Что стояло за «святым молчанием» папы Пия XII во время Холокоста?
В 2019 году папа Франциск объявил, что 2 марта 2020 года он откроет архивы Ватикана времен понтификата Пия XII. Это долгожданное решение, так как на протяжении десятилетий бурлили споры о бездействии Пия XII в отношении спасения евреев во время Холокоста.
Действительно, канонизация Пия XII была отложена — если не полностью сорвана — из‑за вопросов о его нежелании использовать моральное влияние церкви в этот мрачный период. «Церковь не боится истории», — заявил папа Франциск в своем официальном объявлении о запланированном открытии архивов. Архивариусы Ватикана во главе с епископом Серджио Пагано, префектом тайных архивов Ватикана, годами готовились к этому досрочному открытию (архивы обычно открываются спустя 70 лет после смерти понтифика). В дополнение к секретным архивам Ватикана, недавно переименованным в апостольские архивы Ватикана, будет открыт ряд других архивов времен понтификата Пия XII с 1939 по 1958 год. Ученым понадобятся годы, чтобы пролистать примерно 17 млн страниц документов, которые, как ожидается, будут рассекречены.
Тем временем общественность может узнать больше о событиях, отраженных в этих документах, из нового фильма «Святое молчание», премьера которого состоялась 21 января на Еврейском кинофестивале в Майами. Режиссер Стивен Прессман начал работу над «Святым молчанием» в 2017 году, не принимая во внимание возможное открытие секретных архивов Ватикана. Тем не менее он явно рад благоприятным срокам завершения и выхода фильма: «Честно говоря, утром 2 марта 2019 года я проснулся, услышал новости об открытии архивов через год и почувствовал панику… Но потом понял, что время действительно хорошее и мне очень повезло».
Прессман, живущий в Сан‑Франциско, стал известен благодаря своему первому документальному фильму о нацистской Германии «50 детей». Он мало что знал о позиции Ватикана в годы Второй мировой войны. Однако обнаружил, что тема Пия XII и Холокоста была освещена в книгах, но не в кино. 64‑летний Прессман в процессе своего исследования обращался ко многим экспертам. Комментарии по крайней мере дюжины ученых, журналистов и представителей духовенства включены в его фильм наряду с архивными киноматериалами и несколькими реконструкциями. Чтобы обеспечить уникальный взгляд на проблему, Прессман обратился к американской позиции по поводу этой истории.
Он фокусируется на американских деятелях — священнослужителях, политиках и чиновниках, которые пытались влиять на Ватикан в 1930‑х годах и во время войны. Прессман также исследует влияние доморощенного антисемитизма, к примеру Чарльза Кофлина, на американских католиков и на американо‑европейские отношения. Главный вопрос, поставленный «Святым молчанием»: сделал ли Пий XII все, что мог, чтобы противостоять нацистской Германии и спасти евреев? Ответ однозначно отрицательный, исходя из большинства точек зрения, высказанных опрошенными экспертами. «Я был полон решимости не снимать фильм, который выглядел бы как атака на католическую церковь, хотя фильм все‑таки критически относится к Пию XII», — сказал Прессман.
Сьюзан Браун‑Флеминг, директор международных академических программ в Американском мемориальном музее Холокоста и автор книги «Холокост и католическая совесть», заявляет в этом фильме, что нацистским лидерам было бы безразлично, что сказал папа. Тем не менее Пий XII мог сделать больше, воззвав к морали граждан рейха. «Я думаю о 21 млн немецких католиков, которые должны были сотрудничать с нацистским режимом и поддерживать его, чтобы он функционировал. Возможно, они вели бы себя по‑другому. Возможно, они приютили бы еврейскую семью. Возможно, они по‑разному отреагировали бы на приказ на поле битвы или на нацистского головореза в их районе, или когда их собственная церковь подверглась нападкам», — говорит Браун‑Флеминг.
Прагматичное решение?
Папа верил, что нацисты выиграют войну и в результате будут контролировать бóльшую часть Европы. Поэтому американские просьбы о поддержке союзников не были услышаны. В своих публичных заявлениях и радиообращениях понтифик осуждал насилие и выражал сожаление по поводу его жертв, но прямо не упоминал евреев. В одном из своих выступлений он умолял воюющие стороны не бомбить художественные и архитектурные сокровища Рима и Ватикана, но не особо заботился о защите людей. В фильме упоминается, что в настоящее время нет четких доказательств того, что Ватикан предупреждал евреев о надвигающейся депортации, когда Германия оккупировала Италию в 1943 году, или что папа издал распоряжение католическим учреждениям о предоставлении убежища евреям.
Однажды, 16 октября 1943 года, 1259 евреев были арестованы буквально в нескольких метрах от Ватикана.
Пий XII рассматривал свою роль как роль миротворца. В послании президенту США Франклину Д. Рузвельту он писал: «Будучи викарием князя мира на Земле, мы посвятили наши усилия и нашу заботу цели поддержания мира, а затем его восстановления. Не обращая внимания на кратковременное отсутствие успеха и связанные с этим трудности, мы продолжаем идти по пути, намеченному для нас нашей апостольской миссией».
Однако есть и второй не менее важный вопрос, который заключается в том, не пошла ли бы история по‑другому, если бы предшественник Пия XII, Пий XI, не умер в феврале 1939 года, когда он собирался представить проект энциклики, осуждающей расизм и антисемитизм, ассамблее епископов. Пий XI, который в конце жизни изменил свое отношение к противостоянию антисемитизму и фашизму, на протяжении 1920–1930‑х годов полагался на советы своего государственного секретаря, кардинала Эудженио Пачелли, который впоследствии стал папой Пием XII.
Пачелли много лет жил в Германии и представлял Ватикан, поэтому был расположен к этой стране. «Не было никаких доказательств того, что Пий XII был антисемитом, но он был явно прогермански настроен», — заявил Питер Эйснер, журналист и автор книги «Последний крестовый поход папы: как американский иезуит помог кампании папы Пия XI остановить Гитлера». В первой половине «Святого молчания» Прессман рассказывает, как Пий XI тайно вызвал в 1938 году американского священника‑иезуита Джона Лафаржа, известного своей активностью против расизма и антисемитизма. Папа Римский попросил Лафаржа подготовить энциклику, которая эффективно противостояла бы всему, что отстаивали Гитлер и нацистская Германия. Лафарж так и сделал и отдал текст лидеру иезуитов, чтобы тот передал его Пию XI. Затем все стихло. Прошли месяцы, а Лафарж ничего не слышал от папы.
«Половина Ватикана была против энциклики», — отметил Эйснер, объясняя, почему ей потребовалось так много времени, чтобы добраться до стола Пия XI. Пий XI умер 10 февраля 1939 года, незадолго до того, как должен был представить свою энциклику епископам и добиваться ее принятия. Был избран Пий XII, и, согласно «Святому молчанию», проект энциклики был уничтожен. История, достойная Шерлока Холмса. Но это не совсем то, что произошло на самом деле. Эйснер рассказал, что в начале 1970‑х годов священник‑иезуит, работавший в Джорджтаунском университете с документами, оставленными Лафаржем после его смерти в 1963 году, обнаружил черновик энциклики. Затем, в 1995 году, во Франции была опубликована книга на основе обнаруженного документа. Однако, когда Эйснер отправился на поиски энциклики в Джорджтаун, ее там не оказалось. Он обнаружил ее в Бостонском колледже. Священник Эдвард Стентон забрал бумаги Лафаржа из Джорджтауна в 1980‑х годах и умер от сердечного приступа прежде, чем вернул их.
«Я нашел оригинальный проект на английском языке и письмо от Лафаржа к папе Пию XI с вопросом, что с ним происходит», — сказал Эйснер. После инаугурации Пия XII Лафаржу было приказано уничтожить проект энциклики и никому не рассказывать об этом. Много лет он молчал, но за несколько месяцев до смерти рассказал своим коллегам‑иезуитам всю эту историю. По словам Эйснера, немецкие и французские версии проекта энциклики также сохранились в архивах Ватикана, но все документы, касающиеся написания и планов документа, были уничтожены. Энциклика, возможно, спасла бы миллионы жизней. Эйснер не единственный, кто полагает, что Пий XI издал бы энциклику и что это могло бы иметь большое значение для некоторых европейских евреев.
Изучив то, что стало известно как «спрятанная энциклика», The National Catholic Reporter 15 декабря 1972 года опубликовал статью, в которой говорилось: «Учитывая, что Гитлер только начал переходить к полномасштабному преследованию евреев и еще не начал планировать их истребление; учитывая, что Италия только начала копировать германские расовые законы; учитывая преследования евреев на протяжении всей истории; учитывая трудности, особенно в Европе, начало аналогичного широкомасштабного нападения на католиков и учитывая моральный вес папства, особенно в этот исторический момент , — учитывая все это, мы должны сделать вывод, что публикация энциклики в то время, когда она была написана, могла спасти сотни тысяч, возможно, миллионы жизней». Конечно, мы никогда не узнаем наверняка, что случилось бы. Но открытие секретных архивов Ватикана времен понтификата Пия XII, надеемся, даст ответы на вопросы, на которые ученые до сих пор не смогли ответить.
Браун‑Флеминг входит в группу из пяти человек из Мемориального музея Холокоста, которая отправилась в Рим 2 марта. У нее много вопросов, в основном они сводятся к тому, что знали папа Пий XII и святой престол, когда они это узнали и что предприняли. Бездействие папы говорит громче, чем слова на 17 млн страниц, которые скоро будут рассекречены. Но, безусловно, появится подробная информация, которая расширит и углубит наше понимание того, что на самом деле произошло. Возможно, историки раскроют правду: Пий XII просто защищал церковь или им двигала антисемитская враждебность? Это вопрос, который зрители всех вероисповеданий смогут обдумать, когда посмотрят фильм Прессмана и станут размышлять о цене молчания.