Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Итро пришел не из-за Исхода

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 13 февраля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

Итро, жрец Мидьяна, тесть Моше, услышал [о том, что разошлись воды Тростникового моря, о войне с Амалеком, а также ] обо всем, что Бог сделал для Моше и для Своего народа Израиля [обеспечив их маном и водой в пустыне и, что наиболее важно, о том], что Господь вывел Израиль из Египта. (ШМОТ, 18:1)

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Что заставило Итро прийти в пустыню? (стих 1)

Мехильта: О чем именно он услышал? Рабби Йеѓошуа сказал: об истории, которую мы только что прочли (то есть о войне против Амалека). Рабби Элиэзер сказал: о расхождении вод Тростникового моря, так как об этом событии знал весь мир.

Раши: Какую весть услышал [Итро], что [она заставила его] прийти [к Моше]? [Он узнал] о рассечении Тростникового моря и войне с Амалеком.

Мизрахи: Раши считал, что два мнения в Мехильте не противоречат друг другу, поэтому объединил их.

Маѓаршаль: Раши пришел к такому выводу потому, что в стихе написано: «Итро… услышал обо всем, что Бог сделал» — не «увидел», не «узнал»; а значит, Итро не пережил эти события сам, но до него дошел слух о них. Это исключает ман и колодец Мирьям — их он мог увидеть только по прибытии.

Гур арье: Все прежние чудеса, происходившие с еврейским народом, были связаны только с ограниченной территорией. Казни египетские коснулись только египтян и поэтому не впечатлили Итро до такой степени, чтобы отправиться к евреям. Однако война с Амалеком и разделение моря затронули самые основные устои творения; во время войны с Амалеком Моше остановил солнце см. Раши к 17:2 , изменение в природе воды привело к разделению моря. Именно поэтому упомянутые два чуда заставили Итро прийти.

Ибн-Эзра: Этот раздел помещен сюда (в начало главы), чтоб  противопоставить поведение Итро войне с Амалеком, предшествовавшей его приходу. Амалек повел себя с евреями нечестиво, Итро же сделал евреям добро.

Почему Тора подчеркивает, что Итро был священником? (стих 1)

Ор ѓа-хаим: Называя Итро «жрецом Мидьяна», Тора не намеревается его оскорбить. Скорее, это подчеркивает его необычайную добродетель: несмотря на свое высокое положение, он позволил Моше взять в жены свою дочь, когда величие еще не пришло к Моше. И хотя в прошлом Итро был идолопоклонником, позже он провозгласит: «Господь превзошел всех богов» (стих 11).


ТОРАТ МЕНАХЕМ

Итро пришел не из-за Исхода (стих 1)

Из текста первого стиха напрашивается вывод, что Итро пришел в пустыню, услышав об Исходе. Почему Раши отвергает эту версию как менее очевидную?

1. Между исходом из Египта и прибытием Итро прошло много недель. Исход случился 15 нисана, Итро же пришел в пустыню спустя значительное время после Исхода. Это с неизбежностью следует из нижеперечисленных факторов:

а) Он уже слышал о выпадении мана, которое произошло 15 ияра, а также о войне с Амалеком, которая случилась позже, когда еврейский народ находился в Рефидиме.

б) Итро пришел в Синайскую пустыню, когда народ «расположился станом у горы Божьей», а мы знаем, что евреи пришли туда в рош ходеш сиван, после того как покинули Рефидим.

Раши считает, что, если бы Итро взволновало известие об Исходе, он должен был бы явиться к евреям сразу после этого события, 16 нисана. Он не стал бы ждать много недель.

2. Чудо уже завершилось, смотреть было не на что. Исход из Египта был чудом поистине великим, но он уже завершился, своими глазами его уже не увидеть. А раз так, почему это должно было привести Итро в пустыню? Исходя из всего вышеперечисленного, Раши приходит к выводу, что все, о чем Итро «услышал», — это война с Амалеком, поскольку:

а) война случилась незадолго до его прихода;

б) он пришел, чтобы исправить последствия этой войны, как мы объясним далее.

 

Итро пришел не для того, чтобы перейти в иудаизм

На первый взгляд Итро пришел в пустыню, чтобы отказаться от своего прошлого, связанного с идолопоклонством, и обратиться в еврейскую веру. Предположение это, однако, сомнительно, ведь в стихе 8 написано: «Моше рассказал своему тестю обо всем, что Господь сделал с фараоном и египтянами…» — услышав это, «Итро порадовался» и сказал: «Теперь я знаю, что Господь превзошел всех богов… (которым я поклонялся прежде)». (Стихи 9–11.)

Возникает вопрос: если Итро «услышал», еще находясь в Мидьяне, «обо всем, что Бог сделал для Моше и для Своего народа, Израиля… о том, что Господь вывел Израиль из Египта», зачем ему понадобилось выслушивать то же самое от Моше? Почему Итро «порадовался» и сказал: «Теперь я знаю, что Господь превзошел…», ведь он, получается, услышал старые новости?

Тем не менее, хотя Итро и знал о величии Бога из рассказа,услышанного в Мидьяне, он еще не понимал, что «Господь превзошел всех богов», что все остальные боги не имеют ни силы, ни власти. Поэтому, даже придя в пустыню, он оставался человеком, взгляды которого не соответствовали иудейским верованиям, и не был готов к переходу в иудаизм.

 

Итро пришел, чтобы исправить последствия войны с Амалеком

Если Итро пришел не ради перехода в иудаизм, тогда зачем? Раши пишет, что он «узнал о войне с Амалеком» — не победа над Амалеком, но, скорее, сама война заставила его прийти. Победа не была бы достаточной причиной, ведь своими глазами эту победу уже не увидеть (см. выше). Вероятно, Итро пришел, чтобы исправить негативное впечатление, которое эта война произвела на народы мира. Когда евреи вышли из Египта, весь мир стал свидетелем того, какие чудеса Бог сотворил для этого народа. «Услыхали народы и затрепетали» Бешалах, 15:14 . Ни у кого не хватило ни силы, ни смелости воевать с евреями. Амалекитяне же повели себя откровенно дерзко: евреев они не боялись, собирались вступить с ними в войну, несмотря на происходившие чудеса. И хотя они потерпели поражение, сам факт, что у них нашлось достаточно дерзости, чтобы сражаться, рассеял страх, который народы испытывали к евреям. Проигравшим битву амалекитянам удалось, так сказать, «остудить» трепет, который испытывали к сынам Израиля все остальные народы.

Но затем пришел Итро. Он оставил свое «почетное место» и прибыл в пустыню, дабы удостоиться чести быть вместе с Моше и еврейским народом. Таким образом, он пришел, чтобы поднять уважение народов мира к еврейскому народу,которое в значительной степени было утеряно из-за дерзости Амалека.

Почему Тора называет Итро «жрецом Мидьяна»?

Нужно понять, почему в начале стиха про Итро Тора говорит: «Услышал Итро, жрец Мидьяна…» Неужели она хочет его этим дискредитировать? Тесть Моше — главный жрец идолопоклонников?! Какой смысл подчеркивать, что он был «жрец Мидьяна»?..

Однако этими словами Тора хочет, напротив, подчеркнуть величие Итро: все же то обстоятельство, что он был сведущ в идолопоклонстве, характеризует его как человека понимающего, с определенным багажом знаний. Несмотря на это, он «услышал» и «пришел», отказался от своего положения и величия, ушел в пустыню ради того, чтобы быть с Моше и еврейским народом. Этим поступком он поднял уважение к евреям в глазах народов, исправил ущерб, нанесенный нападением Амалека.

 

Другая причина прихода Итро: рассечение моря

Почему Раши упоминает также и о другой причине прихода Итро: о разделении моря? Итро был потрясен этим явлением, как и остальные народы. Воды моря разошлись, это чудо ошеломило всех. Вследствие этого все были впечатлены величием еврейского народа. Однако не само чудо побудило Итро отправиться в путь — по той же причине, о которой говорилось выше: уже не было возможности увидеть рассечение моря своими глазами. Оставалось вернуть евреям репутацию в глазах других народов после нападения Амалека, и Итро, находясь под впечатлением от чуда на море, отправляется в пустыню.

(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Итро, 5725 г.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Божественное милосердие в период изгнания

Бог объяснил Моше Свое, казалось бы, парадоксальное проявление милосердия во время изгнания: подобно Тетраграмматону, милосердие Бога в изгнании присутствует, и оно функционально, однако его воздействие — скрыто. Теперь у Моше был исчерпывающий ответ на вопрос, который евреи должны будут ему задать о путях Бога, или о Его Имени…

«Хумаш Коль Менахем»: Когда отяжелело сердце фараона?

Бог предопределил, что фараон поработит еврейский народ. Однако сам фараон поработил евреев не для того, чтобы исполнить повеление Бога, но чтобы потворствовать своей злобе. Потому фараон и был наказан... Бог «ожесточил сердце» фараона перед началом десяти казней в наказание за его прежнее нечестивое поведение. Однако Бог все же сказал Моше, что «тяжело сердце фараона» само по себе, имея в виду наличие у фараона природной склонности угнетать еврейский народ, невзирая на Божественное вмешательство

«Хумаш Коль Менахем»: Возвращение в Египет

Бог повел еврейский народ не прямым путем, чтобы даже перед лицом трудностей возвращение в Египет все равно виделось людям затруднительным. Но неужели евреи могли захотеть вернуться туда, где страдали от каторжного рабского труда? Ведь, как сообщают нам мудрецы, даже женщин и детей заставляли в Египте работать. Зачем им думать о возвращении?