Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Бог обещал послать цараат?

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 2 мая 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Когда вы придете в Землю Ханаанскую, которую Я отдаю вам во владение, и я пошлю язву цараат на какой-нибудь дом в стране [эмореев], которой вы будете владеть, [которую потомки Реувена и Гада выберут, чтобы владеть].(ВАИКРА, 14:34)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Почему Бог обещал послать цараат? (стих 34)

Раши: То, что дома [в стране ханаанской] будут поражены язвами, — это добрая весть для [народа Израиля]. Ведь в течение сорока лет, пока сыны Израиля были в пустыне, [местные жители], эмореи, [зная, что сыны Израиля скоро придут в страну ханаанскую], прятали в стенах своих домов клады, золото. А из-за язв дома будут разрушены и [сокровища] найдены.

Мидраш: Почему то, что на них должны обрушиться поражения цараат, было доброй вестью? Рабби Шимон бар Йохай учил: «Когда ханаанеи услышали, что еврейский народ приближается, они запрятали свои сокровища в домах и на полях… Что сделал Бог? Он поражал дом [еврея] цараат, и когда разрушали дом, находили в нем сокровище».

 

Означает ли это, что кто-то пришел и сказал ханаанеям, что еврейский народ входит в Землю Израиля?

Рабби Ишмаэль бен Нахман сказал: «[Да,] Йеѓошуа отправил им три послания [с текстом следующего содержания]: “Кто хочет уйти, пусть уходит! Кто хочет примирения, пусть идет на примирение! Кто хочет воевать, пусть воюет!”» (Ваикра раба, 17:6).

 

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

а) Он пишет, что сокровища в стенах домов прятали «в течение сорока лет, пока сыны Израиля были в пустыне», тогда как, согласно мидрашу, сокровища были спрятаны в конце сорокалетнего периода — прямая реакция на три послания от Йеѓошуа.

б) Мидраш утверждает: теми, кто спрятал свои сокровища, были ханаанеи, но Раши пишет, что это эмореи.

Что заставило Раши внести столь существенные изменения?

 

Объяснение

На первый взгляд трудно понять утверждение мидраша про Йеѓошуа, отправившего три послания как объявление, что еврейский народ собирается вторгнуться. В Торе прямо говорится: во время рассечения Тростникового моря «перепу гались жители Ханаана» (Шмот, 15:15), и Раши поясняет: «Они говорили [о сынах Израиля:] “они идут на нас, чтобы отнять нашу землю”». Даже сорок лет спустя, когда евреи собрались землю завоевать, те же чувства оставались сильны. Недаром разведчикам, посланным Йеѓошуа, было сказано: «Я знаю, что Господь отдал вам эту землю, и что на нас напал страх пред вами, и что оробели все жители земли этой пред вами. Ибо слышали мы, как иссушил Господь перед вами воды Тростникового моря, когда вышли вы из Египта» (Йеѓошуа, 2:9–10, цитируется в комментарии Раши к Шмот, 15:16).

Но если ханаанеи сорок лет боялись еврейского народа, почему они ждали до последнего момента, чтобы спрятать свои ценности?

Предположительно ханаанеи в течение сорока лет были обеспокоены неминуемым возможным нападением, но начали действовать и спрятали ценное имущество, только когда услышали, что действительно «еврейский народ входит в Землю Израиля».

Если учитывать это обстоятельство, то позицию Раши трудно понять. К чему прятать сокровища «в течение сорока лет, пока сыны Израиля были в пустыне», когда еще не было никаких доказательств, что нападение неминуемо? Тот факт, что еврейский народ на долгие годы задержался в пустыне, свидетельствовал о его неготовности к военному наступлению. Зачем жителям без видимой причины замуровывать золото в стенах, чтобы никто не нашел?

Чтобы решить эту проблему, Раши писал, что народ, спрятавший свои сокровища, на самом деле был не ханаанеями, а эмореями. Читатель помнит, что в «Союзе меж разделенными частями» Бог сказал Авраѓаму: «Лишь четвертое поколение твоих потомков [после трех поколений изгнания в Египте] вернется сюда, [на эту землю], потому что еще не полна вина эмореев, [населяющих землю в настоящий момент. Пока еще они не заслуживают изгнания]» (Берешит, 15:16). Здесь мы ясно видим: завоевание десяти (или семи) земель, которые Бог обещал дать потомкам Авраѓама, должно было происходить постепенно, начиная с земли эмореев, поскольку они в первую очередь заслуживали изгнания.

И как только еврейский народ вышел из Египта, эмореи узнали, что их «вина полна» и что пришло их время быть изгнанными. И с этого момента они начали прятать ценности, так как страх перед завоеванием был вызван не стратегической позицией, выбранной еврейским народом для нападения, но тем, что они знали: пришло время, определенное Богом для их выселения.

 

Почему они прятали свои сокровища?

Есть одна сложность в приведенном объяснении. Получается, нееврейские народы знали подробности сказанного Богом Авраѓаму в «Союзе меж разделенными частями». Почему Раши не предложил более прямолинейный ответ: народы были вынуждены прятать сокровища из-за сильной стратегической позиции еврейского народа?

Понятно, что Раши не мог допустить, чтобы Йеѓошуа отправил три послания-предупреждения о неминуемой атаке, как рассказывает мидраш, поскольку на буквальном уровне это обстоятельство вообще не указано в Писании. Однако почему Раши не предложил более простой сценарий: ханаанеи начали прятать свои ценности, когда еврейский народ победил могущественные народы Сихона и Ога, о чем прямо упоминается в Торе?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала прояснить причину, по которой ценности прятали в стенах домов. Такое действие свидетельствует о странном сочетании страха и уверенности. С одной стороны, это радикальная мера, свидетельство, что прячущий действительно боится нападения. С другой — когда человек утруждает себя, пряча ценности, значит, он питает некоторую надежду вернуть их позже.

В нашем случае не могло быть, чтобы люди прятали ценности, опасаясь полного поражения из-за того, что воды Тростникового моря чудесным образом разошлись, или из-за поражения Сихона и Ога. Иначе мы останемся с вопросом: почему они прилагали большие усилия, чтобы спрятать свои ценные вещи, если в любом случае ожидали уничтожения?

Что послужило основанием надежды, заставив людей поверить, что однажды они смогут найти спрятанные сокровища?

Это и объясняют Раши и мидраш.

Согласно мидрашу, предложение Йеѓошуа: «Кто хочет примирения, пусть идет на примирение!» — должно было внушить ханаанеям мысль: есть и другой вариант развития событий, нежели полное уничтожение.

Согласно объяснению Раши, эмореи опасались нападения еврейского народа сразу после исхода евреев из Египта, поскольку из «Союза меж разделенными частями» знали: в итоге они будут изгнаны из-за греховного поведения. Однако именно это и давало эмореям надежду. Они понимали: если они будут изгнаны из Земли Израиля за греховное поведение, значит, вероятность совершения греха еврейским народом тоже существует, и тогда их тоже изгонят из земли в более позднее время. Это даст эмореям возможность вернуться и спасти свои спрятанные сокровища.

Тем не менее их план был сорван, когда Бог чудесным образом поразил дома цараат, позволив еврейскому народу обогатиться за счет эморейского золота.

(На основе Ликутей сихот. Т. 32. С. 91 и далее.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Существует ли лашон тов, то есть доброречие? Недельная глава «Мецора»

На взгляд Рамбама, доброречие предписано заповедью «люби ближнего, как самого себя». Согласно «Авот», это один из способов «воспитать многих учеников». Созидательная мощь лашон тов колоссальна — она ничуть не уступает разрушительной мощи лашон а‑ра! Видеть хорошие стороны людей и говорить им об этом — способ помочь их достоинствам реализоваться, выпестовать личностный рост ближних.

Недельная глава «Тазриа-Мецора». Чума злоречия

Вопреки тому факту, что весь раввинистический иудаизм — культура дискуссии; вопреки тому факту, что в Талмуде недвусмысленно сказано: со взглядами дома Гилеля согласились, поскольку его представители были «кротки, скромны, преподавали взгляды своих оппонентов наряду со своими взглядами и преподавали взгляды своих оппонентов прежде, чем свои»; вопреки всему евреи продолжают сурово порицать, осуждать и даже отлучать тех, чьих взглядов они не понимают, даже если мишени их презрения — величайшие защитники ортодоксального иудаизма от интеллектуальных вызовов своего времени.