Ученые из Тель-Авивского университета нашли биомаркеры, которые могут помочь диагностировать раннюю стадию болезни Паркинсона
Исследователи из Тель-Авивского университета вместе с коллегами из Великобритании и Германии сообщили, что нашли у мышей биомаркеры, которые помогают обнаруживать накопление белка, связанного с развитием болезни Паркинсона. Они утверждают, что это открытие может помочь в раннем выявлении и лечении паркинсонизма, помогая потенциально «значительно задержать» прогрессирование изнурительной болезни.
Болезнь Паркинсона — это нейродегенеративное заболевание, поражающее все: от речи и походки до пищеварения, сна, контроля над импульсами и познания. Современные методы лечения способны облегчить некоторые симптомы, но до сих пор лекарства от этой болезни, от которой страдают около миллиона американцев и 10 миллионов человек во всем мире, нет. К тому времени, когда у пациента обычно диагностируют болезнь Паркинсона, от 50 до 80 % клеток в части мозга, называемой черной субстанцией, которая отвечает за координацию движений, уже мертвы, возможно, из-за развития токсичности в результате накопления — или агрегации — белка альфа-синуклеина, что является признаком болезни.
Изучая образцы мозга мышей, пораженных этой болезнью, исследователи использовали микроскопы сверхвысокого разрешения, чтобы найти «новые биомаркеры, связанные с прогрессированием заболевания», – сказал профессор Ури Ашери, глава Школы нейробиологии им. Сагола и Джордж С. Вайза, факультета наук о жизни в Тель-Авивском университете, который стал соавтором доклада. Эти «биомаркеры» появляются на очень ранних стадиях накопления белка, пояснил он, что раньше было невозможно обнаружить с помощью обычных микроскопов, «и, следовательно, это может позволить начать лечение на ранних стадиях заболевания».
Исследование было опубликовано 5 июня в журнале Acta Neuropathologica.
«Вместе с нашими коллегами в Кембриджском университете, которые вывели специальную модель мыши с болезнью Паркинсона, мы смогли обнаружить различные стадии агрегации этого белка», – говорится в заявлении Ашери. «Мы связали агрегацию с ухудшением потери нейрональной активности и нарушениями в поведении мышей». Результаты «чрезвычайно важны», говорит соавтор доктор Дана Бар-Он из Школы нейробиологии им. Сагола, потому что, если накопление белка может быть обнаружено на ранней стадии, врачи смогут контролировать влияние лекарств на эту агрегацию. «Мы надеемся, что это исследование может быть использовано для ранней диагностики болезни Паркинсона у пациентов».
В телефонном интервью Ашери сказал, что исследователи затем вводили больным мышам новое лекарство, разработанное в Институте Макса Планка в Геттингене и Мюнхенском университете им. Людвига Максимилиана, которое способно подавлять агрегацию этого белка. По его словам после того, как мыши лечились этим препаратом в течение нескольких месяцев, произошло «очень значительное» улучшение их состояния. Моторика у больных мышей «изменилась», сказал он, и уровень дофамина, нейромедиатора, участвующего в тонкой настройке движения организма, который у пациентов с болезнью Паркинсона является низким, восстановился. Произошло «восстановление нарушенных двигательных функций», сказал он.
После лечения, когда исследователи посмотрели на биомаркеры у больных мышей, они увидели, что им удалось «избавиться от токсического накопления». «Мы уменьшили избыток белка». «Это значительный шаг вперед в исследовании болезни Паркинсона», – добавил он.
Что дальше?
Следующим шагом, по словам Ашери, является попытка обнаружить эти биомаркеры неинвазивным способом у пациентов с болезнью Паркинсона и у членов их семей. «Обнаруживая агрегаты с использованием минимально инвазивных методов у родственников пациентов с болезнью Паркинсона, мы можем обеспечить раннее выявление болезни и оперативное вмешательство, а также возможность отслеживать и лечить заболевание еще до того, как симптомы будут видны», – сказал он. Идея состоит в том, чтобы «обнаружить заболевание на ранней стадии, неинвазивно, без необходимости брать образцы мозга, чтобы найти биомаркеры. Мы хотим выявлять эти биомаркеры, возможно, в коже, крови или других жидкостях».
По его словам, дальнейшее развитие этого проекта зависит от «объема инвестиций», которые теперь будут вложены в эту тематику. «Но это возможно, это возможно», – добавил он.