Поклонники Орбана или нет, венгерские евреи встречают визит премьер-министра Израиля с оптимизмом
Андраш Хейслер, президент политически и религиозно прогрессивной Федерации еврейских общин в Венгрии (Mazsihisz), борется с правым правительством премьер-министра Виктора Орбана. Удивительно, но, когда речь идет о предстоящей 18 июля поездке венгерского премьера в Израиль – продолжение визита в Будапешт в прошлом году премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху – Хейслер не жалеет о политических дивидендах, которые Орбан, несомненно, будет пожинать дома, благодаря его постоянно улучшающиеся отношения с еврейским государством.
Фактически, сказал Хейслер «Times of Israel» на прошлой неделе, визит будет «хорош для евреев». «Это хорошо для венгерского правительства – Израиль – сильная страна, и это победа для внешней политики премьер-министра Орбана. Это хорошо для Израиля, если Венгрия, страна-член ЕС, является про-израильской. Если это хорошо для Венгрии и полезно для Израиля, то поскольку я венгерский еврей — это хорошо для меня, и это хорошо для еврейской общины», – сказал Хейслер. С этим соглашается даже член еврейской общины, который часто резко выступает против Хейслера.
Главный раввин Объединенной венгерской еврейской общины (EMIH) Шломо Кёвес является более правым политически, более религиозно строгим (EMIH связан с хасидским движением «Хабад») и имеет более теплые отношения с правительством Орбана. Но нынешняя поездка Орбана дает пример консенсуса между двумя лидерами общины. «Когда премьер-министр страны открыто восхваляет еврейское государство и лидера еврейского государства, я не думаю, что есть еще один инструмент, который более эффективен для снижения антисемитизма местного населения», – сказал Кёвес Times of Israel.
Недавние события подтверждают те тенденции, которые Хейслер и Кёвес обнаруживают после визита Нетаньяху в прошлом году: Венгрия неоднократно защищала Израиль на мировой арене, и недавно опубликованные исследования говорят о снижении уровня антисемитизма в стране. Недавний опрос, опубликованный социологом профессором Андрашем Ковачем, показал, что в абсолютном выражении антисемитизм в Венгрии снижается с 1999 года, хотя значительное меньшинство населения продолжает придерживаться антисемитских взглядов. Исследование было продолжением семантического изыскания, проведенного Ковачем два десятилетия назад и считается наиболее авторитетным исследованием состояния венгерского еврейства со времен Холокоста.
Физические нападения на евреев практически отсутствуют, возможно, из-за того, что Кёвес назвал политикой «нулевой терпимости» по отношению к антисемитизму со стороны правительства Орбана. «Самое главное – физическое благополучие еврейской общины, чувство безопасности в нашей повседневной жизни», – сказал Кёвес. Хейслер, хотя и более сдержанный, согласен с тем, что в прошлом году наблюдалось некоторое улучшение, поскольку правительство «ФИДЕС» работает над изгнанием антисемитов из своих рядов. «Есть некоторые примеры прогресса, – сказал Хейслер. «Когда вице-спикер Национального собрания хотел присутствовать на церемонии в церкви, посвященной нацистскому союзнику Миклошу Хорти в Международный день Холокоста, после некоторого давления церемония была отменена».
«Новые подзаконные акты Венгрии требуют от властей защиты «христианских ценностей», что было проблемой для еврейской общины … мы довели это до сведения правительства, и теперь – вчера, например, – министр иностранных дел был на мероприятии в День независимости в американском посольстве, и он рассказывал об иудео-христианских ценностях», – сказал он. Но, несмотря на численное снижение антисемитских инцидентов, исследование говорит, что еврейская община субъективно ощущает антисемитизм более остро и фактически воспринимает его как растущий.
Проблема с Соросом
Тема антисемитизма давно преследует Орбана. В год, предшествующий этим апрельским выборам, Орбан начал кампанию по борьбе с иммиграцией, которая была сосредоточена на еврейском миллиардере Джордже Соросе, и которую многие считают, по крайней мере, косвенно, антисемитской. В ее рамках были рекламные щиты с фотографиями, демонизирующими смеющегося Сороса, что, по словам Хейслера «вызывало плохие чувства среди нас, евреев». Являясь представителем широкого круга венгерских евреев, Хейслер не в состоянии удерживать свое недовольство этим.
Когда Нетаньяху и Орбан совершили совместный визит в знаменитую Будапештскую синагогу на улице Дохань, Хейслер раскритиковал их в своем вступительном слове, сказав, что Нетаньяху недостаточно делает для борьбы с кампанией, и сказав Орбану, что «евреи Венгрии начинают жить в страхе». Некоторые, в том числе Кёвес, заявили, что сообщения об эпизодах антисемитизма, возможно, имели политические мотивы. Исследование, проводимое ежегодно Фондом действий и защиты (TEV), показало, что только два процента венгров связывают Сороса с евреями. «Сорос в их глазах не является символом еврея, а скорее грубым капиталистом», – сказал Кёвес. Возможно. Но в выступлении перед выборами в марте этого года Орбан играл на исторических антисемитских клише, когда сказал толпе в 100 000 человек: «Мы сражаемся с врагом, который отличается от нас. Не открыто, а прячется; не простой, но лукавый; не честный; не национальный, а международный; не верит в работу, но спекулирует деньгами; не имеет своей родины, но чувствует, что ему принадлежит весь мир».
Орбан обвиняется в том, что он защищает и удерживает свою популярность благодаря сочетанию кумовства, жесткого контроля над средствами массовой информации и тактике запугивания, сосредоточенной в основном вокруг проблемы иммиграции, среди прочего. Критики также говорят, что Орбан закрывает глаза на антисемитизм и другие формы ксенофобии, чтобы не отсекать от себя правых и националистических избирателей.
Но, несмотря на критику, что он общается с лидером, которого называют «диктатором» Венгрии, Нетаньяху действительно видит результаты для Израиля, когда дело доходит до его дружбы с Орбаном. 3 июля Венгрия была соавтором резолюции на 38-й сессии Совета ООН по правам человека (UNHRC), осуждающей антисемитизм. Это заявление было поддержано 21 страной. Соединенные Штаты, которые долгое время считались одним из немногих союзников Израиля в этом органе, объявили о своем выходе из состава СПЧ ООН в прошлом месяце из-за постоянной анти израильской предвзятости, которую госсекретарь США Майк Помпео назвал «упражнением в бесстыдном лицемерии». Всемирный еврейский конгресс помог создать и подтолкнуть инициативу, которую принял министр иностранных дел Венгрии Петер Сийарто в сотрудничестве с Хейслером, который также является вице-президентом WJC.
Венгрия воздержалась от голосования в декабре 2017 г. на Генеральной Ассамблее ООН, которая осудила признание Иерусалима столицей Израиля Дональдом Трампом, а также на майском голосовании за резолюцию СПЧ, предлагавшую провести расследование насилия на израильской границе с Газой. И, вместе с Чехией и Румынией Венгрия работала над тем, чтобы заблокировать заявление ЕС, в котором критиковалось решение Трампа о переводе посольства США в Иерусалим. Со своей стороны, в прошлом году министерство иностранных дел Израиля отказалось от призыва прекратить кампанию против Сороса, высказанного послом в Венгрии Йосси Амрани. «Это заявление ни в коем случае не предназначалось для делегитимизации критики Джорджа Сороса, который постоянно подрывает демократически избранные правительства Израиля, финансируя организации, которые порочат еврейское государство и стремятся лишить его права защищаться», сказал представитель МИД Эммануэль Нахшон.
Если вопрос о Соросе разделяет евреев Венгрии, это всего лишь проявление более глубоких расколов внутри общины. На первый взгляд, раскол между реформистами и ортодоксами – касается вопроса, что хорошо для еврейской общины. Но на самом деле он сводится к тому, что такое еврейская община», – сказал Кёвес. «В США многие евреи выступают против Трампа несмотря на то, что он довел американо-израильские отношения до невиданного ранее максимума, потому что, по их мнению, он правый, гомофоб, враг социальной справедливости. И, по их мнению, еврейская идентичность в большей степени относится к этим ценностям, чем к благополучию и поддержке Израиля», – сказал он.
«Существует еще одна часть еврейской общины, которая является более традиционной, более консервативной, и, как правило, более религиозной, которая имеет более сильную эмоциональную и идеологическую привязанность к Израилю. Мы должны придерживаться наших ценностей, а благосостояние Государства Израиль и традиционные еврейские ценности находится на вершине наших приоритетов», – сказал Кёвес. «Речь идет не о расколе диаспоры и Израиля, а о религиозном вопросе», – сказал Кёвес. «Ядро проблемы действительно в том, что значит быть евреем. Это философский, этический, метафизический вопрос, каждый человек имеет право верить в то, во что он верит, и бороться за это». Эта дихотомия распространяется и на отношения между Израилем и диаспорой, – тема, выдвинутая на передний план Орбаном поездка в Иерусалим.
В прошлом году в своей вступительной речи в синагоге Дохани Хейслер ссылался на растущую капризность израильского раввината в принятии решения о легитимности религиозных церемоний, проводимых за рубежом. «Почему мы больше недостаточно хорошие евреи для Израиля?» – спросил он Нетаньяху. Подавляющее большинство людей в Венгрии, открыто идентифицирующих себя как евреев, принадлежат к неологам, течению, тесно связанному с консервативным движением. Ортодоксальный раввинат Израиля отказывается признавать законность церемоний, проводимых каким-либо иным течением иудаизма, что является проблемой для евреев диаспоры во всем мире.
Опрос Харриса 2003 года показал, что две трети американских евреев-общины, которая соперничает с Израилем по размеру, – идентифицируют себя как деноминации, отличные от ортодоксальных. Только 22% идентифицировали себя как ортодоксы. Год спустя Хейслер смягчил свою критику в разговоре с The Times of Israel. «В прошлом году я говорил о важности связи между двумя странами, о еврейских общинах, являющихся мостом между двумя странами, и я высказал незначительные критические замечания, о что нам бы хотелось немного больше, как евреям диаспоры, от израильского правительства. Но эта часть выступления получила наибольшее внимание», – сказал Хейслер.
Хейслер отметил, что после поездки в Будапешт Нетаньяху подтвердил приверженность Израиля еврейской диаспоре в своей речи в Вашингтоне, округ Колумбия. С другой стороны, Кёвес не видит необходимость в изменении отношений. «Когда я смотрю на венгерское правительство сегодня, я вижу, что есть некоторая критика так называемого дефицита демократии и коррупции, и все это важные вещи, но я также вижу, что Венгрия является практически единственной страной в Европе, где еврейская община находится в физической безопасности», – сказал Кёвес.