Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: «Это закон Торы, недоступный для понимания» 

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 2 июля 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Вот особенный, [недоступный для понимания] закон учения, который заповедует Господь. Вели сынам Израиля, чтобы они привели к тебе красную корову без изъяна и увечья, на которую ни разу не надевали ярма».
(БЕМИДБАР, 19:2)

 

ИСКРЫ ХАСИДИЗМА

«Это закон Торы, недоступный для понимания» 

Согласно хасидскому учению, заповедь о красной корове потому называется в Торе «иррациональным законом», что в ней содержится посыл, определяющий для жизни по Торе.

Хасидизм объясняет: духовный корень всего сущего подчиняется ритму, а не пребывает в статике. Так человеческое сердце должно постоянно сокращаться, а затем расслабляться, так легкие должны постоянно вдыхать, а затем выдыхать воздух: духовная сила Вселенной также колеблется в постоянном цикле наступления и отступления.

На метафизическом уровне все живое живо потому, что постоянно вызывается к жизни Богом. Внутреннее ядро всего живого можно представить в виде пульсирующей энергии. Каббалисты описывают этот цикл как рацу, за которым следует шув, что буквально означает «взбежать к духовному, а затем возвратиться в реальность нижнего мира». В нашей жизни рацу — желание трансцендентного с крайней формой — стремлением оторваться от телесного существования, добившись слияния с Божественным.

В общем и целом это попытка возвысить мир, вытянуть его за пределы материальных оков, приблизить к Богу. Во время учебы рацу выражается в побуждении исследовать и внедрять новые идеи, никогда не довольствуясь полученными знаниями. В практической жизни это гарантирует, что человек не застрянет на нынешнем уровне, всегда будет хотеть духовно расти, соблюдая заповеди.

Но и рацу в конечном счете эгоистично. Ибо все формы любви, даже любовь к Богу, выражают личное желание, и если рацу предоставить самому себе, оно действительно поможет человеку оторваться от мира и приблизиться к Богу. Однако Бог хочет, чтобы человек нашел свою судьбу
здесь — в низшем, физическом мире, где и был создан. А значит, рацу с его безусловным положительным эффектом необходимо сочетать со свойством шув.

Шув связано с чувством ответственности, с дисциплиной и заставляет человека перенаправлять амбиции в этот мир. Шув побуждает нас ставить акцент на всем практическом. Благочестие? Направьте его в этот мир! Это духовная пауза перед началом следующего этапа восхождения. За время шув вы осваиваете достигнутые мистические высоты, следя, чтобы они стали частью вашей природы, характера. В учебе шув способствует тому, что поставленные в начале вопросы обязательно в конце концов полностью разрешаются ради того, чтобы знание стало более ощутимым, конкретным. В целом это приверженность правильно организованной жизни по Торе, мотивированная принятием на себя «ига» заповедей.

Закон о красной корове — иррациональная заповедь Торы. И она же — центральная ее тема, потому что представляет собой синтез рацу и шув. Сначала корову полностью сжигают. Это символ господства страстного «рацу» в нашей жизни. Но затем ее пепел, смешанный с водой, используют для опрыскивания, и это символ шув: вода стекает вниз, пока не осядет на ровном месте. Здесь урок: как для приготовления красной коровы требуются и огонь, и вода, так и сама суть наших отношений с Богом предполагает динамическое напряжение между рацу и шув. Мы имеем здесь дело с основным принципом Торы.

(На основе «Субботней беседы» в неделю чтения раздела Ки тиса, раздела Пара.)

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: «Я возьму от духа, который на тебе, и передам им»

Здесь освещается фундаментальный принцип иудаизма: каждый аспект нашей жизни, даже основные физические желания и потребности, направляются, поддерживаются и подкрепляются Торой. Поскольку Моше стал тем, кто получил всю Тору и передал ее людям, было крайне важно, чтобы вся поддерживающая и направляющая сила Торы прямо или косвенно исходила от Моше

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Корах вступил в спор с Моше?

Если Корах возмутился по поводу того, что Моше назначил первосвященником своего брата Аѓарона, почему он выступил с претензией только сейчас, но не ранее, после назначения Аѓарона? Аѓарон принял полномочия до возведения и освящения мишкана, то есть до 1 нисана. Разведчики же вернулись только после 9 ава, следовательно, между этими событиями прошло больше четырех месяцев. Почему Корах решился на протест именно в данный момент?

«Хумаш Коль Менахем»: «Калев успокоил народ…»

Из этого Калев сразу понял, что разведчики исказили приоритеты. Моше сначала сказал об усилии (завоевании) и только потом о награде (плодах Земли), но разведчиков в первую очередь интересовала награда, поэтому вначале они сделали упор на качестве земли. Заметив это, Калев немедленно «успокоил народ», поскольку понимал: акцентирование на награде приведет людей к раздумьям — стоит ли вообще усилий это завоевание, и вскоре подобные размышления могут подтолкнуть их к полномасштабному мятежу