Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 13 августа 2020
Поделиться

Вы просите совета, как Вам повлиять на старого друга, который прежде был религиозным, но впоследствии его вера ослабла.

Думаю, Вы понимаете, что с помощью переписки Вам многого не достигнуть. Поэтому будет правильнее найти какого‑нибудь общего знакомого, живущего рядом с Вашим другом, чтобы тот мог влиять на него благоприятным образом. В этом случае переписка послужит для друга дополнительным стимулом, а общий знакомый будет держать Вас в курсе и время от времени советовать Вам наиболее подходящие темы для переписки.

В качестве общего наблюдения могу сказать по своему опыту, что в большинстве случаев вроде описанного Вами наша вера ослабевает отнюдь не из‑за того, что мы достигли более глубокого уровня постижения Торы в результате ее интенсивного изучения, — наоборот, утрата веры происходит тогда, когда Тора оказывается для нас помехой на пути к тем или иным физическим удовольствиям. Такова наша человеческая природа: стремясь успокоить свою совесть, мы ищем и находим изъяны в Торе Всевышнего…

В свете сказанного, думаю, лучше всего будет, если Вы прекратите всякие попытки обсуждать с Вашим другом духовные вопросы, убеждения и верования; вместо этого стоит попытаться привлечь его к повседневной деятельности, приносящей осязаемые плоды в этом материальном мире. Я имею в виду работу в еврейской общине, особенно в сфере кошерного еврейского образования, где он сможет собственными глазами видеть результаты своих трудов и воочию наслаждаться своими успехами. Всевозможные же дебаты на заданную тему будут иметь вторичное значение — они нужны лишь для того, чтобы ни один из его вопросов не остался без ответа.

Сказанное выше справедливо для большинства людей. Однако, безусловно, в каждом конкретном случае есть особые факторы, имеющие отношение к данному конкретному человеку, особенностям его характера и т. д. Поэтому любое действие, призванное повлиять на наших друзей, следует прежде обсудить с их близкими знакомыми, способными предсказать их реакцию на подобные усилия с нашей стороны.

Еще один момент: в ситуации, описанной Вами, очень многого могут добиться жена или невеста, причем не столько прямо, сколько опосредованно. А так как их также можно рассматривать в качестве «канала влияния», было бы хорошо, если бы ваши общие друзья как можно скорее нашли Вашему другу подходящую партию.

Кстати, что касается вопроса о «научных доказательствах» богоданности Торы, которые, судя по всему, беспокоят Вашего друга: как ни странно, лучшим доказательством по‑прежнему является древнейшее из всех: что Тора передавалась из поколения в поколение благодаря непрерывной цепочке традиции, начиная с Б‑жественного откровения на горе Синай См.: Авот, 1:1: «Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа, Йеошуа — старейшинам, старейшины — пророкам, а пророки передали ее мужам Великого собрания». О традиционных представлениях о передаче традиции см., напр.: М. Пантелят. От Синая до наших дней. История передачи Устной Торы. Иерусалим, Швут Ами, 1996. , свидетелями чего стали шестьсот тысяч еврейских мужчин (всего несколько миллионов евреев), и вплоть до наших дней. Не может быть более убедительного научного доказательства, чем тот факт, что Синайское откровение подтверждается таким количеством свидетельств на протяжении многих поколений.

26 тамуза 5725 (26 июля 1965)

Шабат в Иерусалиме. Фрагмент.

Несмотря на то что я подробно обсудил все это с Вашим мужем, который, несомненно, передаст Вам мое мнение, я хочу изложить в письменном виде по крайней мере несколько моментов, в надежде, что это письмо поможет Вам позитивнее смотреть на некоторые вещи, о которых Вы упомянули в своем письме.

Прежде всего… счастливы те, кто оказался в команде моего тестя, благословенной памяти, и удостоился выполнять его поручения. Чем более ответственными являлись это поручения, тем большая награда уготована Вам за их выполнение и в этом мире, и в Мире грядущем.

В своем письме Вы затронули ряд вопросов, касающихся отношения и мнений других людей, которые Вас не ценят и т. д. Все это Вы воспринимаете очень болезненно, так что в результате у Вас возник вопрос, а имеет ли вообще какие‑либо преимущества нынешняя должность Вашего мужа по сравнению с его прежним местом работы. Однако, как я уже объяснил Вашему мужу, тот разрыв, который Вы видите между предыдущей и нынешней его деятельностью, является не количественным, но качественным и не имеет прямого отношения ни к месту, ни к окружению, а связан непосредственно с характером его работы. Прежде Ваш муж служил наемным работником, клерком, если угодно, а работа клерка, безусловно, имеет ряд преимуществ. Рабочий график клерка строго нормирован, поэтому, закончив свои дела в определенный час, он может выбросить работу из головы, зная, что вся ответственность так или иначе лежит на его начальстве, — от него же требуется лишь наилучшим образом выполнять свои обязанности и ни о чем более не беспокоиться, ни за что не отвечать и т. д. Мало того, такой вид деятельности практически не вызывает зависти у других людей, не является слишком нервным и не требует от нас дополнительных обязательств.

С другой стороны, в тот момент, когда человек оказывается на руководящей должности, на нем лежит вся ответственность, ведь именно он принимает решения. И когда он делает свою работу охотно и с энтузиазмом, это может вызвать зависть. Зависть же — это психологическое состояние, порождающее у завистника всевозможные негативные ощущения и толкающее его на поступки, которые нередко являются необдуманными и несправедливыми и о которых сам завистник впоследствии сожалеет. Помимо этого, руководящая должность подразумевает личные обязательства, а обязательства, как мы знаем, отнюдь не способствуют душевному равновесию.

Очевидно, что человек, чьих способностей хватает только на то, чтобы выполнять почасовую работу на чужом производстве, едва ли должен стремиться к большему, — если быть клерком — это все, чего он может достичь, то этим ему и стоит удовлетвориться. Однако, если тот, кто может быть начальником и руководить ответственными проектами, ограничится работой клерка, это будет величайшей несправедливостью даже для него самого, не говоря уже о других людях. В Писании сказано: «Во многой мудрости много печали» Коэлет, 1:18.
 — чем мудрее человек, чем большего он достиг, тем больше трудностей неизбежно возникает в его жизни. Разумеется, можно сказать: «Не хочу быть наверху, буду лучше внизу и избегну проблем». Но это все равно что сказать: «Не хочу быть человеком, хочу быть животным и не знать горестей, связанных с человеческой жизнью».

Выше мы привели соображения общего толка. Если же мы теперь вспомним, что в нашем случае речь идет о конкретной работе по распространению и укреплению иудаизма, мы поймем, насколько подобный пассивный подход проблематичен. Наши мудрецы говорили, что Тора начинается со слова «берешит» («в начале»), поскольку весь мир сотворен только ради Торы, которую называют «решит» («началом»). Если мы действительно осознаем, что воспитание еврейских мальчиков и девочек является жизненно важной целью не только для них самих, но и для всех будущих поколений, то нам станет понятно дополнительное прочтение стиха: «Берешит бара Элоким эт а‑шамаим ве‑эт а‑арец» («В начале создал Б‑г небо и землю»), а именно: «Б‑г создал небо и землю ради народа Израиля, названного “решит” (“началом”)» См. Раши на Берешит, 1:1: «Ради Торы, нареченной “началом (‘решит’) пути Его” (Мишлей, 8:22), и ради Израиля, нареченного “начатком (‘решит’) плодов Его” (Ирмeяу, 2:3)».
.

Есть и еще одна немаловажная деталь, о которой нам не следует забывать: эту работу Вы с мужем осуществляете в стране, где иудаизм еще молод В Австралии.
и где от вас обоих потребуется стать настоящими первооткрывателями, ибо вам предстоит преобразовать всю еврейскую жизнь этого далекого континента. Подумайте только, какой вызов брошен вашей изобретательности и какие головокружительные возможности открывает эта работа для подходящего человека!

И наконец, самое главное. Следует помнить, что: «Г‑сподь утверждает шаги человека, если путь его угоден Ему» Теилим, 37:23.
, как это подробно разъясняется у Бешта и Алтер Ребе. Если Провидение толкает еврея или еврейку в определенном направлении и их путь доставляет радость Всевышнему, неудивительно, что дурное начало будет искать любую возможность и использует все средства, дабы охладить их энтузиазм и максимально их обескуражить. Ибо чем больше достижения человека в сфере святости, тем сильнее сопротивляется его духовному продвижению «другая сторона» «Другой стороной» («ситра ахра») в каббалистической и хасидской традиции называются силы зла и нечистоты.
.

Что касается того, чего можно достичь, я упомянул в разговоре с Вашим мужем о похожем случае, когда отец моего тестя послал двух евреев в Грузию, которая представляла собой тогда удаленный и заброшенный регион С еврейской точки зрения, в отличие от большинства стран Восточной Европы, в Грузии в то время не было ни крупных центров изучения Торы, ни известных талмудистов.
. Так вот, эти эмиссары настолько преобразили всю тамошнюю еврейскую жизнь, что и сегодня, сорок пять лет спустя, мы встречаем в Нью‑Йорке внуков тех грузинских евреев, и все они скрупулезно соблюдают заповеди и являются преданными хасидами. Однако здесь есть существенная разница: те два еврея, возродившие еврейскую жизнь в Грузии, не имели помощников, так как были в своем деле первопроходцами. Им нужно было начинать с нуля, тогда как вы с мужем, приехав в Австралию, нашли там группу анаш Аббревиатура «аншей шломейну» (букв. «люди, которые в мире с нами») — популярное самоназвание хасидов Хабада. , в значительной степени подготовивших почву для вашей работы, при всем том, что еще немало предстоит сделать. Я убежден, что англоязычные люди из Америки лучше всего справятся с поставленными задачами, поскольку австралийское общество похоже на американское.

Приведя все эти соображения, я прямо сказал Вашему мужу: во всем, что касается продолжения вашей работы в Австралии, вам, разумеется, предоставляется полная свобода действий, как это было и до вашего переезда в Австралию, во времена, когда вы все еще проживали в Бруклине и в Буффало. Вы вправе сами решать, оставаться ли вам в Австралии по окончании трехлетнего периода или же вернуться назад, к более легкой работе. В Америке Ваш муж сможет снова получить ту же должность в ешиве, которую он занимал прежде. Более того, я заверил Вашего мужа, что, какое бы решение он ни принял, с моей стороны не последует ни обид, ни упреков. Важно то, что, для того чтобы задача была выполнена, работать следует добровольно, без принуждения. Однако, с другой стороны, я не исполню своего долга, если не укажу на принципиальную разницу между двумя этими видами деятельности…

P. S. Все, что было сказано о работе Вашего мужа, в полной мере касается и Вашей работы по распространению иудаизма среди женщин Хабада — пусть и не в такой степени, поскольку среди хабадниц есть несколько женщин, обучавшихся в Америке. Однако нет нужды объяснять, что у Вас есть преимущество перед ними — ведь Вы были близки с моим тестем и пили живую воду Торы непосредственно из его источников, тогда как другие хабадницы Астралии получали информацию только из вторых‑третьих рук.

11 хешвана 5721 (1 ноября 1960) 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Во всем, что касается практических законов, чем меньше человек спорит с собой, вместо того чтобы исполнять их с простой верой в Б‑га, тем легче и естественнее будет протекать его жизнь, тем больше в ней будет гармонии и счастья. Один из важнейших аспектов еврейской религии — служение Б‑гу в радости. Оно проявляется не только в соблюдении конкретных заповедей, например зажигании субботних свечей, но в каждом поступке, высказывании или мысли, которые должны быть посвящены Б‑гу и преисполнены радости — от того, что у нас есть возможность служить Творцу.

Благословение и мир

Совершенно очевидно, что, если бы человек жил достаточно долго и имел необходимые способности, чтобы без помех и ошибок ставить всевозможные эксперименты, он, безусловно, пришел бы к тем же выводам, которые мы находим в Торе, дарованной нам Б‑гом, — о необходимости соблюдать субботу, есть только кошерное и т. д. Однако, как уже было сказано, Всевышний, в Своей бесконечной милости, оградил нас от этих хлопот, равно как и от возможных ошибок, и дал нам все результаты в готовом виде, поскольку любит всех людей, как тех, кто обладает способностями к исследованиям, так и тех, кто их лишен.

Благословение и мир

Тот факт, что человеческий разум неспособен понять ту или иную вещь, свидетельствует лишь о его ограниченности, а мы давно знаем, что Всевышний непостижим для тех, чье постижение зависит от органов чувств. Разумеется, мы не станем здесь возвращаться к вопросу, над которым и евреи, и неевреи бьются с начала времен и который не разрешен и сегодня. Я убежден, что верующий теряет веру вовсе не из‑за этих докучливых вопросов. Напротив, утратив веру, он пытается успокоить свою совесть, сосредоточившись на этой проблеме.