Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер Перевод с идиша, иврита и английского А. ОльманаИ. Стрешинского, Ц.‑Г. БлиндераЕ. Левина 21 января 2018
Поделиться

7 адар‑алеф 5711 (13 февраля 1951) года

<…> Что касается поездки в Ирландию Письмо адресовано бригаде хасидов‑резников, живших во Франции и периодически ездивших на заработки в Ирландию.
, будет правильно, если Вы сможете найти способ, чтобы эта поездка приносила и духовные «дивиденды». Разумеется, заработок — великая вещь, как объясняется и в «явной» части Торы В Талмуде и законодательстве, требующих от человека содержать себя и семью. См., напр.: Кидушин, 29а: «Учили мудрецы: отец обязан обрезать сына, учить его Торе, найти ему жену и обучить его ремеслу. Рав Йеуда говорил: “Тот, кто не учит сына ремеслу, подобен тому, кто учит его грабить”».
, и особенно в учении хасидизма Речь идет об учении о заключенных в объектах материального мира «Божественных искрах», возвращающихся к Первоисточнику, когда эти объекты являют свое истинное духовное назначение в результате деятельности человека. Например, зарабатывая деньги для обеспечения семьи, обучения детей и благотворительности, человек «освобождает» искры, заключенные в этих монетах и купюрах, да и вообще в его деятельности, используя их для святых целей.
. Тем не менее мне кажется неверным, когда десять хасидов приезжают в город второй или третий раз, режут несколько сот животных, получают плату в фунтах или франках и возвращаются домой, ничего не исправив, т. е. ничего не сделав для реализации своей жизненной миссии (по крайней мере, ничего видимого) Ребе имел в виду, что, помимо собственно убоя, резники должны проводить уроки Торы, устраивать беседы с местными евреями и т. д. В другом письме тем же резникам Ребе требует от них приближать местных евреев «к Торе, и особенно к учению Алтер Ребе и Бааль‑Шем‑Това», т. е. к хасидской традиции.
.

<…> Ваше предложение относительно резников — чтобы и те, кто является знатоками, и те, кто еще не стал таковыми, как с точки зрения практических навыков, так и с точки зрения знания законов, — постоянно обновляли свои знания и учились дальше, является очень верным. Это относится и к тем, кто уже работает резником. Раввины хасидской общины должны за этим следить.

Известно, что, помимо знания законов и собственно ремесла убоя, от резника требуется быть богобоязненным. Это принципиальное требование (см.: Респонсы Алтер Ребе, 9; см. также: Цемах Цедек. Йоре деа, 12; Шаар а‑милуим, 15–18). От резника это требуется даже в большей степени, чем от раввина. <…>

Богатство и бедность

15 хешвана 5711 (26 октября 1950) года

<…> Раздел Мишны «Моэд», трактат «Хагига», заканчивается законом о золотом и медном жертвенниках… ”«Все , жертвенников, кроме золотого и медного жертвенников, [которые не принимают нечистоту]» (Хагига, 3:8).
“] Нравственный урок, который содержит эта мишна, весьма актуален для нашего времени… Человечество делится на две категории: на богатых и бедных. Для богачей уготовано золото, бедняки же пользуются медной монетой. Всем евреям без исключения, независимо от внешнего или внутреннего облика, присуща еврейская суть, которая всегда остается неоскверненной. И это — желание еврея следовать воле Творца; как говорил мой тесть, Ребе, ни один еврей не хочет и не может разорвать свою связь с Б‑гом. И эту суть можно уподобить жертвеннику. Ибо что есть жертвенник? Место, где режут скот и приносят его в жертву Всевышнему.

Это касается всех евреев: и богатых, которых можно уподобить золотому, и бедных, которые подобны медному жертвеннику. Стоит еврею вспомнить, что он — жертвенник, как в нем пробуждается его подлинное желание: «зарезать» свое дурное начало и служить Всевышнему. И тогда он становится невосприимчивым к ритуальной нечистоте. <…>

 

5741 (1980) год

<…> Что касается просьбы прояснить мое отношение к репатриации Письмо написано еврейскому профессору из ЮАР, обдумывающему идею репатриации в Израиль. , то я надеюсь, что Вы понимаете, что это не академический вопрос, но процесс, длящийся уже много лет, и результаты этого процесса говорят сами за себя. Поэтому нет никакой необходимости высказывать какие‑либо мнения и суждения. Однако, поскольку Вы просите об этом снова и снова, я кратко изложу свои мысли на этот счет.

Теперь по поводу любавичских хасидов. Как Вы, безусловно, знаете, недалеко от Лода есть процветающий поселок, Кфар‑Хабад, заселенный хасидами, основанный репатриантами из‑за железного занавеса; недавно началось строительство второй очереди, где планируется построить сотни дополнительных единиц жилья. Хабадский квартал Нахалат Ар Хабад есть в Кирьят‑Малахи, в Иерусалиме есть Шикун Хабад, новый хабадский район растет в Цфате, то же происходит в Лоде… Эти репатрианты присоединились к старым хабадским общинам, существующим на Святой земле практически со времен основания Хабада вот уже около двухсот лет.

Однако если говорить о репатриации в целом — кроме тех случаев, когда она является насущной необходимостью, как, например, из арабских стран или Советского Союза, и кроме особых случаев вроде воссоединения семьи, — очевидно, что, с учетом крайне ограниченных ресурсов, необходима система приоритетов, чтобы определить, на какого рода репатриации необходимо сосредоточить силы в первую очередь. При этом необходимо учитывать несколько основополагающих факторов.

Новые репатрианты, прибывающие в Израиль, должны иметь возможность внести свою лепту в развитие и благосостояние Израиля, а не причинять ему ущерб.

Новые репатрианты должны также иметь возможность интегрироваться в экономику страны, а не увеличивать и без того непомерный груз, на нее возложенный.

Даже если эти условия удовлетворены, польза, которую может принести репатриант и группы репатриантов, необходимо сопоставить с ущербом, который эмиграция из страны причинит местной еврейской общине. Если человек является лидером общины и его отъезд может нанести духовный, экономический или политический ущерб общине, то есть ослабит ее поддержку Израиля, то в этом случае прибыль окажется явно меньше убытков. Все мы знаем много примеров, что, после того как лидеров общины убеждали репатриироваться, община приходила в упадок, в материальном и духовном плане. Для маленькой общины критичным может оказаться отъезд даже одного лидера, раввина или прихожанина <…>

Иерусалим. Фотограф Яглом Бовия.

Заработок и соблюдение субботы

Без даты

Я получил Ваше письмо, где Вы делитесь со мной трудностями, с которыми Вам пришлось столкнуться. Вы — владелец магазина хозяйственных товаров, и этот магазин служит для Вас источником доходов. Поскольку суббота — день, когда торговля идет лучше всего, Вы работаете по субботам; но несоблюдение субботы очень беспокоит Вас, и Вы спрашиваете моего совета.

Прежде всего, я хотел бы сказать Вам, что мне было приятно узнать, что Вас искренне беспокоит несоблюдение субботы. Это значит, что в Вас живо еврейское сердце, и оно активно протестует, когда Вы поступаете плохо не только по отношению к собственной душе, но и по отношению к телу, ибо у еврея душа и тело — суть единое целое, и все, что вредит душе, вредит и телу.

Прежде чем ответить на Ваш вопрос, я хотел бы поделиться с Вами следующими соображениями. Еврейский народ вообще и евреи, живущие по Торе, в частности не сомневаются в том, что Б‑г создал мир и управляет им. Не сомневаются они и в том, что Десять заповедей, в том числе и четвертая («Помни день субботний, чтобы святить его… и не исполняй работы в этот день»), получены от Него.

Не может быть никаких сомнений и в том, что Он, сотворивший человека, дает ему возможность поддерживать свое существование. Было бы нелогично предположить, что Всевышний станет поощрять человека зарабатывать себе средства к существованию способом, противоречащим Его воле, особенно если она выражена в четвертой заповеди — хранить субботний день в святости.

Хотелось бы подчеркнуть еще один момент. Деньги, которые человек зарабатывает, не являются самоцелью. Они лишь средство для удовлетворения потребностей. Какой смысл зарабатывать деньги, а потом, не дай Б‑г, тратить их на врачей? Лучше обойтись и без такого заработка, и без трат на лечение, и быть здоровым. Главное — не заработанные деньги, а уверенность в том, что они будут потрачены с пользой и принесут радость.

Вернемся теперь к Вашему вопросу.

Вы удостоились величайшей чести родиться евреем. Это означает, что Вам дана возможность пройти по жизни путем иудаизма — путем Торы и заповедей, основой которого является соблюдение субботы, «кaшрутa», законов семейной чистоты и т. п.

Если Вы твердо решили следовать путем Торы и заповедей, то Всевышний, несомненно, даст Вам возможность кошерного заработка. Правда, это не значит, что выбранный Вами путь будет легким. По причинам, часто недоступным нашему пониманию, Б‑г иногда делает наш путь трудным, подвергая нас суровым испытаниям. При этом может показаться, что другой путь легче и лучше, но он чреват пренебрежением заповедями и нарушением запретов.

К примеру, иногда возникает впечатление, что многие евреи, к сожалению не соблюдающие субботу, процветают больше, чем те, кто старается ее соблюдать, не жалея сил. В действительности это совсем не так. Еврей может обрести подлинное счастье лишь путем соблюдения Торы и заповедей. В Вашем случае это — соблюдение субботы.

В соответствии с одной из важнейших заповедей Торы возлюбить ближнего своего, как самого себя, я считаю своим долгом дать Вам дружеский совет: стройте свою жизнь в целом и материальную деятельность в частности на основе заповедей. Пусть Вас не останавливают трудности, которые, возможно, возникнут сначала, в том числе и потеря доходов. Будьте непоколебимо тверды в своей вере, и Всевышний в конечном счете удовлетворит все Ваши потребности кошерным путем. Вы с женой и детьми будете вести счастливую еврейскую жизнь, полную физической и духовной гармонии, а Ваши материальные нужды и душа пребудут в балансе. Ибо, как говорил мой тесть, Ребе, благословенной памяти, еврей не желает и не может быть отделен от Б‑га. <…> 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Наше дурное начало прекрасно знает, что любые попытки подбить нас на открытый мятеж против Творца обречены на неудачу. Поэтому оно действует хитростью и обманом. «Я согласно, — говорит оно, — что все наши действия должны быть “отмерены” в соответствии с еврейским законом. Однако что плохого, если наша обмерка окажется не совсем идеальной? Когда дело касается духовных вопросов — во всем следуй всем законам Всевышнего. Но в мирских делах или бизнесе всегда найдется место для компромисса».

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Если внутреннему Амалеку не удается остудить нас, он пытается напасть на нас «в стране», т. е. в повседневной жизни, к которой мы возвращаемся после ежедневных молитв и учебы. При этом он убеждает нас: «Будь свят, пока молишься или учишь Тору. Однако, когда нужно заработать на жизнь или заниматься мирскими делами, изволь следовать общим законам».

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Я не собираюсь укорять Вас тем, что было в прошлом, потому что о прошлом не плачут. Исправить то, что можно исправить, начиная с текущего момента, — в этом моя цель. Мне кажется неверным, когда в воспитании детей делают акцент на «ближних расчетах» и говорят, что человек приобретает цельность, если умеет хорошо заработать.