Читая Тору

Должен ли лидер быть отцом и воспитателем народа? Недельная глава «Беаалотха»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 9 июня 2025
Поделиться

Моше удручен, как никогда в жизни. Столько всего произошло: драматические события на горе Синай, Б‑жественное откровение, история с золотым тельцом, решение Б‑га простить народ, строительство Скинии. Народу даны кодексы чистоты и святости, занимающие целую книгу. А народ думает только о еде.

«Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую мы ели в Египте даром, огурцы и дыни, зелень, лук и чеснок. А теперь наша душа иссохла. У нас перед глазами нет ничего, кроме мана!» (Бемидбар, 11:5–6).

Тут кто угодно бы отчаялся, даже такой человек, как Моше. И от слов, которые он произносит в эту минуту, сердце буквально разрывается. Он говорит Б‑гу: «Зачем Ты сделал зло рабу Твоему? Чем я так неугоден Тебе, что Ты взвалил на меня бремя всего этого народа? Разве я зачал этот народ, разве я родил его? Почему же Ты велишь мне: “Неси его на груди, как воспитатель несет малое дитя?” <…> Я не могу один нести весь этот народ, для меня это слишком тяжелая [ноша]! Если так Ты поступаешь со мной, то — коль скоро я Тебе угоден! — лучше убей меня сразу, лишь бы мне не видеть моей беды» (Бемидбар, 11:11–15).

Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Мы невольно сосредоточиваемся на последней фразе: Моше заявляет, что хотел бы умереть. Но это еще не самое примечательное место в его монологе. Моше не единственный еврейский лидер, моливший Б‑га: «Лучше убей меня». Похожие мольбы возносил и Элияу. И Ирмеяу. И Йона. Руководить людьми вообще нелегко, а руководить еврейским народом — почти невозможно. История не новая и не обнадеживающая.

По‑настоящему интересно другое. Моше вопрошает: «Почему же Ты велишь мне: “Неси его на груди, как воспитатель несет малое дитя?”» Но Б‑г никогда не облекал Свои приказы именно в такие слова. Не давал таких советов даже обиняками. Б‑г поручил Моше руководить народом, но не указывал, как именно надо руководить. Он говорил Моше, что делать, но не диктовал ему стиль руководства.

Первый урок лидерства Моше получил от своего тестя Итро. Тот предостерег о риске профессионального выгорания, и теперь оно случилось. Итро когда‑то сказал Моше: «Нехорошо то, что ты делаешь. Совсем измучаешься и ты, и этот народ, который с тобою. Такое дело тебе не под силу, ты не справишься с ним один» (Шмот, 18:17–18).

А затем он порекомендовал Моше делегировать часть обременительных полномочий, разделить их с командой руководителей. Что‑то похожее вот‑вот скажет Б‑г в нашей недельной главе.

Любопытно, что выгорание случилось у Моше сразу после того, как в конце предыдущей главы Итро См.: Бемидбар, 10:29. В стихе упомянут «Ховав». По одной версии, это одно из имен самого Итро. По другой версии, Ховав — имя сына Итро. — Примеч. перев.
распрощался с ним и ушел своей дорогой.

Нечто похожее происходит позднее, в недельной главе «Хукат» (Бемидбар, 20). Сначала мы читаем о смерти Мирьям. Сразу после этого разыгрывается сцена в Мериве, когда народ просит воды, а Моше, выйдя из себя, ударяет посохом по скале. За этот поступок он поплатится: Б‑г не разрешит ему лично перевести народ через Иордан, в Землю обетованную. Вероятно, Итро и Мирьям, он — по‑своему, она — по‑своему, оказывали Моше незаменимую эмоциональную поддержку. Пока они были рядом, он держался. А оставшись без них, терял самообладание. Лидеру нужны родственные души — те, кто подбадривает, помогает найти в себе силы продолжать путь. В одиночку ни один лидер не справится.

Вернемся к словам, которые Моше адресовал Б‑гу. Возможно, здесь Тора намекает: представления Моше о роли лидера только усугубляли проблему. «Разве я зачал этот народ, разве я родил его? Почему же Ты велишь мне: “Неси его на груди, как воспитатель несет малое дитя?”» Это терминология лидера, считающего себя отцом народа. Теория, предполагающая, что лидером должен быть «великий человек».

Зигмунд Фрейд, взяв за основу и развив теорию Гюстава Лебона Гюстав Лебон (1841–1931) — французский социальный психолог и социолог, исследователь психологии групп людей. — Примеч. перев. и понятие «массовое сознание», утверждал, что толпы становятся опасны, когда к власти приходит лидер определенного типа См.: Зигмунд Фрейд, «Тотем и табу», а также третью часть работы «Моисей и монотеизм». См. также: Mark Edmundson. The Death of Sigmund Freud: the legacy of his last days (2007). По утверждению Эдмундсона, Фрейд потому и посвятил последний год своей жизни работе над третьей частью «Моисея и монотеизма», что хотел предостеречь, насколько опасно благоговеть перед авторитарным лидерством. — Примеч. авт.
. Такой лидер, часто харизматичный, смягчает внутренние трения в группе, обещая решить все проблемы, и люди верят его обещаниям. У него сильный характер. Говорит он убедительно, доходчиво. Предлагает простое объяснение невзгод своего народа. Выявляет врагов, направляет энергию в нужном направлении, люди чувствуют себя рядом с ним полноценными, состоявшимися, участниками великих свершений. По сути, он заявляет: «Положитесь на меня. Вам самим ничего не придется делать — просто идите за мной и повинуйтесь».

Моше никогда не был лидером такого типа. Он говорил о себе: «Я не красноречив». Он не был особенно близок к народу. К народу был близок Аарон. И, возможно, Мирьям. Калев обладал способностью успокаивать народ — хотя бы на время. А у Моше не было ни таланта, ни желания переубеждать толпы, регулировать сложные ситуации, заручаться поддержкой масс, завоевывать популярность. Но сынам Израиля лидер с такими талантами и не требовался. Поэтому Б‑г избрал Моше — человека, который не стремился к власти, зато отличался пламенным чувством справедливости и страстной тягой к свободе.

МОШЕ СОБИРАЕТ СЕМЬДЕСЯТ СТАРЕЙШИН. ЯКОБ ДЕ ВИТ. 1736–1737 РЕЙКСМЮСЕУМ, АМСТЕРДАМ

Однако Моше, по‑видимому, полагал, что лидер должен взвалить на себя всё: стать для народа и отцом, и матерью, и воспитателем. Уметь как созидать, так и решать проблемы, быть всеведущим, специалистом во всех вопросах. Если надо что‑то сделать, лидер обязан сделать это сам, обратившись к Б‑гу и попросив Его о помощи.

Но есть загвоздка: если лидер — родитель, то его последователи так и остаются детьми. Они полностью зависят от лидера. Не учатся справляться сами. Не учатся нести ответственность за свои поступки и потому не обретают уверенности в себе: она ведь вырабатывается, когда действуешь и отвечаешь за содеянное. Вот почему, как только Моше отлучается (долго не возвращается с горы, и его судьба остается неизвестной), народ впадает в панику и изготавливает золотого тельца. Вот почему Б‑г велит Моше собрать команду из семидесяти руководителей, которые разделят с ним бремя лидерства. Мол, даже не пробуй управиться со всеми делами в одиночку.

Теория, согласно которой лидером должен быть «великий человек», всплывает в еврейской истории снова и снова, словно неотступный кошмар. Во времена Шмуэля народ уверовал, что все проблемы будут решены, если назначить себе царя, «как у всех других народов» Так в английском переводе. В русском переводе: «как у всех народов» (Шмуэль I, 8:5). См.: Еврейская Библия. Ранние пророки. М.: Книжники; Лехаим; Мосты культуры, 2015. С. 299. — Примеч. перев. . Напрасно Шмуэль предостерегал, что это только усугубит проблемы. Внешность у Шауля царственная: он красивый, стройный, «ростом на голову выше (любого) из всего народа» (Шмуэль I, 9), но характер недостаточно сильный. Давид совершает прелюбодеяние. Шломо наделен мудростью, но жены вводят его в искушение, подбивая на всякие безрассудства. Царство распадается. И в последующий период лишь немногим царям оказалась по плечу трудная духовно‑нравственная задача — совместить веру в Б‑га с прагматичной политикой и гражданскими ценностями.

В период Второго храма Маккавеи добились блестящего успеха, но он оказался недолговечен. На царском престоле Хасмонеи сами эллинизировались. Должность первосвященника подверглась политизации. Никому не удавалось умерить внутренние раздоры. Победив греков, государство пало под натиском римлян. Шестьдесят лет спустя рабби Акива объявил Бар‑Кохбу очередным «великим человеком», под стать Йеуде Маккавею, и это привело к ужасной трагедии в еврейской истории, чудовищнее которой был только Холокост.

Иудаизм — это распределение ответственности между всеми, забота о том, чтобы вклад каждого имел значение, формирование сплоченных команд на базе общего видения будущего, обучение, помогающее каждому реализовать его потенциал, умение ценить искренние споры и уважать право на несогласие.

Такова культура, которую наши законоучители пестовали столетия рассеяния. Таковы принципы, на основе которых первопоселенцы уже в современную эпоху строили общество на Земле Израиля, Государство Израиль. Таково видение будущего, которое Моше облек в слова в последний месяц своей жизни — в книге Дварим.

Для всего этого требуются лидеры, которые вдохновляют других своим видением будущего, делегируют полномочия подчиненным, направляют их, подбадривают, предоставляют простор для действий.

Именно это Б‑г объяснил обиняками, повелев, чтобы Моше собрал семьдесят старейшин и разрешил им встать рядом с собой в Шатре Встречи. Б‑г говорит: «Я сойду и там буду говорить с тобою. Я возьму от духа, который [пребывает] на тебе, и передам им» (Бемидбар, 11:17).

Б‑г разъяснял Моше, что великие лидеры растят не сторонников, а таких же лидеров. Они делятся своим вдохновением с другими. Они делятся священным духом, который получили сами. Воспринимают подчиненных не как детей, нуждающихся в отце, матери и воспитателе, а как взрослых людей, которых нужно обучить, чтобы они взяли на себя индивидуальную и коллективную ответственность за свое будущее.

Люди развиваются в той мере, в какой лидер дает им простор для действий. Если простор велик, они достигнут величия.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Два типа лидерства. Недельная глава «Беаалотха»

С точки зрения иудаизма адаптивное лидерство — высшая форма лидерства. Его осуществляли пророки. Они не снимали с народа ответственности за его действия, но давали ему позитивное видение будущего и надежду. Они высказывали неудобную, труднопостижимую правду, но так страстно, что их пыл и поныне находит в нас оклик, пестуя лучшие стороны нашей натуры.

Недельная глава «Беаалотха». От отчаяния к надежде

Моше было поручено помочь сынам Израиля построить общество, которое станет противоположностью Египту: освободит людей, вместо того чтобы угнетать, будет уважать их человеческое достоинство, а не порабощать их. Но народ не изменился. Моше обнаружил, что легче вывести сынов Израиля из Египта, чем вывести пятно Египта с сердец сынов Израиля. Моше узрел свое поражение. Продолжать миссию было бессмысленно. И тогда Б‑г утешил его...

Недельная глава «Беаалотха». От боли к смирению

В Древнем мире идея, что смирение — величайшая добродетель лидера, наверняка показалась бы нелепой, почти оксюмороном. Смирения ждали от всех остальных, но только не от лидеров. Смирение и верховная власть были несовместимы. Иудаизм перевернул эту конструкцию с ног на голову. Лидеры обязаны служить другим, а не требовать, чтобы служили им. Высшей похвалой Моше было звание «эвед а‑Шем» — «слуга Б‑жий».