Опыт

Коронавирус и Талмуд

Адам Кирш. Перевод с английского Давида Гарта 8 апреля 2020
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

За прошедший месяц социальные сети переполнились всякого рода объяснениями и полезными советами на тему коронавируса. Как всегда в интернете, задача состоит в том, чтобы понять, какие источники надежны, а какие тычут пальцем в небо и выдают желаемое за действительное. Действительно ли нужно мыть купленные фрукты водой с мылом? Достаточно ли отойти на два метра от человека, или же, если он чихнет, капли с вирусом могут пролететь расстояние в 9 метров?

Но что меня больше всего заинтриговало, так это широко цитируемое исследование, опубликованное в New England Journal of Medicine, о том, как долго коронавирус выживает на разных поверхностях. На меди — четыре часа, на картоне — двадцать четыре, а на пластике — до семидесяти двух. Но непонятно, что это все значит на практике, ведь в исследовании только говорится, что по прошествии этого времени вирус все еще можно обнаружить, но не сообщается, остается ли вирус заразным. И все же этой информации достаточно, чтобы зациклиться на бесконечных подсчетах: когда я принес домой эту пластиковую бутылку с водой? А бумажный пакет, в котором я ее принес? И если я потрогал сначала бутылку, а потом пакет, мог ли я перенести вирус с одного на другое?

Все это казалось мне удивительно знакомым, и через несколько дней я понял, почему. Точно таким же образом Талмуд рассуждает о ритуальной нечистоте (тума). С точки зрения мудрецов, тума ведет себя так же, как вирус: она невидима, неосязаема, но очень заразна, может перепрыгивать с человека на человека и с поверхности на поверхность. Исследование из New England Journal of Medicine точь‑в‑точь повторяет фрагмент трактата Псахим (сугию) раби Ханины Сегана А‑коаним (Ханины, заместителя первосвященника), где на семи страницах мудрецы обсуждают в мельчайших подробностях, какие вещества передают нечистоту и в какой степени. Вот, к примеру, толкование на Псахим, 17а, с описанием гипотетической цепочки передачи тумы:

 

Угол одежды пришел в соприкосновение с мертвым пресмыкающимся, тем самым приняв на себя ритуальную нечистоту первой степени. Если хлеб придет в соприкосновение с этой одеждой, они примет ритуальную нечистоты второй степени. Жаркое придет в соприкосновение с хлебом и получит ритуальную нечистоту третьей степени. А вино получит от жаркого ритуальную нечистоты четвертой степени. Если масло приходит в соприкосновение с вином, передаст ли ему вино ритуальную нечистоту пятой степени?

Можно сказать, что пандемия обращает время вспять — в отношении того, как мы думаем о заражении. Причем мы порядочно углубляемся в историю, ведь тума не играла важной роли в иудаизме почти две тысячи лет. Это объясняется тем, что концепт ритуальной чистоты был связан с Храмом. Нечистые священники не могли заходить в Храм и исполнять там свои обязанности, и лишь храмовые жертвоприношения давали возможность очиститься от некоторых видов нечистоты. Но Храм был разрушен в 70 году н. э., и впоследствии галахические авторитеты решили, что за несколько поколений все евреи стали тамей, нечистыми, и останутся таковыми, пока Храм не будет чудесным образом отстроен. Как сейчас нет вакцины от коронавируса, нет и способа снять туму.

Но даже если большинство евреев сегодня не задумываются о туме, а то и вовсе не знают этого слова, само понятие все же оказывает неявное влияние. Перевод «ритуальная нечистота» (ritual impurity), принятый сейчас в большинстве источников, отдаляет туму от понятий, по сути своей религиозных, таких как святость или нравственная чистота. Библия короля Иакова, однако же, лучше передает неоднозначную силу этого понятия, переводя тамей как «нечистые» (unclean), как в Лев 7:21:

 

И если какая душа, прикоснувшись к чему‑либо нечистому, к нечистоте человеческой или к нечистому скоту, или какому‑нибудь нечистому гаду, будет есть мясо благодарственной жертвы Г‑сподней, то истребится душа та из народа своего.

 

Слово «нечистый» (unclean) имеет моральные оттенки, и, как показывает эта цитата, тамей — это далеко не абстракция в то время. Нечистота могла привести к остракизму, изгнанию из общины и даже к вечному наказанию. Ивритское слово, переведенное здесь как «истребится», это карет; Талмуд обозначает им отделение души от Б‑га после смерти, худшее наказание из известных еврейскому закону.

Самое загадочное в концепте тумы то, что такие серьезные последствия влечет за собой состояние, никак не связанное с сознательным выбором. Как и вирус, нечистота это не результат ваших действий — вы просто подцепляете ее где‑то. Основные источники тумы в еврейском законе это прокаженные, трупы, сперма и менструальная кровь, а также скелеты некоторых животных. Человек, вступивший в соприкосновение с чем‑то из перечисленного, называется ав а‑тума, буквально — «отец нечистоты», и он может передать это состояние другим.

Методы передачи не всегда очевидны. К примеру, вы не должны собственно трогать труп, чтобы получить туму, — достаточно оказаться под одной крышей с мертвым телом. Металлические приборы (например, ложка) могут стать тамей, а вот глиняная посуда не может. Это может прозвучать произвольным и нелогичным, но учтите, что до открытия микробной теории Луи Пастером и Робертом Кохом в конце XIX века научные теории о распространении болезней были не сильно лучше. Английское слово flu (ОРВИ, грипп) происходит от итальянского слова influenza, под которым понималось дурное влияние звезд, вызывающих болезни. Еще в 1850‑х годах многие врачи полагали, что холера и другие инфекционные заболевания вызываются «миазмами», испарениями гниющей или разлагающейся материи.

Сегодня, когда мы обладаем точным научным знанием о вирусах и путях их распространения, нам гораздо лучше, чем нашим предкам: наша способность бороться с инфекционными заболеваниями гораздо выше. Но психологически мы в той же лодке, что и Ханина Сеган а‑Коаним, который две тысячи лет назад пытался понять, что чистое и что нечистое, как предмет прикоснулся к зараженной поверхности и когда. Несколько недель назад подобные мысли были бы сочтены симптомом обсессивно‑компульсивного расстройства. Теперь же, благодаря COVID‑19, это просто проявление здравого смысла. 

Оригинальная публикация: Coronavirus and the Talmud

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Соединяя природу с чудом

Как учат мудрецы Талмуда, Б‑г «посылает лекарство прежде испытания». Если начинается эпидемия, верующий человек знает: от нынешнего вируса, как и от всех предыдущих, есть способ исцеления. Но найти в природе это лекарство люди должны сами. Вера в Б‑га заставляет нас понять, как много в каждой ситуации зависит от нас самих, от нашего старания раскрыть тайны мира Б‑жьего.

О врачебном долге

Вопреки закономерным опасениям социологов насчет того, что организация общества вокруг прав личности ослабит гражданскую ответственность, в час кризиса героизм проявляется практически в каждой палате каждой больницы как раз в тех странах, где, как казалось, его не хватало. Надо надеяться, что самопожертвование, проявляемое нынче медицинскими работниками, приведет к возобновлению чувства взаимной ответственности в обществе в целом.

Талмуд предписывает, как себя вести, исследуя определения, а не перечисляя правила

Рабби Йегуда доводит мысль до логического завершения: если слюна понимается как предмет, переносимый между пространствами, то во рту переносить ее нельзя. А это значит, что если ваш рот наполняется слюной, вы не можете пройти более четырех амот в публичном пространстве, не выплюнув ее прежде. У этого правила есть последствия, неприятные с гигиенической точки зрения. Только представьте себе множество людей, идущих и плюющих всю субботу напролет. Но есть и последствия, интересные в логическом смысле.