девочкой, не дав ей исполнить свое жизненное предназначение (поскольку она умерла до достижения религиозного совершеннолетия).

Ребе ответил:

1. Ни один человек, за исключением пророка, не может с уверенностью утверждать, что знает намерения Творца.

2. Что бы ни происходило в наше время, следует искать аналогичные случаи в прошлом.

3. Иногда детали произошедшего сейчас объясняют что‑то из того, что произошло в прошлом.

4. Что касается Мирьям, благословенной памяти, очевидно, что она скончалась при таких обстоятельствах, когда, согласно Торе, которую называют истинным учением, запрещено справлять по ней положенный семидневный траур. Траур по ней должен длиться лишь несколько часов, с момента погребения накануне Песаха до начала праздника. Это справедливо и в отношении тридцатидневного траура.

5. В наши дни все души являются реинкарнациями людей, живших прежде, которые приходят в наш мир, чтобы закончить свою миссию, не завершенную в прошлых воплощениях.

6. Если ребенок умирает до наступления религиозного совершеннолетия, это значит, что все, что он должен был доделать, можно было доделать за несколько лет; именно поэтому он живет так недолго. (Эти юные души являются исключением из правил: обычно для исполнения своего предназначения человеку нужно семьдесят, восемьдесят См. Теилим, 90:13: «Дни лет наших — семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет».
, а то и сто двадцать Как, например, Моше. лет.)

7. Если Мирьям смогла за несколько лет закончить все, что не закончила в своих прежних воплощениях, и сразу после этого вернулась на небеса, можно быть уверенным, что уже в Песах она оказалась в раю. Исходя из этого, Тора велит родителям провести праздник Песах в радости.

8. Помните, что и вы, и ваш муж, и другие ваши дети все эти годы доставляли Мирьям много радости, материальной и духовной.

Как объяснить детям смерть родственника

Что касается вашего вопроса, как объяснить детям смерть отца — скажите им правду. Есть чистые души, которые Всевышний хочет видеть на небесах сразу после того, как они исполнили свое жизненное предназначение, защищая жителей Земли Израиля. В этом случае обо всех родственниках усопшего и особенно о его детях говорят много хорошего, и небесное воинство просит Всевышнего помочь им преуспеть в учебе и хорошо себя вести. Когда дети ведут себя соответствующим образом, это дарует душе усопшего вечную жизнь.

Как вернуть в дом радость

Вы спрашиваете, что можно сделать, чтобы вернуть в дом радость, поскольку вы страдаете от чувства утраты, приносящего боль и печаль.

Самое главное для вас — поставить дело так, чтобы в вашем доме бывали гости. В первую очередь приглашайте к себе женихов и невест, нуждающихся в помощи. Так что предоставьте свой дом для распространения иудаизма. Это гораздо важнее, чем посылать религиозные книги.

Переход в иудаизм ради вступления в брак

Вы пишете о еврейской девушке, встречающейся с неевреем, который решил принять иудаизм. При этом вы не уверены, как он станет относиться к своей новой религии в будущем, после женитьбы.

Судя по вашему письму, они испытывают друг к другу сильные чувства и все равно поженятся. В то же время могут возникнуть проблемы: будет ли ее семья счастлива, если она выйдет замуж за прозелита?

Поэтому, по моему скромному мнению, следует посоветовать попробовать жить холостяком, ведущим религиозный образ жизни. Полагаю, он, безусловно, согласится, что прежде должен понять, подходит это ему или нет. Кроме того, в его случае все началось с «низменных» мотивов — желания жениться на еврейке, которая не выйдет за него замуж, если он не примет иудаизм. Соответственно, он согласится, потому что принимал решение вслепую и ему нужно проверить и убедиться, что он действительно хочет стать евреем, а не идет на этот шаг только для того, чтобы «заполучить» ее.

Все время, что он будет стараться вести религиозную жизнь, он не должен с ней встречаться, поскольку это еще больше все запутает. Поэтому желательно, чтобы они не жили в одном городе. Только после продолжительного расставания он сможет сказать себе, что действительно хочет быть евреем. Лучше всего, чтобы она уехала в Израиль или в любую другую страну, где он не сможет видеться с ней. Так она сможет проверить, искренен ли он в своем желании стать евреем или просто хочет на ней жениться.

Пожертвование из сомнительных источников

Вы спрашиваете, может ли религиозная или благотворительная организация принимать пожертвования от компании, ведущей бизнес неэтичным образом.

В целом я стараюсь не отвечать на конкретные вопросы, касающиеся еврейского религиозного права. Для этого в каждом городе есть соответствующие раввинские институты. Кроме того, я не могу дать точный ответ на ваш конкретный вопрос, поскольку значительная часть важной информации отсутствует. В частности, принципиальным является то, будет ли принятие пожертвования явным или неявным одобрением методов данной компании или же к такому ошибочному выводу не сможет прийти никто, включая саму фирму. Во втором случае речь пойдет не об одобрении политики компании, но исключительно о предоставлении или не предоставлении ей возможности исполнить заповедь о благотворительности.

Только после того, как все эти факты будут представлены на рассмотрение компетентному раввину, он сможет принять какое‑либо решение.

О Мартине Бубере Мартин Бубер (1878–1965) — еврейский экзистенциальный философ, один из ведущих еврейских мыслителей прошлого века.

Бубер полагал, что хасидизм следует представить в качестве современной философии. Он утверждал, что, если в Германии и других европейских странах представить хасидизм в качестве современной философии, людям будет легче принять это учение и со временем они поймут истинную глубину хасидизма. В наше время, так же как и при жизни Бубера в Европе, это совершенно неверно. Мое мнение основано на опыте жизни в Германии, где я прожил несколько лет. Даже в то время и в той стране можно было учить хасидизму в чистом виде, и это принималось очень хорошо, возражающих было немного.

Что же касается его личной жизни — и об этом известно всем, кто знал его долгие годы, — то и в ней было много неправильного. Противоречие между его личной жизнью и философией особенно заметно, когда понимаешь, что Тора в целом и хасидизм в частности учат важности гармонии личной жизни и учения. В случае с Бубером все обстояло не так. Мы видим эту непоследовательность в трех вещах:

— В арабо‑израильском конфликте он был на стороне арабов.

— Он принял награду от немцев — тех самых немцев, убивших миллионы! Не будем обманывать себя, что немцы, вручившие ему награду, ни в чем не виноваты.

— Было много вопросов касательно его жены Мартин Бубер придерживался левых взглядов и неизменно выступал за максимально мирное разрешение арабо‑еврейского конфликта; в 1951 году Бубер получил премию Гёте Гамбургского университета; в 1953‑м — Премию Мира немецких книготорговцев; жена Бубера Паула Винклер родилась в католической семье, в 1907 году приняла иудаизм; дети Бубера и Паулы, Рафаэль и Ева, родились до обращения Паулы и заключения официального брака.
.

Мне неприятно об этом говорить, но я чувствую себя обязанным высказать свое мнение, чтобы вы не подумали, что я согласен с вашими похвалами в адрес Бубера и его вклада.

Виктор Франкл Виктор Эмиль Франкл (1905–1997) — австрийский психиатр, психолог, философ и невролог.

Я интересуюсь трудами др. Виктора Франкла, поскольку они соответствуют Торе, а его учение основано на убеждении, что терапевт или психолог должен быть наглядным примером того, чему он учит. Возможно, именно поэтому это учение малоизвестно — оно противоречит подходу многих современных терапевтов и психологов.

Авраам Шленский. 1952

Аврааму Шленскому Авраам Шленский (1900–1973) — еврейский поэт, переводчик, издатель; был дальним родственником и другом детства Ребе.

Мне напомнили, что вы празднуете семидесятилетие. Желаю вам всех благ и долголетия — в материальном и в духовном плане.

Позволю себе еще одно пожелание — чтобы наша кампания «возвращения к еврейским корням» затронула и вашу личную еврейскую жизнь. Учитывая, что вы можете влиять на определенные круги и течения, сомнительно, чтобы они допустили, чтобы на них повлиял кто‑то не из их круга. Соответственно, ваше «возвращение к корням» произведет на них колоссальное впечатление.

Я помню, что в течение многих лет, в Екатеринославе, вы искали мировоззрение, которое явно шло против течения. Однако нет большего бунта, чем в семьдесят лет изменить свой образ жизни на более религиозный. Разумеется, никто не соблюдает Тору и заповеди, чтобы продемонстрировать свой бунт против секуляризма — дескать, сыт по горло этим образом жизни! Но в качестве подспорья личные черты характера, в данном случае бунтарская природа, безусловно, должны быть использованы, чтобы лучше служить Творцу.

Если же некоторые друзья будут спрашивать, чем вызваны эти внезапные изменения, ответ прост: мне семьдесят лет, пора начинать заново!

Пожалуйста, пришлите мне вашу последнюю книгу, двухтомник «Книга песен». Обычно я не обращаюсь с подобными просьбами, не получив ответа на свое предыдущее письмо, это обычная норма этикета. Однако, поскольку мои последние письма попадают к адресатам с большим опозданием, я прилагаю эту просьбу к письму с поздравлением с днем рождения.

Эли Визель

Эли Визелю Эли Визель (1928–2016) — американский и французский еврейский писатель, журналист, общественный деятель, профессор. Лауреат Нобелевской премии мира 1986 года «За приверженность тематике, посвященной страданиям еврейского народа, жертвам нацизма».

Я получил вашу книгу «Огненные души» и внимательно ее прочел. Продолжая наш разговор: перестаньте уделять слишком много внимания Катастрофе. Талантливый человек, способный повлиять на других, должен использовать свой талант именно для этого. В вашем случае ваши ораторские и писательские способности, которые вы «тратите» на Катастрофу, следует использовать, чтобы привести как можно больше людей к Торе и заповедям.

Впрочем, возможно, ваши книги — прекрасный ответ нацистам и их сообщникам. Они хотели нас уничтожить, и это пробудило наши глубочайшие силы, которые проявились в вашем писательском таланте, не позволяющем забыть о том, что они сотворили.

Хаим Граде с женой. 1970‑е

Хаиму Граде Хаим Граде (1910–1982) — американский еврейский писатель, поэт, переводчик и журналист. Писал на идише.

Ваша жена написала, что вы — «современный еврей с митнагедско‑литовской традицией». Слово «митнагед» означает «противник чего‑то». Соответственно, когда человек понимает, что ошибался и на самом деле речь идет о чем‑то хорошем, ему ничего не нужно менять, его «противодействие» исчезает само собой.

Вместе с тем нужна смелость, чтобы публично заявить: хотя я вырос в обществе, которое заблуждалось, теперь я разобрался и заявляю, что это была ошибка.

Поскольку мы встречались на хасидских застольях, я слышал о вас и читал ваши письма и книги, у меня нет никаких сомнений, что, несмотря на митнагедскую традицию, ваши книги наполнены хасидским теплом. Я уверен, что вы сами чувствуете, а самое главное, чувствуют ваши читатели, что в свои митнагедские сочинения вы «нелегально» пронесли хасидские сокровища.

Также скажите жене, что называть вас «современным евреем» тоже неправильно. Идея модернизации — порождение Хаскалы, еврейского Просвещения, которое давно устарело.

 

Я с удовольствием (хотя у меня очень мало времени) начал читать вашу книгу «Голос из леса». Прочел первый эпизод и подумал: надеюсь, вы напишете нечто похожее о нашей американской молодежи, живущей прежде всего здесь, в Нью‑Йорке. Многие из этих молодых людей возвращаются к еврейству без помощи родителей и дедов. Иногда из‑за детей возвращаются и сами родители.

Вы пишете о запутавшейся молодежи «Потерянные в Непале». Я предложил бы назвать это иначе, в более позитивном ключе. Вы пишете о старом Вильно, подлинном Вильно. Это справедливо и в отношении «потерянных овец» — они действительно возвращаются. Поэтому я предложил бы назвать так: «Снять чужие одежды». Это фраза будет означать, что раскаяние молодых бунтарей — всего лишь вопрос времени. Каждый еврей принадлежит к народу священников, и у него есть священнические облачения, которые прекрасны.

 

Как я понял, во время вашей встречи со студентами ешивы вашей супруги с вами не было. Поэтому посылаю вам небольшой подарок — молитвенник с псалмами карманного формата — для вас и прежде всего для вашей жены.

Яаков Агам. 2010

Яакову Агаму Яаков Агам (Гипштейн; р. 1928) — современный израильский художник, один из создателей кинетического искусства.

Я получил замечательный альбом ваших художественных работ. Хотя я совсем не специалист, общее впечатление ошеломляющее, даже для новичка. Оригинальное решение свести вместе разные стихии, не имеющие отношения к искусству (огонь, вода, тени, линии, всевозможные геометрические фигуры) — все вместе создает красоту, которую мы видим в вашем альбоме. Особенно хочется отметить цвета и фон, создающие прелестное освещение.

Из любого опыта принято извлекать урок, касающийся служения Творцу, тем более что на обложке, помимо слов с пожеланием мне всех благ, вы использовали цвет и тень, чтобы выразить свои чувства.

Может показаться, что тень затемняет свет и его источник. Однако Тора учит, что все, что создал Всевышний, Он создал ради Своей славы, в том числе и тень. Когда тень оказывается на своем месте, она порождает особый cвет, отличающийся от обычного, — что вы сами блистательно продемонстрировали сочетанием теней и слов, чтобы пожелать мне всего наилучшего. Вы взяли темную тень и сделали ее не просто сияющей, но подсвечивающей темные буквы!

С точки зрения служения Творцу это учит нас, что, хотя мир выглядит темным и заслоняющим Творца, еврей обязан преобразовать эту тьму, чтобы в конечном счете она стала светом, который светит ярче обычного.

Вместо послесловия

То, что я пишу одному человеку, ни в коем случае не касается других людей. Даже если два человека задают одинаковые вопросы, мой ответ зависит от обстоятельств моего

адресата, а также от состояния его души. Все это непременно учитывается, когда я отвечаю на то или иное письмо.

Обложка книги «Советы Любавичского Ребе». М.: Книжники, 2022

Спасибо, что поделились моими письмами с другими хабадниками Иерусалима. Но когда речь идет об изменениях к лучшему, все зависит от самих хабадников, а не от меня.

Мои советы призваны время от времени поддерживать, воодушевлять и помогать. Однако сами изменения они должны сделать сами.

Книгу «Советы Любавичского Ребе» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Вы, безусловно, знаете, насколько важны мир и согласие среди евреев, как это неоднократно подчеркивается в Торе. Еще большее значение Тора придает понятию «шлом байт» — миру и согласию между мужем и женой. Доходит до того, что, невзирая на святость каждого слова Торы, особенно имен Всевышнего, записанных в Торе, есть один случай, когда Всевышний Сам повелел, чтобы Его Имя было стерто и смешано с водой — ради сохранения мира между женой и мужем.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Деньги, которые человек зарабатывает, не являются самоцелью. Они лишь средство для удовлетворения потребностей. Какой смысл зарабатывать деньги, а потом, не дай Б‑г, тратить их на врачей? Лучше обойтись и без такого заработка, и без трат на лечение, и быть здоровым. Главное — не заработанные деньги, а уверенность в том, что они будут потрачены с пользой и принесут радость.