Опыт

Предначертано на небесах — или нет?

Адам Кирш 12 февраля 2019
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми, лист Талмуда, каждый день — и делится размышлениями о прочитанном. На этот раз речь пойдет о том, как избежать предначертанной судьбы: по мнению мудрецов Талмуда, для этого нужно совершать праведные деяния в соответствии с законами Торы.

Как правило, когда евреи говорят «мазл тов», они просто поздравляют, например, с рождением ребенка или свадьбой. Но буквально «мазл тов» — это пожелание счастливой судьбы, счастливого случая, удачи. А еще буквальнее, как я узнал из нынешнего даф йоми, мазл или мазаль — это созвездие, и желать доброго мазаля — значит желать удачного расположения звезд. Иными словами, это пожелание — рудимент древней астрологии, веры в то, что положение звезд влияет на человеческую судьбу. Казалось бы, эти представления бросают вызов идее, лежащей в основе иудаизма: Б‑г и только Б‑г управляет миром. Так должны ли евреи верить в мазаль, в созвездия?

Этот вопрос поднимается в ходе пространного отступления от основной темы в последней главе трактата «Шабат». Глава 24 начинается с обсуждения различных аспектов законов субботы, касающихся животных. Мы знаем, что в субботу еврею запрещено работать. Но может ли он использовать животное, чтобы оно совершило эту работу за него? К примеру, вы путешествуете, наступает вечер пятницы и, соответственно, шабат. Что вы будете делать со своим мешочком с деньгами, который запрещено нести в субботу? Лучше всего, сообщает нам Мишна в Шабат, 153а, отдать его нееврею — пусть он понесет. Однако это противоречит правилу, выдвинутому еще раньше в трактате «Шабат», которое запрещает еврею просить нееврея нарушать ради него законы субботы. «По какой же причине мудрецы позволяют ему отдать нести свой кошель нееврею?» — вопрошает Гемара.

В ответе проявляется психологический реализм, который мы замечали за мудрецами и раньше. «Человек не утерпит, если дело касается денег», — констатируют мудрецы. Если бы закон требовал от еврея с наступлением субботы просто бросить кошель на дороге, весьма вероятно, что он преступил бы закон, ибо человеку свойственно беречь свои деньги. Поэтому лучше, — рассуждали мудрецы, — позволить человеку доверить свои деньги нееврею, чем подвергать его искушению вовсе пренебречь законом.

Хорошо, а что, если вы путешествуете в одиночку? В таком случае, учит нас Мишна, с наступлением субботы вы должны возложить ваш кошель на осла, с тем чтобы не нести его самому. Но и тут есть юридические тонкости. Как отмечает Гемара, Тора запрещает нагружать животное в субботу: «…а день седьмой — суббота Г‑споду, Б‑гу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой…» (Шмот, 20:10). Разве Мишна не противоречит Торе?

Этот вопрос вызывает длительную дискуссию, в которой многочисленные мудрецы высказывают различные мнения. Рав Ада бар Агава полагает, что нагружать животное, которое и так уже идет, — это не совсем нагружать, так что осел не совершает запрещенной работы. Рабби бар Хама придерживается более строгой позиции: заставлять осла нарушать шабат — почти так же плохо, как нарушать его самому, а потому влечет за собой такое же наказание, а именно забивание камнями до смерти. Рабби Йоханан, напротив, утверждает, что такой поступок вовсе не заслуживает наказания, поскольку еврей несет ответственность лишь за нарушения, которые совершает самолично.

Отсюда талмудическая дискуссия смещается к другому вопросу, также связанному с животными. Выше в трактате «Шабат» подробно обсуждалось, какого рода готовка разрешена в субботу. Но речь шла о приготовлении пищи для людей. Каковы же правила касательно приготовления в субботу пищи для животных? Здесь мудрецы разделились на два лагеря. Согласно раву Гуне, разрешается лишь выставлять продукты, которые уже годны к употреблению в пищу. Например, можно развязать связку колосьев и высыпать зерно животному. Однако превращать несъедобное в съедобное рав Гуна запрещает. К примеру, он запрещает развязывать вязанки кедровых веток, поскольку связка таких веток не может быть съедена — в отличие от отдельной ветки.

А вот рав Йеуда придерживается противоположного мнения. С его точки зрения, готовить пищу, то есть превращать несъедобное в съедобное, в субботу можно, но не следует «утруждать себя с пищей, которая уже в съедобном состоянии». Иными словами, рав Йеуда не позволил бы еврею измельчать сено для своего коня, поскольку сено и так можно съесть — неизмельченным. А вот порубить тушу животного, чтобы скормить ее собакам, он бы позволил. Но погодите, возражает Гемара, разве туша животного недостаточно мягкая, чтобы собаки могли ее съесть и так, без рубки? В ответ предлагается блистательная натяжка, к которым Талмуд часто прибегает. Рабби Йеуда, полагают мудрецы, имел в виду «тушу слона»! Разумеется, евреи Вавилонии не каждый день скармливали своим псам слоновье мясо. Но Гемаре важно найти способ обосновать постановление рава Йеуды, и любое объяснение, сколь угодно неестественное с эмпирической точки зрения, лучше, чем предположение, что Йеуда был попросту не прав. Как и в других случаях, главное для талмудического нарратора — оправдать позицию своих мудрецов, найти смысл в их постановлениях — даже если мы в таких объяснениях смысла не видим.

Дальше приводится несколько мнений, взятых «из записей» того или иного мудреца. Этот прием позволяет Гемаре процитировать ряд высказываний рабби Йеошуа бен Леви, никак не связанных с основной канвой дискуссии. Рабби Йеошуа рассуждает о чертах характера, предопределенных рождением в тот или иной день недели. И сегодня многие верят, что, если ты родился под знаком Водолея, у тебя один тип личности, а если под знаком Весов — совершенно другой. Рабби Йеошуа говорил о том же, только применительно к понедельникам, вторникам и т. д.

Чтобы придать этому еврейскую окраску, рабби Йеуда связывал характер человека, рожденного в тот или иной день недели, с тем, что об этом дне говорится в книге Берешит, в рассказе о сотворении мира. Так, человек, рожденный в воскресенье, будет «либо совершенно хорошим, либо совершенно дурным», поскольку в первый день Б‑г сотворил свет и тьму. Человек, рожденный в понедельник, любит спорить, ибо во второй день Б‑г отделил воды над твердью от вод под твердью, тем самым внедрив принцип разделения и состязания. Рожденные во вторник распутны и плодовиты, как растения, созданные в этот день. Рожденные в среду — просвещенные, ибо в этот день были созданы звезды. Рожденные в четверг добры, поскольку в пятый день Б‑г сотворил рыбу и птицу, а они не ищут себе пропитания, а живут лишь по милости Б‑жьей. Рожденные в пятницу добросовестно исполняют заповеди, ведь пятница — это день, посвященный подготовке к субботе.

Тем же, кто рожден в субботу, уготовано как благословение, так и проклятие. С одной стороны, родиться в субботу означает быть «человеком великой святости», ведь суббота — это святой день. С другой стороны, как уже говорилось в трактате «Шабат» раньше, рождение ребенка в субботу приводит к неоднократному нарушению святости этого дня. Это допускается ради сохранения жизни, но все равно остается нарушением, за которое ребенок когда‑нибудь заплатит тем, что в шабат и умрет. «Рожденный в субботу в субботу и умрет, ибо они осквернили великий день субботний ради него».

После этих рассуждений об особенностях рожденных в разные дни недели рабби Ханина предлагает другую астрологическую концепцию, которая представляется абсолютно языческой, ибо она уже никак не связана с книгой Берешит. С точки зрения Ханины, все определяется тем, какая планета находится в асценденте в момент рождения человека. Скажем, если вы родились во вторник в полдень, вам повезло: ваша планета — Юпитер, ее еврейское наименование — цедек, так что вы будете праведным человеком, цадканом. Если же вы родились в три часа ночи в среду, то вы родились под Марсом, а значит, будете «проливающим кровь», то есть либо преступником, либо шохетом или моэлем.

На наш взгляд, этот фатализм в корне противоречит духу этического монотеизма. Если наш характер, наша личность полностью зависит от того, в какой момент мы родились, то как же быть со свободой выбора, с Б‑жественным воздаянием? Рабби Ханина явно не видит здесь никакой проблемы: «Созвездие делает человека мудрым, а другое созвездие делает его богатым», — говорит он и прибавляет, что «есть и созвездие для еврейского народа». Получается, что даже коллективная судьба народа предопределена звездами.

Но рабби Йоханан резко возражает: «Нет созвездия у Израиля». Он цитирует стих из пророка Ирмеяу: «Так говорит Г‑сподь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Ирмеяу, 10:2). И дальше Талмуд приводит примеры того, как евреи избегали предначертанной им судьбы. Однажды Шмуэль и нееврейский мудрец по имени Аблет сидели и смотрели на людей, идущих к озеру. Аблет сказал Шмуэлю: «Вот этот человек пойдет и не вернется, ибо змея ужалит его и он умрет». Шмуэль же отвечал: «Если он еврей, он пойдет и вернется».

Когда человек и вправду вернулся целым и невредимым, Аблет открыл свой мешок и обнаружил там змею, разрубленную надвое. Тот человек, очевидно еврей, избежал своей судьбы, но чем же это объяснялось? Человек рассказал, что он в тот день выполнил заповедь: «Сегодня у одного из нас не было хлеба, и когда пришло время брать хлеб, он смутился, ибо у него не было хлеба, чтобы дать. И я сказал остальным: я пойду и возьму хлеб. И я подошел к человеку, у которого не было хлеба, и сделал вид, что беру у него хлеб, чтобы он не смущался». Он сделал доброе дело — спас бедняка от неловкого положения, — и за это был спасен от змеи.

Наверное, мы ожидали от Талмуда какого‑то другого подхода к вопросу о судьбе и предначертании. Ведь в этом рассказе не отрицается, что у человека есть заранее предопределенная судьба, что созвездия управляют нашей жизнью. Здесь лишь говорится, что еврей может обойти это предначертание, совершив добродетельный поступок. Таким образом, и у Израиля есть созвездие — но с одной оговоркой: можно избежать предопределенной звездами участи, если жить по Торе. В конце долгого и местами трудного пути сквозь трактат «Шабат» нас ждет редкий и удивительный рассказ о том, как Б‑г вознаграждает того, кто исполняет его многочисленные заповеди. 

Оригинальная публикация: WRITTEN IN THE STARS (OR NOT)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

По праву рождения

Вы бы никогда не подумали, что в трактате «Шабат» будет обсуждаться обрезание. Однако 19‑я глава полностью посвящена медицинским и правовым аспектам брит милы. Связь между обрезанием и субботой заявлена в начале главы, где обсуждение общей проблемы переноса предметов в субботу переходит в обсуждение конкретной возможности переносить скальпель, необходимый для проведения обрезания. Можно ли переносить скальпель в публичном пространстве?

Сломанное и починенное

Мудрецы ассоциируют почитание идолов с потерей самообладания — как будто идолопоклонство — это такая естественная человеческая слабость, которой надо во что бы то ни стало противостоять. Вероятно, евреям, жившим в римской Палестине или парфянской Вавилонии, действительно казалось, что почитание ложных богов — естественное занятие для людей, а еврейский монотеизм — это продолжающаяся борьба с греховной человеческой природой.