Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер 1 февраля 2023
Поделиться

Что касается Вашего вопроса, можно ли Вам по истечении ста двадцати лет Т. е. после смерти.
пожертвовать свои роговицы для трансплантации, мне, разумеется, не слишком хотелось бы обсуждать эту тему ввиду ее явной неактуальности — ведь Вам предстоит прожить еще много лет, полных полезных свершений и радостных впечатлений. Однако, коль скоро Вы спросили, тем более что на этот счет существует множество распространенных заблуждений, я счел себя обязанным информировать Вас о ясном и недвусмысленном постановлении («псак дин»), не оставляющем ни тени сомнений относительно позиции нашей святой Торы по данному вопросу. Дело в том, что не только душа еврея, выражаясь языком «Таньи», представляет собой «частицу безграничной сущности Б‑га» Танья, 1:2.
, но и его тело не менее священно и, будучи таковым, принадлежит Всевышнему, тогда как сам еврей — не более чем хранитель.

Этот подход является ключом к пониманию целого ряда законов, касающихся телесной гигиены. В частности, Тора однозначно запрещает увечить принадлежащее Б‑гу, ибо наше тело, в не меньшей степени, чем душа, вверяется нам Творцом, с тем чтобы мы обращались с ним в высшей степени бережно и сделали для этого все от нас зависящее. Сказанное в равной степени верно как в отношении живого, так и в отношении мертвого тела. В исключительных случаях, лишь подтверждающих правило, внешнее вмешательство может быть разрешено в связи с особыми причинами Скорее всего, Ребе имеет в виду аутопсию.
, но даже тогда с телом умершего должно обращаться уважительно, дабы ни в коем случае не умалить его святости как собственности Всевышнего. Повторюсь, что даже в таких ситуациях мы имеем право нарушать целостность еврейского тела только тогда, когда нам доподлинно известно, что это делается во исполнение воли его Хозяина, т. е. Всевышнего.

26 нисана 5729 (14 апреля 1969)

 

Вы пишете, что врачи решили, что Вам необходима операция, и просите благословения.

Вы, безусловно, следуете еврейскому обычаю перед зажиганием субботних свечей класть несколько монет в так называемую «кассу рабби Меира‑бааль‑а‑нэс» (Чудотворца).

Скорее всего, врачи, у которых Вы были, — знающие специалисты, и по крайней мере двое из них считают, [что Вам нужна операция]. Поэтому, с Б‑жьей помощью, операция пройдет удачно, и Вы сможете иметь детей.

9 элуля 5710 (22 августа 1950)

 

Вы пишете о плачевном состоянии своего здоровья и о том, что врачи разошлись во мнениях [относительно необходимости операции или облучения]. В принципе, из двух упомянутых Вами вариантов следует предпочесть первый — разумеется, после консультации с компетентным раввином. Дело в том, что невозможно с точностью предсказать все последствия облучения, и я не уверен, что оно будет способствовать достижению всех намеченных врачами целей Полностью уничтожить опухоль, чтобы она не вернулась и не вызвала метастазы.
.

Как это принято в подобных вопросах, помимо упомянутого выше согласия раввина, необходимо заручиться согласием двух специалистов в этой области.

Не сомневаюсь, что Вы придерживаетесь доброго обычая еврейских женщин — жертвовать на благотворительность несколько монет перед зажиганием субботних и праздничных свечей.

(Игрот кодеш. Т. XXII. С. 354)

Коробка. для цдаки. Роспись. по дереву.

 

Вы пишете об операции по удалению опухоли. Любая операция является необратимым шагом, поэтому, прежде чем решиться на столь радикальные меры, Вам необходимо заручиться мнениями двух, а лучше трех специалистов в этой области. Я уверен, что Ваш свекор не станет возражать, поскольку в нашей Торе декларируется именно такой подход Ребе имеет в виду следующий закон: «По словам двух свидетелей или трех свидетелей должен умереть осужденный на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля» (Дварим, 17:6). . С этим согласна и обычная человеческая логика, поскольку один специалист, кем бы он ни был, все равно остается всего лишь человеком, ограниченным рамками Творения. Поэтому, когда двое или трое советуются друг с другом, «спасение — в силе советчика» Мишлей, 11:14.
.

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 183)

 

Если врачи считают, что, продолжив соблюдать диету, Вы сможете отсрочить операцию по крайней мере на год или на два, очевидно, что сейчас Вам не стоит думать об операции, тем более что в наше время постоянно появляются новые методы лечения Вашей болезни. Поэтому вполне возможно, что через несколько лет операция не понадобится вовсе.

В данном случае все зависит от Вашего самоконтроля: ни в коем случае не раздражайтесь зря, придерживайтесь предписанной диеты и в целом следуйте указаниям Вашего лечащего врача.

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 151)

 

Я получил Ваше письмо, где Вы подробно описали визит Вашей дочери к врачу. Вы пишете, что врач предложил девочке сделать дополнительные проверки, дабы определить, к какой категории отнести ее случай. Вы также описали категории диагностики. Судя по тону Вашего письма, слова врача Вас серьезно обеспокоили, и Вы спрашиваете, следует ли Вашей дочери проходить все эти процедуры.

По‑моему, трудно знать наверняка, помогают ли эти проверки в постановке правильного диагноза, и хорошо уже, если они не вредят, ведь речь идет о подключении электродов к голове. Такое делается обычно лишь в случаях крайней необходимости, да и сама эта практика все еще довольно нова и не до конца изучена. Вообще, в этой области существует множество темных пятен, — думаю, Вам стоит принять это во внимание, принимая решение. К тому же за тот период времени, пока врачи не осматривали Вашу дочь, в ее состоянии было замечено улучшение сверх ожидаемого, и наверняка так же будет происходить и в будущем. Поэтому я не вижу никаких причин, чтобы Вы тратили свои деньги и предпринимали столько напрасных усилий из‑за проверок, от которых не будет никакой пользы, — хорошо еще, если они не причинят вреда.

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 115)

 

Мне было приятно прочесть в Вашем письме слова о Б‑ге — Творце вселенной, определяющем судьбу всех сотворенных. Однако это приятное впечатление было подпорчено тоном Вашего письма, поскольку далее Вы пишете, что в свете прогнозов врачей предпочитаете быть «реалисткой».

Хочу сказать Вам, что, во‑первых, даже с реалистической точки зрения мы должны признавать, что есть немало случаев, когда именитые светила ошибались в своем диагнозе. Более того, сегодня в медицине чуть ли не ежедневно совершаются удивительные открытия, появляются новаторские методы лечения, изготовляются чудодейственные лекарства, производящие подлинную революцию.

Во‑вторых, если взглянуть на нашу жизнь в целом, мы увидим множество странных и невероятных вещей, которые, однако же, совершенно реальны и никак не могут считаться «невозможными».

В ситуации, когда в значительной степени все зависит от нервной системы и сопротивляемости организма, даже врачи согласны, что чем сильнее пациент верит в исцеление, чем сильнее он жаждет выздороветь, тем выше его шансы на полное выздоровление.

Полагаю, я не должен объяснять, что говорю Вам все это отнюдь не в качестве упрека. Однако, поскольку, благодаря Провидению, Вы узнали обо мне, а я — о Вас, я счел необходимым поделиться с Вами вышеприведенными мыслями, которые сам, в свою очередь, неоднократно слышал еще из уст моего покойного тестя, благословенной памяти, высказывавшего их в похожих случаях.

Дай Б‑г, чтобы Всевышний позволил Вам исполнить Ваше обещание поработать на благо подлинно религиозной организации и вырастить своих детей настоящими полноценными евреями.

Без даты, 5712 (1951–1952)

 

Я получил Ваше письмо, где Вы описываете свои медицинские проблемы, в частности проблемы, связанные с почками. Насколько мне известно, хорошие врачи‑специалисты в этой области имеются в Бостоне — там же есть и серьезные исследовательские центры. Не сомневаюсь, что Вы консультировались с ними, хотя в письме и не упомянуты имена экспертов, к которым Вы обращались. Тем не менее я счел для себя необходимым обратить Ваше внимание на тот факт, что есть самые разнообразные методы борьбы с мочекаменной болезнью, и отнюдь не все они подразумевают оперативное вмешательство, — так, наряду с контактной литотрипсией существует также медикаментозное лечение, — Вы не упомянули, какой из методов применяется в Вашем случае.

Как Вы, возможно, знаете, для того чтобы удостоиться Б‑жественного благословения, необходимо подготовить материальные «сосуды» для его восприятия. Мы никогда не смогли бы узнать, что это за «сосуды», если бы Б‑г в Своем безграничном милосердии не сообщил нам, что таковыми являются Тора и заповеди. Не зная Вас лично, мне трудно указать Вам, как Вы можете подготовить эти дополнительные «вместилища» для Б‑жественных благословений. Однако в любом случае важно, чтобы Вы соблюдали предписания Торы более скрупулезно, чем раньше, — это безусловно приведет к улучшению Вашего состояния. Также одна из важнейших вещей — позаботиться о том, чтобы Ваши дети получили настоящее еврейское образование. Поэтому я предлагаю Вам встретиться с двумя моими посланниками и обсудить с ними вопрос об обучении Ваших детей. Я убежден, что они сумеют дать Вам дельный совет.

4 швата 5713 (20 января 1953)

 

По поводу Вашего лица. Искать лечение — верный подход, поскольку нам заповедано делать все возможное естественными путями; кроме того, «врачу даровано право лечить». Однако Вам необходимо найти врача‑специалиста, который к тому же будет иметь большой опыт в этой области. Это упростит выбор подходящего Вам лечения.

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 46)

 

Вам Письмо адресовано женщине, пожаловавшейся Ребе на проблемы со здоровьем. следует проверить мезузы: удостовериться в том, что они кошерны и установлены с соблюдением всех соответствующих предписаний Торы. Не сомневаюсь также, что Вы следуете доброму еврейскому обычаю — жертвовать несколько монет на благотворительность перед зажиганием субботних свечей.

21 кислева 5733 (27 ноября 1972)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Духовное здоровье еврея напрямую зависит от его повседневного поведения и, в частности, от того, насколько он соблюдает Тору и заповеди; в свою очередь, его физическое здоровье непосредственно зависит от духовного, поскольку для еврея путь Торы является естественным образом жизни.

Благословение и мир

Как сказано в известной молитве, единственной причиной трагических событий прошлого, а именно разрушения Храма и изгнания, стало пренебрежение Торой и заповедями. Таким образом, нивелируя причину, мы нивелируем и следствие. Поэтому любая деятельность по распространению иудаизма является жизненно необходимой, и прежде всего — забота о том, чтобы еврейские девочки получили достойное религиозное воспитание и образование. Ибо это — способ воспитать грядущее поколение настоящих еврейских семей, всецело преданных Торе.