Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 29 декабря 2020
Поделиться

Вы пишете, что дети соблюдают заповеди более скрупулезно, чем родители, и что это привело к семейным конфликтам.

Поскольку Вас интересует мое мнение, мне хотелось бы сказать следующее. Безусловно, все нормальные родители желают, чтобы их дети имели верные и твердые жизненные установки, — это широко известный факт, не требующий подробных разъяснений. Такое желание особенно актуально для нашего поколения, ведь именно сегодня в мире существует глубокая путаница во всем, что касается истинных человеческих ценностей. Именно в наши дни множество молодых людей не могут нащупать свой путь и не имеют ни малейшего представления о том, где его следует искать. Поэтому совершенно очевидно, что родители, чьи дети стремятся вести максимально осмысленную жизнь и тверды в своих убеждениях, не могут и не должны испытывать ничего, кроме радости, тем более что, как Вы сами пишете, дети Ваши следуют сегодня тем же путем, которым на протяжении многих веков следовали и наши с Вами общие предки. Как известно, традиционный образ жизни придает огромное значение уважительному отношению детей к своим родителям — заповедь почитания отца и матери является одной из данных в Декалоге (Шмот, 20:21). Таким образом, в этой ситуации родителям следует хорошо отдавать себе отчет в том, как им на самом деле повезло, и радоваться своему счастью, — словом, религиозность ни в коем случае не должна быть той причиной, из‑за которой родители делают жизнь своих детей более запутанной и сложной, чем это необходимо…

Кроме того, в последние годы в крупных городах наблюдается очень хорошая тенденция — значительно увеличилось количество молодых людей, которые в повседневной жизни соблюдают Тору и заповеди более ревностно и скрупулезно, чем их родители. Родители же, со своей стороны, получают истинное наслаждение от поведения детей и очень гордятся ими.

Надеюсь, что этих слишком немногочисленных, с учетом важности темы, строк будет достаточно, чтобы такому человеку, как Вы, было над чем задуматься, и что, поразмыслив, Вы не только позаботитесь о том, чтобы в семье отныне царили мир и согласие, но и сможете считать существующее положение вещей своим достижением, ведь у Вас такие замечательные дети, стремящиеся вести еврейский образ жизни! Ну и, разумеется, ни в коем случае не стоит реагировать на их выбор болезненно или как‑либо мешать им, Б‑же сохрани.

Без даты, 5717–5718 (1957)

Молитва в синагоге Аль‑Ракки, Дамаск. Фото: Роберт Лайонс

По поводу же Вашего небезупречного прошлого — ничто не может устоять перед искренним раскаянием См., напр., Мишне Тора, Законы раскаяния, 1:8, 3:26: «Раскаяние искупает все преступления: даже тому, кто все свои дни злодействовал, но в последний момент раскаялся, не вспоминаются его грехи… если человек отошел от своего злодейства и умер как раскаявшийся — имеет долю в Мире грядущем, так как ничто не может устоять перед раскаянием: даже тот, кто всю свою жизнь отрицал основы нашего мировоззрения, но под конец раскаялся, имеет долю в Мире грядущем, как сказано: “Мир, мир далекому и близкому, сказал Г‑сподь, и излечил его” (Йешаяу, 57:19)».
. Однако раскаиваться тоже нужно, руководствуясь твердой верой в Б‑га, а не отчаянием.

Вы, разумеется, участвуете в работе женской организации Хабад.

4 тевета 5722 (11 декабря 1961)

 

Вы пишете, что Вам недостает милосердия и благочестия.

В хасидской традиции вообще См., напр.: Ликутей Тора, 32б.
и в частности в одном из трактатов (маамаров) моего тестя Сефер а‑Маамарим, 5710, p. 285. сказано, что в элуле Всевышний подобен царю, прогуливающемуся в поле, — каждый может подойти к Нему, а Он принимает всех ласково и с улыбкой, независимо от духовного состояния мужчины или женщины, обратившихся к Нему. Согласно этой притче, в элуле, последнем месяце еврейского года, когда мы подводим итоги прошедшего года, не нужно бояться, вспоминая свои поступки за весь год. Мы как бы говорим себе: помни, что, даже если ты находишься в поле и не знаешь, достоин ли оказаться в таком месте, где живут знатные люди, ты должен знать, что Царь Царей вышел к тебе в поле. Ты можешь подойти к Нему со своими просьбами, и Он примет тебя ласково и с улыбкой. Поэтому бояться совершенно нечего.

Даже если после подведения итогов окажется, что недостойных дел, высказываний и мыслей оказалось больше, чем достойных, — поскольку Вы имеете дело с милосердным Отцом, если Вы твердо решите, что с этого момента будете во всем следовать Его воле, Вы, безусловно, удостоитесь милостивого приговора и хорошего года — физически и духовно.

В Вашем случае мать, вырастившая детей, следующих праведным путем, путем Торы и хасидизма, тем более не должна ничего бояться. Ибо достойные дети — это одна из величайших наград, которых может удостоиться женщина. Думаю, осознание этого факта поможет Вам вырваться из угнетенного состояния духа и встать на верный путь.

Ребе знает, что у всех мужчин и женщин, принадлежащих к хасидскому братству, есть свои слабости. Тем не менее, невзирая на их недостатки, он молится о них самих и об их нуждах… чтобы Всевышний простил им все неправедные поступки, приняв во внимание толкнувшие на них обстоятельства, а также козни дурного начала.

Поэтому мы должны твердо решить, что с этого момента будем поступать лучше, чем прежде.

16 элула 5710 (29 августа 1950)

 

Я получил Ваше письмо, где Вы вкратце рассказываете о своей жизни и о самом главном ее событии — о Вашем обращении в иудаизм.

Прежде всего, поскольку Вы не сообщили никаких подробностей о том, как происходило обращение, Вам следует проверить у сведущего раввина, соответствует ли оно требованием еврейского закона В ХХ веке обращением в иудаизм нередко занимались реформисты и консерваторы, которые далеко не во всех случаях придерживались формальных требований Алахи. В тех случаях, когда эти требования были соблюдены, среди ортодоксальных раввинов шли ожесточенные споры, можно ли признать консервативные и реформистские обращения хотя бы постфактум, и большинство отвечали на этот вопрос отрицательно. См., напр.: M. Shapiro. Between the Yeshiva World and Modern Orthodoxy: The Life and Works of Rabbi Jehiel Jacob Weinberg, 1884–1966. London, 1999. P. 187.
.

С большим интересом я прочел описание Ваших внутренних ощущений. Что касается низкой самооценки, согласно нашей святой Торе, хотя смирение действительно является очень важным качеством и нужно тщательно избегать гордыни См. Мишне Тора, Законы образа жизни, 2:6: «Есть качества, в которых нельзя человеку вести себя средне, но должен он склониться к одной из крайностей: например, в случае гордыни человеку недостаточно быть просто скромным — он должен быть смиренным, то есть скромным весьма. Поэтому и сказано о Моше‑рабейну: “очень скромный” (Бемидбар, 12:3), а не просто: “скромный”. И по той же причине указали мудрецы: “Будь весьма, весьма смиренным”. И еще сказали, что каждый, кто возвышает сердце свое, отрицает основы веры».
, вместе с тем нам нельзя пренебрегать теми способностями, которыми наделил нас Святой, благословен Он. Не случайно мудрецы говорили, что одна еврейская душа — это целый мир Мишна, Сангедрин, 4:5.
. Просто необходимо всячески укреплять канал связи с Творцом и Владыкой вселенной, для чего следует строить свою повседневную жизнь в соответствии с указаниями Всевышнего, подробно разъясненными в «Шульхан арух». Поскольку эти повеления дал Сам Творец, Он же, несомненно, даст Вам и силы, чтобы исполнить Его волю и заповеди.

Что касается молодого человека, с которым Вы встречаетесь с целью замужества (Вы спрашиваете, что я об этом думаю): если, во‑первых, Вас не смущает разница в возрасте; во‑вторых, если Вам не мешает, что молодой человек до сих пор не женат; и если, в‑третьих (и это самое главное), вы оба твердо решили строить свой дом на основе Торы и заповедей, — дай Б‑г, чтобы дело, в добрый час, завершилось успешной и счастливой помолвкой.

P. S. Хотя в нашем офисе не пишут по‑французски, Вы можете писать мне по‑французски, только заодно укажите, на каком языке мне стоит Вам отвечать: на святом языке, на идише или на английском.

Без даты

 

Вы пишете, что Вам трудно понять, почему евреи так уверены, что неевреи плохо к ним относятся, особенно учитывая то, что лично Вы Корреспондентка Ребе — нееврейка.
никаких плохих чувств к евреям не испытываете.

Прежде всего, хочу сказать, что мне было приятно узнать о Вашем благожелательном отношении. Надеюсь, что Вы не упускаете ни единой возможности рассказать о Ваших чувствах другим людям, дабы те могли последовать Вашему примеру.

Что же касается Вашего вопроса, почему евреи относятся с подозрением и недоверием к чувствам, которые питают к ним неевреи, — разумеется, этому есть очевидное объяснение, достаточно вспомнить о тех событиях, которые произошли уже в наше время, у нас на глазах. Этот аргумент очевиден по крайней мере для всех переживших европейскую Катастрофу и нашедших убежище в этой стране. Тот факт, что треть еврейского народа была безжалостно уничтожена неким нееврейским народом и его приспешниками, в то время как весь остальной нееврейский мир безучастно следил за их успехами (причем далеко не всегда в качестве равнодушного наблюдателя), говорит сам за себя. Впрочем, это слишком болезненная тема, чтобы останавливаться на ней подробно, особенно в этом письме, в свете Вашего личного отношения. Я упомянул о ней исключительно в качестве ответа на Ваш вопрос — поскольку это объяснение является очевидным для всех, мне остается лишь удивляться, как оно могло ускользнуть от Вас. Кроме того, сегодняшнее отношение большинства членов ООН к уцелевшему остатку еврейского народа Государство Израиль. Ребе имеет в виду многочисленные антиизраильские резолюции ООН.
по понятным причинам лишь усиливает нашу подозрительность по отношению к неевреям и укрепляет нас во мнении, что, за некоторыми исключениями, они, увы, не слишком к нам переменились [со времен Холокоста].

С другой стороны, следует отметить, что евреи обязаны побуждать неевреев соблюдать заповеди Всевышнего, которые Он дал всему человечеству, — т. н. семь заповедей потомков Ноаха Согласно еврейской традиции (Сангедрин, 56а; Мишне Тора, Законы о царях и войнах, 9:1), неевреи должны соблюдать следующие семь законов: запрет идолопоклонства; запрет богохульства; запрет убийства; запрет прелюбодеяния; запрет воровства; запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного; обязанность создать справедливую судебную систему.
, являющиеся минимальными требованиями универсальной морали, этики, порядка и законности, без которых человеческое общество не сможет выжить. Евреи должны это делать независимо от отношения к ним нееврееев. Аналогичным образом, евреи обязаны помогать неевреям, наряду с евреями См., напр., Гитин, 61а: «Учили мудрецы: кормят нееврейских бедняков вместе с бедняками Израиля, посещают больных неевреев вместе с больными Израиля, погребают бедняков‑неевреев с мертвыми Израиля — ради мира между людьми». Кроме того, бедняки‑неевреи могут подбирать колоски, оставшиеся после жатвы, и снопы, забытые в поле, а также пользоваться несжатым краем поля (пеа), оставленным для неимущих.
.

Вам, несомненно, известно о еврейском вкладе в формирование и развитие таких идей, как свобода, гуманизм и т. д. Даже девиз Организации Объединенных Наций Речь идет о надписи на стене у здания ООН в Нью‑Йорке.
«Не поднимет народ на народ меча» является идеалом, о котором Всевышний через еврейского пророка Йешаяу, 49:6. поведал евреям, а через них и всем остальным народам. Среди прочего, это лишний раз подчеркивает разительный контраст между написанным на стенах вышеупомянутой организации идеалом, и тем, что ежедневно происходит в этих стенах на самом деле.

20 элула 5735 (27 августа 1975)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

То общее, что объединяет всех евреев и служит основой еврейского выживания, не связано с территорией, поскольку на протяжении большей части истории у евреев не было своей страны. Это и не язык, так как в разные времена и в разных странах евреи говорили на разных языках, и даже во времена царя Хизкии евреи изъяснялись по‑арамейски. Единственное, что не менялось в еврейской жизни, — это соблюдение субботы, кашрут, молитва и другие заповеди Торы, как Письменной, так и Устной.

Благословение и мир

Каждый еврей и каждая еврейка должны понимать, что являются интегральной частью великой «корневой системы» — нашей уникальной традиции, которая началась с праотцев и праматерей и продолжала разрастаться на протяжении веков, питая и поддерживая еврейский народ, названный Всевышним «ветвью насаждения Моего, делом рук Моих для прославления».

Благословение и мир

Согласно указанию самой Торы, которую называют Торой жизни, следует действовать в соответствии со словами Писания: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир». И хотя в том, что касается иудаизма, нет и не может быть места компромиссу, для того чтобы воздействовать на ближнего и приблизить его к Торе, наибольшего и наискорейшего успеха можно добиться, лишь следуя указанному принципу. Нужно иметь достаточно терпения, чтобы говорить о еврействе снова и снова и ни в коем случае не злиться, если на первых порах от этих разговоров не будет никакого толку.