День четвертый

Корах

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы, соответствующий этому дню, с комментариями, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы
НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

Глава 17

  1. Господь сказал Моше [и Аѓарону]:
    וַיְדַבֵּ֥ר יְהֹוָ֖ה אֶל־משֶׁ֥ה לֵּאמֹֽר
  2. “Отойдите от этой общины, и Я мгновенно уничтожу их!” [Оба] пали ниц,
    הֵרֹ֗מּוּ מִתּוֹךְ֙ הָֽעֵדָ֣ה הַזֹּ֔את וַֽאֲכַלֶּ֥ה אֹתָ֖ם כְּרָ֑גַע וַיִּפְּל֖וּ עַל־פְּנֵיהֶֽם
  3. и Моше сказал Аѓарону: “Возьми совок и положи на него горящие [угли] с жертвенника и благовония — и иди скорее к общине, чтобы их искупить. Ведь [уже] пришел гнев от Господа — начался мор!”
    וַיֹּ֨אמֶר משֶׁ֜ה אֶל־ אַֽהֲרֹ֗ן קַ֣ח אֶת־֠הַמַּחְתָּ֠ה וְתֶן־עָלֶ֨יהָ אֵ֜שׁ מֵעַ֤ל הַמִּזְבֵּ֨חַ֙ וְשִׂ֣ים קְטֹ֔רֶת וְהוֹלֵ֧ךְ מְהֵרָ֛ה אֶל־הָֽעֵדָ֖ה וְכַפֵּ֣ר עֲלֵיהֶ֑ם כִּֽי־יָצָ֥א הַקֶּ֛צֶף מִלִּפְנֵ֥י יְהֹוָ֖ה הֵחֵ֥ל הַנָּֽגֶף
    Раши

    и сказал моше аѓарону: «возьми совок и положи в него огонь с жертвенника, и положи курения, и неси скорее к общине, и искупи их; ибо вышел гнев господа, начался мор!»

    וכפר עליהם «…и искупи их…» – эту тайну передал ему ангел смерти, когда [моше] поднялся на небеса: воскурения останавливают мор. так сказано в трактате шабат 89а. .

    моше учит аѓарона, какими действиями тот может искупить вину общины. но откуда это известно самому моше? раши, следуя мидрашу, отвечает на этот вопрос.

  4. Аѓарон взял то, что велел Моше, и устремился в гущу собрания. [И действительно], в народе [уже] начался мор. [Аѓарон] положил благовония [в совок] — и [добился] искупления для народа.
    וַיִּקַּ֨ח אַֽהֲרֹ֜ן כַּֽאֲשֶׁ֣ר| דִּבֶּ֣ר משֶׁ֗ה וַיָּ֨רָץ֙ אֶל־תּ֣וֹךְ הַקָּהָ֔ל וְהִנֵּ֛ה הֵחֵ֥ל הַנֶּ֖גֶף בָּעָ֑ם וַיִּתֵּן֙ אֶת־הַקְּטֹ֔רֶת וַיְכַפֵּ֖ר עַל־הָעָֽם
  5. Он встал между мертвыми и живыми, и мор прекратился.
    וַיַּֽעֲמֹ֥ד בֵּֽין־הַמֵּתִ֖ים וּבֵ֣ין הַֽחַיִּ֑ים וַתֵּֽעָצַ֖ר הַמַּגֵּפָֽה
    Раши

    и он стал между мертвыми и живыми, и мор прекратился.

    ויעמוד בין המתים и он стал между мертвыми… – [аѓарон] схватил ангела смерти и силой остановил его. сказал ему ангел:

    – не мешай мне исполнять мою миссию!

    сказал ему [аѓарон]:

    – моше велел мне остановить тебя.

    сказал ему [ангел]:

    – я посланник вездесущего, ты же [всего лишь] посланник моше.

    сказал ему [аѓарон]:

    – моше не произносит ни слова от себя, но лишь передает сказанное всемогущим. а если ты [этому] не веришь, то вот, святой, благословен он, и моше – у входа в шатер собрания, пойдем со мной и спроси [сам].

    и об этом сказано: «и возвратился аѓарон к моше…»  бемидбар, 17:15.

    другое толкование. почему [мор был прекращен именно с помощью] воскурений? потому что [сыны] израиля переговаривались и злословили о воскурении: «это смертоносное средство, из-за него погибли надав и авиѓу  см. ваикра, 10:1, 2. , из-за него сгорели двести пятьдесят человек»  см. бемидбар, 16:35. . сказал [им] святой, благословен он: «вы увидите, что [именно воскурение] остановит мор. [не оно] убивает [людей, а их] грехи».

  6. Умерших от мора было четырнадцать тысяч семьсот [человек], сверх тех, что умерли из-за Кораха.
    וַיִּֽהְי֗וּ הַמֵּתִים֙ בַּמַּגֵּפָ֔ה אַרְבָּעָ֥ה עָשָׂ֛ר אֶ֖לֶף וּשְׁבַ֣ע מֵא֑וֹת מִלְּבַ֥ד הַמֵּתִ֖ים עַל־דְּבַר־קֹֽרַח
  7. Аѓарон вернулся к Моше, ко входу в Шатер Встречи, ибо мор прекратился.
    וַיָּ֤שָׁב אַֽהֲרֹן֙ אֶל־משֶׁ֔ה אֶל־פֶּ֖תַח אֹ֣הֶל מוֹעֵ֑ד וְהַמַּגֵּפָ֖ה נֶֽעֱצָֽרָה
Поделиться
Отправить

Обсуждение закрыто.

Уроки Торы I. Корах

В этой главе говорится о восстании Кораха и его сторонников против священнического статуса Аарона и его сыновей. Какова же была в действительности цель Кораха, если, с одной стороны, он выражал протест против всего института коенов (священников) или, по крайней мере, против того, чтобы такие люди обладали каким‑либо особым статусом, а с другой — из повествования ясно, что он сам стремился занять должность Первосвященника? Какой смысл в этих двух, на первый взгляд взаимоисключающих целях?