Свет в Жироне
На днях я побывал на открытии синагоги в Жироне. Тут интересная история: евреев из этого каталонского города изгнали еще даже до Инквизиции: 700 лет назад вспыхнула эпидемия чумы, власти, как водится, обвинили евреев в распространении болезни и изгнали их из города. А сейчас евреи из нашей московской общины летают туда на летний отдых. И один из них, всем известный и уважаемый Вячеслав Аминов, предложил восстановить в городе синагогу.
В Средние века Жирона была важным центром еврейской жизни — там, между прочим, жил Рамбан, до сих пор на одной из улиц стоит его дом, превращенный в музей. В этом музее я был несколько лет назад на конференции. Помню, иду по улице, вижу старое здание, а в дверной притолоке до сих пор сохранилась дырка от прибитой некогда мезузы! Семь веков прошло, а след остался…
И вот сейчас приезжаю в город вновь, наши евреи ведут меня в здание, которое арендовано под синагогу, — и что же я вижу?! Это соседний дом с тем, где до сих пор виден след от мезузы на двери! Нет, думаю, таких совпадений не бывает: что меня здесь ждет?
Вхожу в дом — и сразу такое чувство, что когда‑то в этих стенах протекала еврейская жизнь. И не просто еврейская жизнь — в конце концов, если на соседнем доме была прибита мезуза, логично предположить, что здесь тоже могли жить евреи, — но жизнь интенсивная, духовная, здесь учили Тору и, может быть, даже писали к ней комментарии… Разумеется, доказательств у меня нет, внутри дом десятки раз перестраивался, сейчас там вообще всё современное, — но эта особая еврейская аура ощущалась с каждой минутой все более явственно.
Сначала я спросил у наших евреев, что им известно о доме: оказалось, только то, что рассказывают местные жители, а они о еврейской Жироне еще в Средние века позабыли. Но потом приехал раввин из Барселоны, — тоже для участия в открытии синагоги, — и сообщил, что в этом доме в стародавние времена жил отец знаменитого испанского раввина Бааль а‑Маора!
Бааль а‑Маор — «владыка светила», или «владыка сияния», на нашем святом языке…
Как раз на этой неделе мы читаем в Торе о том, как Б‑г дал заповедь Аарону зажигать в Храме менору. В мидраше мы находим такое пояснение: когда евреи поставили первое святилище, еще в пустыне, в его возведении принимал участие весь народ, а Аарону дела не нашлось. И тогда Б‑г возложил на него самое главное: зажечь менору. А почему же это дело самое главное — важнее, чем жертвоприношения, воскурения и все остальное, что делалось в Храме? Потому что главная задача, которую Г‑сподь возложил на нас в этом мире, — добавлять света, нести его туда, где господствует тьма.
И вот я стоял в доме, где в незапамятные времена жил отец раввина «Владыки сияния». Потом на протяжении веков там царила тьма. А теперь свет пришел вновь — открылась синагога! И, что особенно приятно всем нам, свет этот принесли именно евреи из России. Сколько лет им самим приходилось жить во мраке, когда безбожная власть запрещала учить Тору и соблюдать заповеди! А теперь — всего какая‑то четверть века прошла с тех пор, как еврейская жизнь вышла из‑под запрета, — и российские евреи уже сами стали «баалей а‑маор» — несут свет в другие земли, в дальние страны…