Ницавим. «Вы все стоите сегодня…»
Неумолимо приближается самый главный день в еврейском году — Рош а-Шона. «Главный» он еще и потому, что дословно называется «главой года», т.е. день, который определяет, как сложится весь будущий год, подобно тому, как голова контролирует и управляет всем поведением человека. И хотя прежде всего это зависит от воли самого Творца, мы еще можем повлиять на Его решение и изменить его в нашу пользу молитвами, глубоким раскаянием и помощью ближнему. Но силы для этой духовной работы перед Рош а-Шона (и в течение всех «Десяти дней покаяния») мы черпаем в Торе, в недельной главе. Наша недельная глава, последняя, которую мы читаем в этом году, просто обязана что-то сообщить нам о Рош а-Шона.
* * *
Рабби РАЯЦ, рассказывает, что однажды в детстве он задал вопрос своему отцу — рабби РАШАБу: «Почему мы каждый месяц, в последнюю Субботу благословляем следующий месяц, за исключением месяца Элул»? И отец ему ответил, что он сам в детстве задавался подобным вопросом и спросил об этом своего отца — рабби МАГАРАШа. И тот признался, что он не знает ответа, но в детстве тоже спрашивал у своего отца — рабби Цемах Цедека. И тот сказал, что в свое время он задавал этот же самый вопрос своему деду, основателю Любавичского движения — Алтер Ребе. И он рассказал, что в свое время задал аналогичный вопрос своему учителю — рабби Дов-Беру. И тот ответил, что он в свою очередь узнал от своего учителя — рабби Исроэля Баал Шем-Това о том, что существует древняя традиция, согласно которой в последний месяц года Всевышний сам благословляет следующий месяц, а вместе с ним и весь наступающий новый год. И Его благословение дает нам силы самим благословлять все остальные месяцы года.
А в чем заключается это благословение? В первых словах недельной главы «Ницавим», которую всегда читают перед Рош а-Шона: («Дварим», или «Второзаконие», 29:9): «Вы все стоите сегодня пред Всевышним, Б-гом вашим: главы ваших колен, ваши старейшины и ваши смотрители, все мужи Израиля. Ваши дети, ваши жены, и твой пришелец, который среди твоего стана, от твоего дровосека до твоего водочерпия».
Такова хасидская традиция, которая бережно доносит до нас слова наших учителей и праведников, не упустив ни одного звена в этой святой цепи поколений. Но она будет неполной, если в ней отсутствует последнее звено — мнение нашего Ребе на этот счет. Ниже мы приводим пересказ беседы последнего Любавичского Ребе на эту тему.
Неслучайно именно такой порядок чтения недельных глав Торы установлен нашими мудрецами, когда в последнюю субботу перед Рош а-Шона непременно читают главу «Ницавим». Как известно, суббота оказывает духовное влияние на все последующие дни недели. А если на эту неделю к тому же приходится праздник или другая памятная дата, то мы вправе ожидать, что содержание недельной главы каким-то образом связано с этим событием.
ОСОБЫЙ ДЕНЬ
Давайте с этих позиций еще раз посмотрим на текст нашей главы. Попробуем «прочитать» первый стих иначе: «Вы все устоите в тот самый день перед Всевышним…». «Тот самый день», особый, исключительный, непохожий на все другие дни года — это, конечно, Рош а-Шона, начало нового года, который одновременно является «Днем суда». Если так, становится понятным выражение «устоите» или «выстоите», т.е. будете оправданы на этом Высшем суде, на котором взвешиваются все наши поступки за целый год и выносится «приговор» на будущее.
И каковым же является главное условие, чтобы мы были оправданы? Чтобы мы были «все вместе»! Этот тезис подтверждает и дальнейшее перечисление «разных слоев еврейского населения» того времени. Начиная с руководителей общины, стоящих во главе народа, «глав и начальников колен», и кончая «рубящими дрова и черпающими воду». Всего десять сословий, которые охватывают все существующие духовные категории. За прошедшие века еврейская община претерпела существенные изменения. Давно уже остались в прошлом профессии «дровосека и водовоза», нет (по крайней мере официально) должности «главы колена» и т.д. Но по смыслу этого стиха, речь в нем идет не столько о конкретных людях, сколько о еврейских душах, которые составляют единое целое и вместе образуют новое качество — «общность еврейского народа», или «кнесет исраэль». И в таком виде, как равноправные части единого целого, мы и должны предстать на суд перед Творцом.
В ЕДИНСТВЕ — СИЛА
Это условие и даже требование, чтобы мы были «все вместе», означает не просто «мирное сосуществование», т.е. отсутствие вражды, когда мы только терпим друг друга, признавая при этом существующее между нами духовное и социальное неравенство. Речь идет о внутреннем, неразрывном единстве, когда мы ощущаем потребность друг в друге, понимая, что взаимно дополняем один другого, подобно тому, как различные органы человеческого организма взаимно дополняют друг друга. И только в этом случае организм здоров и работает слаженно.
И хотя мы всего лишь читаем об этом в нашей недельной главе, да и то намеком, но эти слова Торы придают нам силы и помогают осуществить и реализовать этот принцип в нашей повседневной жизни.
Единство внутри еврейской общины — главное и непременное условие того, чтобы мы «устояли» и были оправданы на этом Суде.
Причем, хотя «приговор» в Рош а-Шона определяет всю нашу дальнейшую жизнь на целый год вперед, включая и духовные ее аспекты, но, главным образом речь идет о материальных, повседневных вещах, из которых складывается наша жизнь: семья и потомство, пропитание и заработок, забота о здоровье. По этой причине, а также исходя из принципа, согласно которому «определяющим в нашем материальном мире является физическое действие и поступок», подготовка к этому важному событию тоже должна носить практический характер.
Согласно указаниям наших учителей единство еврейского народа является не только обязательным условием того, что Всевышний примет наши молитвы и пошлет нам добрый и сладкий год, но и прихода Мошиаха. Дай Б-г, чтобы мы забыли все раздоры и конфликты, сумели объединиться и предстать перед нашим Судьей как одно целое: весь народ — как один человек. Чтобы Всевышний послал нам добрый и сладкий год, год скорого прихода Мошиаха и окончательного избавления!
Цепочка традиции, о которой мы говорили в самом начале, восходит к Баал Шем Тову, главным пунктом учения которого была всеобъемлющая любовь между евреями, без оглядки на их регалии, знания и даже уровень религиозности. Следующая история про Баал-Шем-Това как раз дает наглядный пример как на самом деле можно объединить «глав и начальников», «мудрецов» и самых простых и бесхитростных евреев, которые искренне хотят служить своему Творцу.
СКОЛЬКО СТОИТ ИСКРЕННЕЕ РАСКАЯНИЕ
Будучи еще молодым человеком, не обремененным семьей, рабби Ехил-Михл — будущий проповедник (магид) из Злочева — был известен своей строгостью и требовательностью в отношении соблюдения законов и заповедей Торы. В одном с ним местечке жил простой возница — «балагола», с которым однажды случился казус: он не успел на своей телеге засветло добраться до дома в канун субботы и в результате вынужден был нарушить предписанный Торой субботний покой.
С сокрушенным сердцем пришел он после окончания субботы к раввину, чтобы исповедаться в своем невольном грехе. Когда увидел раввин, что возница искренне раскаивается в содеянном, то велел ему пожертвовать дюжину свечей на нужды местной синагоги и простил ему его грех.
Когда об этой истории узнал Ехил-Михл (а в местечке сразу становится всем все известно), то очень удивился: где это видано (подумал он про себя), чтобы такой тяжкий грех, как нарушение святости субботы, можно было исправить дюжиной свечей? И хотя он ничего прямо не сказал, однако затаил недовольство в сердце своем. А сомнения и недовольство праведника — это не пустая вещь. А дальше случилось вот что.
К следующей субботе наш возница, как ему было велено, честно принес свечи в синагогу и оставил их на столе. Но как раз перед наступлением субботы в синагогу неизвестно откуда вбежала собака, схватила свечи (в те времена свечи делались сальными) и была такова.
Когда возница узнал об этом, то очень расстроился и посчитал это знаком свыше: Всевышний не принял его раскаяния. Делать нечего — он снова отправился к местному раввину. Раввин его успокоил и велел принести в синагогу другую дюжину свечей.
Снова возница явился в синагогу со свечами перед наступлением святой субботы и зажег их заранее, чтобы в синагоге было светло. На этот раз тоже вышла незадача: еще до того как в синагогу пришли молящиеся, свечи оплыли и полностью растаяли. Вновь пришел расстроенный возница к раввину, и снова тому пришлось утешать незадачливого грешника. Когда в третий раз возница принес свечи в синагогу, его поджидала новая напасть. С наступлением субботы неожиданный порыв ветра загасил все свечи! Было отчего прийти в отчаяние!
Когда он в третий раз предстал перед раввином, тот заметил: «Как видно, этот парень (конечно же, он имел в виду нашего Ехила-Михла), который сидит в синагоге и целыми днями изучает Тору, мешает тому, чтобы твое раскаяние было принято. Так что мой тебе совет: езжай в Меджибуж, к Баал-Шем-Тову».
Выслушав печальную историю возницы, Баал-Шем-Тов согласился с раввином и сказал, что тот указал правильный путь к раскаянию «Возвращайся домой и пожертвуй на синагогу новую партию свечей, — посоветовал он вознице. — И я тебе обещаю, что на этот раз с ними ничего не случится. А что касается Ехила-Михла, то передай ему от меня вот эту записку».
Окрыленный возница поспешил назад в свое местечко, поступил в соответствии с указанием, и все произошло именно так, как сказал ему Баал-Шем-Тов. А вот какое неожиданное продолжение имела эта история для Ехила-Михла. В той записке Баал-Шем-Тов сообщал, что хочет его видеть. Это было во вторник, и, хотя до Меджибужа путь был не очень долгий, рабби Ехил-Михл, не мешкая, запряг лошадей и отправился в путь. Но вначале лошади отчего-то сбились с привычного пути, потом заплутали вконец, и потребовалось несколько дней, чтобы выбраться на правильную дорогу. Когда он подъезжал к Меджибужу, солнце уже заходило, так что он едва сам не нарушил субботу.
Когда смущенный и расстроенный он явился к Баал-Шем-Тову, тот встретил его едкими словами:
«Ну что, рабби Михл, если бы не мои молитвы, тебе бы вряд ли удалось избежать нарушения субботы! Теперь ты, пожалуй, согласишься, что если честный еврей случайно нарушил святость субботнего дня и искренне переживает из-за этого, то дюжина свечей — это более чем достаточная «плата» за грех. Не так ли?»
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 356)