Кабинет историка

Сложная история современных темплеров

Роберт Рокуэй. Перевод с английского Юлии Полещук 10 ноября 2021
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Темплеры (не путать с легендарным средневековым орденом тамплиеров) осели в Палестине, вывели яффский сорт апельсина и стали ярыми нацистами.

Орден тамплиеров был основан в Святой земле в 1119 году и во время Крестовых походов считался элитарным рыцарским католическим орденом. Тамплиеры вели монашеский образ жизни и в то же время были храбрыми и умелыми воинами. Свою задачу они видели в том, чтобы защищать христианские святыни, охранять и сопровождать паломников на Ближнем Востоке.

Размещался орден в Иерусалиме, с одобрения католической церкви активно участвовал в Крестовых походах. В 1312 году папа Климент V официально распустил орден.

Современные темплеры были богобоязненной протестантской сектой, основал ее в середине XIX века в Вюртемберге Христоф Гофман (1815–1885). Гофмана воспитали в духе христианского благочестия, он получил религиозное образование. В юности изучал богословие, в 1848 году участвовал во Франкфуртском национальном собрании Франкфуртское национальное собрание — первый общегерманский парламент, заседал во Франкфурте с 18 мая 1848 года по 31 мая 1849 года. . Гофман надеялся посредством политики выстроить более совершенное христианское государство, однако потерпел неудачу, что побудило его обратиться к истокам христианства, сформулированным, как верил Гофман, еще Иисусом Христом.

Гофман посвятил жизнь объединению тех, кто, как и он, мечтал построить на земле Царство Божие, воплощенное в повседневной жизни. В 1868 году группа единомышленников, называвших себя «Обществом друзей Иерусалима», образовала независимую религиозную организацию — Deutscher Tempel («Германский Храм»). Община причисляла себя к лютеранам, но в 1858 году ее членов отлучили от церкви. Тогда темплеры создали собственную общину под названием Tempelgesellschaft («Храмовое общество»). Изначально она насчитывала около 5 тыс. человек и не имела никакого отношения к средневековым тамплиерам, которые в наше время, пожалуй, известнее всего тем, что предположительно владели Святым Граалем: из этой чаши Иисус с апостолами якобы вкушал вино на Тайной вечере (как показано в фильме 1989 года с Харрисоном Фордом «Индиана Джонс и последний Крестовый поход»).

Гофман верил, что для спасения человечества нужно собрать народ Божий в христианскую общину. Еще он верил, что грядет Второе пришествие, и случится оно в Иерусалиме, где народ Божий выстроит Второй храм. В основополагающем издании общины, «Страж», Гофман заявляет, что они намерены устроить жизнь по Слову Божию. Гофман познакомился с Георгом Давидом Хардеггом (1812–1879), они стали близкими друзьями и соратниками.

6 августа 1868 года Гофман и Хардегг с семьями, а также еще несколько темплеров уехали из Германии в Святую землю и 30 октября прибыли в Палестину. Сперва они предполагали обосноваться в Иерусалиме, но потом заключили, что условия для жизни там не самые благоприятные, и осели неподалеку от Хайфы, где была удобная гавань и умеренный климат.

Освоившись, темплеры занялись развитием города, население которого в те годы составляло около 4 тыс. человек. Темплеры проложили красивую главную улицу шириной метров в тридцать, высадили вдоль нее деревья. Немецкий архитектор Йозеф Шумахер разработал проекты домов — их строили из камня не с плоскими, распространенными в Палестине крышами, а с красными черепичными.

Суровый климат и эпидемии унесли немало жизней, но в конце концов темплеры сумели полностью обеспечивать свои нужды.

Хардегг остался в Хайфе, Гофман же отправился основывать новые колонии — вторую он создал в Яффе, а в 1871‑м и третью, в Сароне, — первое сельскохозяйственное поселение темплеров. В 1873 году в Эмек Рефаиме, неподалеку от Старого города в Иерусалиме, появилась четвертая колония. Апельсины, которые выращивали в колонии, первые получили название «яффских» — этот сорт впоследствии стал одним из самых популярных в Европе. И в наши дни израильские апельсины обычно продают под маркой «яффских».

Торговая марка сорта «яффские апельсины», который выращивали темплеры

В 1898 году Святую землю посетил немецкий кайзер Вильгельм II. Когда он приехал в Иерусалим, темплеры, нарядившись для такого случая, вышли его приветствовать. Они даже назвали свою колонию в Яффе «Вильгельмой» в его честь. Тайно покинув Вену, через Турцию и Палестину приехал Теодор Герцль, чтобы встретиться с кайзером. Герцль надеялся, что кайзер убедит турецкого султана всерьез задуматься над предложением сионистов о создании еврейского государства в Палестине. Герцль дважды встретился с кайзером, но тот ему ничего не обещал.

Дети темплеров из немецкой колонии «Вильгельма». 1898.

Однако один из спутников кайзера Вильгельма, полковник Йозеф Фрайхерр фон Эллрихшаузен, предложил создать общество, целью которого станет развитие немецких колоний в Палестине. Общество выдавало поселенцам займы под небольшой процент и тем самым помогало покупать землю для новых колоний. Некоторые темплеры, осевшие в палестинских городах, строили гостиницы, открывали фабрики и мастерские. Через несколько лет, в 1925 году, темплеры организовали собственный банк, который финансировал их деятельность.

В пору расцвета община темплеров в Палестине насчитывала около 2 тыс. человек, но с началом Первой мировой войны многие темплеры уехали из Палестины сражаться за Германию. Сегодня на темплерском кладбище, притаившемся за двумя высокими зелеными воротами на улице Эмек Рефаим, стоит памятник 24 темплерам, погибшим в годы Первой мировой; этот район Иерусалима называют «Немецкой колонией», здесь и по сей день можно увидеть немецкие надписи на притолоках дверей.

 

Поражение Германии в Первой мировой войне обернулось для темплеров катастрофой. Британцы объявили темплеров «подданными неприятельского государства» из‑за их преданности Германии. В 1918 году большинство темплеров (всего их на тот момент в Палестине было 850 человек) выслали в Египет, в лагеря для интернированных, а их имущество и домашний скот конфисковали. В 1920 году 350 из этих интернированных отправили в Германию. Лишь через три года им позволили вернуться в Палестину, чтобы заново отстроить пришедшие в упадок колонии.

В отсутствие темплеров, подданных Германии, все их имущество поступило в распоряжение государства, и за пользование им взимали плату. После Конференции в Сан‑Ремо в 1920 году Конференция в Сан‑Ремо — заседание Верховного совета держав Антанты и присоединившихся к ним государств, проходившее 19–26 апреля 1920 года в Сан‑Ремо (Италия). арендную плату стали получать уже сами темплеры, собственники недвижимости, заодно они обрели полностью защищенный юридический статус землевладельцев. Темплерам, которых депортировали в Германию, разрешили вернуться в Палестину. В дополнение британское правительство в подмандатной Палестине выплатило темплерам 50% реституции в счет военных потерь в домашнем скоте и прочем имуществе.

Банк темплерской общины, с центральным отделением в Яффе и филиалами в Хайфе и Иерусалиме, после Первой мировой войны стал одним из главных кредитных учреждений Палестины. В период Британского мандата (1920–1948) приезжавшие в Палестину евреи конкурировали с темплерами за рабочие места. Отношения между темплерами и вновь прибывшими евреями складывались напряженно. Многие немцы‑темплеры считали евреев‑переселенцев угрозой своему благополучию.

Несмотря на растущее напряжение между темплерами и евреями, немцы, выросшие в Палестине, в мемуарах вспоминают о детстве как о счастливой поре. Палестина была для них родиной, они дружили с евреями, англичанами, арабами.

Все изменилось, когда к власти в Германии пришли нацисты. Антиеврейские настроения, которые насаждали в Германии, распространились и в зарубежных немецких общинах, в том числе и в Палестине. В 1933 году темплер Карл Руфф организовал в Хайфе подразделение нацистской партии. Архитектор по профессии, Руфф родился в 1904 году в Хайфе, родители его были немцы‑темплеры. В 1931 году, за два года до того, как Гитлер стал рейхсканцлером, Руфф связался с нацистами, и к 1933 году его ячейка выросла в полноценное палестинское отделение нацистской партии.

Годом позже Людвиг Бухалтер, учитель в темплерской школе в Иерусалиме и глава нацистской партии в здешней Немецкой колонии, развернул кампанию за отставку немецкого консула, поскольку тот был женат на еврейке. Бухалтер утверждал, что «человек, связанный с евреями, не может блюсти интересы Германии».

Деятельность Бухалтера вкупе с растущей симпатией к нацистской Германии привела к тому, что нацисты и темплеры проводили — и нередко — совместные мероприятия в Иерусалиме. Они маршировали по городу, нацепив нарукавные повязки со свастикой и размахивая нацистскими флагами. И хотя официально в нацистской партии состояли только 30% палестинских темплеров, это было в два раза больше численности НСДАП в самой Германии.

Национал‑социализм занимал умы многих молодых немцев‑темплеров, особенно тех, кто учился в Германии. Они возвращались в Палестину, вдохновленные и очарованные идеями нацизма. А уж Бухалтер, глава иерусалимского подразделения нацистской партии, не жалел усилий, чтобы идеология нацизма проникла во все сферы жизни здешних немцев.

Все время, что темплеры прожили в Палестине, они поддерживали тесную связь с Германией. С приходом нацистов к власти многие юные темплеры создавали палестинские ячейки нацистской партии; некоторых нацисты завербовали в шпионы. На смену британским бойскаутам и герлскаутам в палестинской Немецкой колонии пришли Гитлерюгенд и Союз немецких девушек. Немцы‑рабочие вступали в «Германский трудовой фронт» «Германский трудовой фронт» — в нацистской Германии объединенный профсоюз работников и работодателей. , члены НСДАП приветствовали друг друга на улице нацистским салютом и словами «Хайль Гитлер!». По наущению Бухалтера некоторые немцы бойкотировали еврейские предприятия. Евреи в отместку бойкотировали немецкие.

Бухалтер раскатывал по Иерусалиму, прикрепив на машину флажки со свастикой. Впоследствии он вспоминал, что однажды, проезжая еврейский квартал, забыл снять флажки, и его машину обстреляли и забросали камнями.

 

Неизвестно, в какой мере темплерская община разделяла идеи нацизма. Одни были рьяными сторонниками нацистов, другие не выказывали горячего энтузиазма, третьи в открытую не одобряли нацистов и давали им отпор. Трудно сказать, сколько тех и других было в процентном соотношении, поскольку никаких социологических опросов тогда не проводилось. Согласно исследованию Хайдемари Вавжин «Нацисты на Святой земле: 1933–1948» (2013), около 75% немцев в Палестине, которые считались членами нацистской партии или имели к ней какое‑то отношение, были темплерами. После Второй мировой войны, когда в бывшие темплерские дома въехали семьи еврейских беженцев, они обнаруживали там доказательства, что община поддерживала Гитлера и режим нацистов. Среди находок были нацистские флажки, значки, плакаты, листовки, знамена и фотографии.

В Иерусалиме не запрещалось носить свастику, и евреев‑беженцев из Австрии и нацистской Германии гитлерюгенд с издевкой приветствовал криками «зиг хайль». По всей Палестине открыто и широко велась пропаганда антисемитизма.

Когда в Европе запахло войной, положение темплеров в Палестине с каждым днем становилось все более шатким. В августе 1939 года всем мужчинам призывного возраста пришли из Германии повестки. К концу месяца около 250 немцев‑темплеров пополнили ряды вермахта.

3 сентября 1939 года, когда Великобритания и Франция вступили в войну с Германией, всех немцев в Палестине объявили подданными неприятельского государства. Четыре темплерских поселения обнесли заборами и превратили в лагеря для интернированных. Мужчин призывного возраста отправили в тюрьму под Акко, а их семьи — в лагеря.

В следующие два года темплерам разрешалось обрабатывать землю, но только под стражей и за колючей проволокой. Однако вскоре им предстояло покинуть Палестину. В июле 1941 года более 500 темплеров депортировали в Австралию. А в 1941–1944 годах в Германию отправили поездом в три этапа еще около 400 темплеров — обменяли на евреев из гетто и концлагерей. Еще 1000 темплеров выслали в Германию в обмен на палестинских подданных с оккупированных нацистами территорий.

Подпольные еврейские организации, опасавшиеся, что немцам‑темплерам позволят остаться в Палестине, организовывали операции, чтобы вынудить власть выслать темплеров. 22 марта 1946 года пять бойцов «Пальмаха» убили главу Сароны — темплера Готтхильфа Вагнера.

«Пальмах» был элитным подразделением «Хаганы», подпольной полувоенной организации еврейских поселенцев в Палестине в период Британского мандата. Убийство Вагнера на окраине Тель‑Авива было протестом против возвращения бывших поселенцев‑неевреев из Германии в мирную Палестину.

Вагнеру устроили засаду, когда он в сопровождении полиции ехал из лагеря для интернированных, расположенного в Вильгельме, неподалеку от аэропорта Лод. Подъезжая к Тель‑Авиву, из‑за плотного движения машина Вагнера вынуждена была сбросить скорость. В это время с противоположных сторон улицы к машине бросились двое вооруженных мужчин, оба выстрелили в Вагнера, ранения оказались смертельными — он навалился на руль, а они растворились в толпе. Современники утверждали, что Вагнера убили, поскольку он был ярым нацистом.

В 1948 году бойцы «Хаганы» расправились еще с двумя темплерами. И тогда британцы, чтобы до отъезда темплеров из Палестины не возникло неприятностей и больше никого не убили, отправили всех оставшихся темплеров на Кипр, в лагерь для интернированных. Последние темплеры покинули Израиль в апреле 1950 года.

И все же темплеров не так‑то просто вычеркнуть из истории Палестины, несмотря на их постыдное увлечение нацизмом и симпатии к Гитлеру. Именно они первыми применили современные методы земледелия, первыми начали использовать химические удобрения и сельскохозяйственное оборудование, занялись отбором семян. Мечты немецких христиан о священной родине в Палестине неминуемо потерпели крах, когда их вожаки стали поклоняться Гитлеру и размахивать флажками со свастикой, однако кое‑какое наследие темплеры все же оставили.

Оригинальная публикация: The Screwy History of the Modern Knights Templer

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Под Османским игом. Еврейские общины Сирии и Палестины

Переселение на Ближний Восток, и в частности в Палестину, евреев из Испании и Португалии явилось для жителей этих земель, находившихся тогда под властью правителей-мамлюков, очень важным событием. Сефарды селились в основном на севере Палестины, но также в Алеппо и Дамаске.

The Times of Israel: Из Палестины в тюрьму на Маврикии: как Великобритания депортировала 1580 еврейских беженцев

Эта депортация была первым и единственным случаем во время войны, когда беженцы‑евреи, достигшие берегов Палестины, в результате оказались насильно выселены из страны. Решение британских мандатных властей отражало как решимость предотвратить нелегальную иммиграцию в Палестину, так и опасения, что в рядах беженцев могут скрываться нацистские шпионы. В то же время «Хагана» — военизированная организация, представлявшая евреев в подмандатной Палестине — полна была решимости предотвратить депортацию: и это желание неизбежно должно было вести к трагическим и кровавым последствиям.