Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Тшува Агари

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 13 ноября 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Авраѓам взял еще одну жену — по имени Кетурa [также известная как Агарь]».
(БЕРЕШИТ, 25:1)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Кем была Кетурa? (стих 1)

Раши: Кетура — это другое имя Агари. Однако здесь она названа именем קטורה — Кетура, ибо ее поступки столь же приятны, как и благоухание воскурения — קטורת (кторет).

Хизкуни: Можно ли представлять Агарь человеком, чьи поступки приятны, словно фимиам, если после того, как Авраѓам отослал ее, она вернулась к идолопоклонству? (См. Раши к 21:14.) Понятно, что она должна была совершить тшуву до того, как Авраѓам взял ее в жены во второй раз. Тора называет ее «Кетурa» из-за сладкого аромата ее тшувы.

Кли якар: Авраѓам и в самом деле дал ей имя Кетурa, чтобы было известно, что она совершила тшуву.

Рамбам: Согласно буквальному смыслу, Кетурa — это не Агарь.

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Тшува Агари (Стих 1)

Каковы доказательства Раши, что на уровне буквального смысла Кетурa — это Агарь? (См. Рашбам.)

Раши беспокоил общий вопрос, касающийся истории Авраѓама и Агари. В недельном разделе Лех-леха (12:5) Раши писал: «Авраѓам обращал (в еврейство) мужчин, Сара обращала женщин», из чего следует, что Агарь жила в доме, где первостепенной задачей хозяев было отлучение людей от идолопоклонства и приведение их к осознанию Единого Бога. Возникает вопрос: возможно ли, чтобы Агарь, прожив в подобной среде многие годы, «обратилась к идолам своего отца» (см. Раши к 21:14), когда покинула дом Авраѓама? Даже Ишмаэль, который сначала отклонился от пути Авраѓама, в конце концов совершил тшуву (Раши к стиху 7). Получается, Агарь тоже пришлось совершить тшуву — однако где же намек на это в самой Торе? Раши заключает, что на уровне буквального значения текста ответ на этот вопрос тоже очевиден, если предположить, что Кетурa — это новое имя, полученное Агарь из-за тшувы, которую она совершила (см. Хизкуни и Кли якар).

(На основе Ликутей сихот. Т. 15. С. 174 и далее.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: «Я возьму от духа, который на тебе, и передам им»

Здесь освещается фундаментальный принцип иудаизма: каждый аспект нашей жизни, даже основные физические желания и потребности, направляются, поддерживаются и подкрепляются Торой. Поскольку Моше стал тем, кто получил всю Тору и передал ее людям, было крайне важно, чтобы вся поддерживающая и направляющая сила Торы прямо или косвенно исходила от Моше

«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»

Из этого Калев сразу понял, что разведчики исказили приоритеты. Моше сначала сказал об усилии (завоевании) и только потом о награде (плодах Земли), но разведчиков в первую очередь интересовала награда, поэтому вначале они сделали упор на качестве земли. Заметив это, Калев немедленно «успокоил народ», поскольку понимал: акцентирование на награде приведет людей к раздумьям — стоит ли вообще усилий это завоевание, и вскоре подобные размышления могут подтолкнуть их к полномасштабному мятежу

«Хумаш Коль Менахем»: Вопль Сдома

Несмотря на то что жители Сдома нарушили все семь заповедей Ноаха, основным их грехом, за который они были уничтожены, стало отсутствие милосердия. Рамбам прямо пишет о том, что благотворительность — не мицва, обязательная для неевреев. Согласно Рамбаму, Сдом был наказан не за отказ всех жителей давать милостыню, но за то, что они в массе своей выступали против раздачи милостыни другими