Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 2 октября 2020
Поделиться

Обращение к участницам Второй лондонской европейской конференции любавичских групп замужних и незамужних женщин

Мне было приятно узнать, что конференция посвящена такой важной теме, как корни еврейства. Эта тема имеет множество смысловых уровней, однако мне, прежде всего, хотелось бы поговорить о самой базовой, простой и от этого не менее фундаментальной роли корней в мире растений. Мне представляется уместным провести аналогию с еврейскими корнями, которыми, согласно преданию от наших мудрецов, являются праотцы и праматери, родоначальники народа Израиля.

Итак, для чего нужны корни? Прежде всего, они — источник жизненной силы растения с момента его зарождения, когда семя прорастает и приживается в земле. Эту же функцию они выполняют и дальше, непрестанно питая растение жизненно важными элементами, которые берут из почвы, — водой, минералами и т. д.

Хотя корням необходимо поддерживать и собственное существование, развиваться и крепнуть, тем не менее их главное предназначение в том, чтобы питать растение, дабы оно развилось до конца, а также проявило свои репродуктивные способности — то есть «позаботилось» о будущем. В то же время корни служат надежной опорой и «якорем» растения — противостоят ветрам и другим природным силам.

Теперь, вспомнив, в чем заключаются функции корней в мире физическом, мы сможем лучше осмыслить их назначение в переносном, духовном смысле. Известно, что первичными «корнями» еврейского народа являются праотцы Авраам, Ицхак и Яаков, как сказано: «Не называют отцами [еврейского народа] никого, кроме троих» Брахот, 16б.
. С материнской стороны нашими «корнями» являются праматери Сара, Ривка, Рахель и Лея. Каждый из этих родоначальников и основоположниц дома Израилева привнес с собой некое особое качество, и эти качества, соединившись вместе, создали неповторимый характер еврейского народа.

Наиболее характерным и уникальным из них являлся праотец Авраам, о котором сказано: «Один был Авраам» Йехезкель, 33:24.
, — ибо он, единственный в своем поколении, понял, что Творец — один, и, готовый пожертвовать собой, провозгласил чистый монотеизм в мире, погрязшем в язычестве и идолопоклонстве. Евреи, потомки Авраама, были и остаются продолжателями его дела — незначительным меньшинством, противостоящим сонму богов и идеологий, которым до сих пор поклоняется человечество. От Авраама же мы унаследовали такое качество, как самопожертвование, а также получили высшую обязанность передавать наше наследие детям: как вам, без сомнения, известно, величайшая заслуга его преданного служения Всевышнему заключалась в том, что «он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Г‑сподень, творя добро и правосудие» Берешит, 18:19.
.

Авраам, Сара и ангел. Ян Провост. 1520‑е

Называя праотцев «корнями», наши мудрецы подчеркивали еще одну важную их функцию, желая показать потомкам, что роль праотцев не ограничивается банальным воспроизводством. Разумеется, неоспоримо, что родители дают детям жизнь и передают им часть своих физических, психологических и духовных качеств. Однако, для того чтобы существовать, ребенок не нуждается в родителях непрерывно — повзрослев, он покидает отчий дом и продолжает жить после смерти родителей. С растениями же все иначе. Корни являются неотъемлемой и незаменимой частью растения, их основополагающее влияние должно быть постоянным, иначе растение погибнет. Аналогичным образом, наши праотцы и праматери служат вечным источником жизненной силы для всех последующих еврейских поколений.

Каждый еврей и каждая еврейка должны понимать, что являются интегральной частью великой «корневой системы» — нашей уникальной традиции, которая началась с праотцев и праматерей и продолжала разрастаться на протяжении веков, питая и поддерживая еврейский народ, названный Всевышним «ветвью насаждения Моего, делом рук Моих для прославления» Йешаяу, 60:21. .

К сожалению, есть евреи, которые, в силу различных причин, ничего не знают о своих корнях; более того, у некоторых из них эти корни настолько атрофировались, что существует опасность, что они совсем отомрут. Поэтому тем из нас, кто является здоровым «растением» со здоровыми «корнями», необходимо работать не покладая рук, чтобы оживить и укрепить еврейство в душах наших братьев, помочь им обрести вновь еврейское национальное самосознание и занять достойное место в «корневой системе» нашего народа.

И в этой героической работе по спасению душ еврейская женщина играет наиважнейшую роль, ибо она — очаг, основа дома, от которой в первую очередь зависит атмосфера в семье и особенно будущее детей. Соответственно, если еврейская девушка хочет стать достойной наследницей наших праматерей, ей следует посвятить себя этой великой цели; именно в качестве хранительницы еврейского очага она найдет наилучшее применение своим качествам характера, способностям и интеллекту.

Как уже было сказано, строительство еврейского дома ведется одновременно в двух направлениях: с одной стороны, женщине необходимо активно заниматься собственным духовным ростом и развитием, и в то же время она должна трудиться на благо сохранения традиции и духовного роста всего нашего народа, всячески способствуя распространению подлинных ценностей среди членов своей общины. Разумеется, прежде всего это касается тех областей, в которых вклад еврейских матерей и дочерей будет максимальным: я имею в виду кашрут, семейную чистоту, зажигание субботних свечей и т. д.

И еще один важный урок, который мы учим из аналогии с корнями и их ролью в растительном мире: в большинстве своем корни не окрашены в яркие броские цвета, и никто, начиная с них самих, не придает значения их внешнему виду. Корни выполняют свою работу скромно и самоотверженно, вдали от любопытных глаз. Так же должны делать свое дело и настоящие еврейки. В мире, где мода играет столь важную роль, где сиюминутному и суетному нередко отдают предпочтение перед вечным и незыблемым, наших достойных матерей и дочерей не заботит, что скажут посторонние люди об их выборе кроить свой дом по еврейским лекалам и вести себя везде и всегда в соответствии с законами нашей святой Торы. И даже если «прогрессивному» наблюдателю со стороны, рассматривающему нас с высоты вышеупомянутых представлений о жизненных приоритетах, наше мышление покажется старомодным, то нам есть что ему ответить. Мы, евреи, гордимся своими «старомодными» корнями, уходящими в прошлое; более того, мы везде и всегда стремимся в еще большей степени уподобиться истинным и первичным «корням» еврейского народа — того самого народа, который Всевышний назвал «царством священников и народом святым» Шмот, 19:6.
. 15 тевета 5739 (14 января 1979).

Еврейский високосный год Год, в котором не двенадцать, а тринадцать месяцев. Високосные годы необходимы для совмещения лунного и солнечного годичных циклов.
имеет особое значение для еврейских женщин, матерей и дочерей. Солнце и луна были сотворены как «два великих светила», однако каждое из светил получило свое место и свои функции См. Берешит, 1:16: «И создал Б‑г два светила великие: светило большее для владения днем и светило меньшее для владения ночью». . Луна отражает свет солнца и передает его далее. Именно благодаря тому, что передача солнечной энергии и солнечного света происходит не напрямую, а как бы исподволь, солнце влияет на наш мир наиболее безопасным и благоприятным для него способом, тогда как прямое взаимодействие оказалось бы для нас разрушительным.

Точно так же добродетельная еврейская жена обязана во многих отношениях «отражать и передавать» религиозный образ жизни мужа всем домашним. Таким образом она выполняет свою величайшую обязанность (и привилегию) — быть хозяйкой дома, хранительницей очага. Мало того, существуют области еврейской жизни, где женщины, в полной мере используя свои особые качества, могут достичь гораздо большего, чем мужчины.

Новомесячье адара I, 5730 (7 февраля 1970) 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Согласно указанию самой Торы, которую называют Торой жизни, следует действовать в соответствии со словами Писания: «Пути ее — пути приятные, и все стези ее — мир». И хотя в том, что касается иудаизма, нет и не может быть места компромиссу, для того чтобы воздействовать на ближнего и приблизить его к Торе, наибольшего и наискорейшего успеха можно добиться, лишь следуя указанному принципу. Нужно иметь достаточно терпения, чтобы говорить о еврействе снова и снова и ни в коем случае не злиться, если на первых порах от этих разговоров не будет никакого толку.

Благословение и мир

В большинстве случаев наша вера ослабевает отнюдь не из‑за того, что мы достигли более глубокого уровня постижения Торы в результате ее интенсивного изучения, — наоборот, утрата веры происходит тогда, когда Тора оказывается для нас помехой на пути к тем или иным физическим удовольствиям. Такова наша человеческая природа: стремясь успокоить свою совесть, мы ищем и находим изъяны в Торе Всевышнего…

Благословение и мир

Во всем, что касается практических законов, чем меньше человек спорит с собой, вместо того чтобы исполнять их с простой верой в Б‑га, тем легче и естественнее будет протекать его жизнь, тем больше в ней будет гармонии и счастья. Один из важнейших аспектов еврейской религии — служение Б‑гу в радости. Оно проявляется не только в соблюдении конкретных заповедей, например зажигании субботних свечей, но в каждом поступке, высказывании или мысли, которые должны быть посвящены Б‑гу и преисполнены радости — от того, что у нас есть возможность служить Творцу.