Израильский эксперт: Израиль старался не затронуть российские интересы в Сирии
Израиль проявлял осторожность в своей военной деятельности в Сирии, чтобы не повредить российским интересам, в том числе, воздерживаясь от атак на правительственные объекты президента Башара Асада, которого Москва твердо намерена видеть у власти, заявил 10 апреля бывший глава Совета национальной безопасности Яков Амидрор. Поддержка Асада, сказал Амидрор в интервью, является первопричиной того, что русские стали участвовать в сирийской гражданской войне в 2015 году. Действия Израиля в Сирии направлены на защиту своих собственных интересов, заявил Амидрор, который сегодня является сотрудником в Иерусалимском институте стратегических исследований. Но он делает это таким образом, чтобы «ограничить ущерб российским интересам, не отказываясь от нашей реальной необходимости удержать иранцев от создания второго Ливана в Сирии».
«Поскольку Иран является близким союзником России в Сирии, это, безусловно, создает напряженность», – пояснил эксперт. «И для этого у нас есть открытая горячая линия между Израилем и Россией, чтобы предотвратить случайную и ненужную конфронтацию». На вопрос, были ли недавние события в Сирии, когда Россия обвинила Израиль в нападении 9 апреля на авиабазу Т4, а также на военно-воздушную базу Тияса, неподалеку от Хомса, поворотным моментом в израильско-российских связях, Амидрор ответил, что это «очень сильно зависит от русских». «Они позволили иранцам действовать с базы, где находятся их [российские] силы», – сказал он. «Поэтому они не могут жаловаться, если мы ударим по тем же иранцам». Амидрор сказал, что Москва понимает, что Израиль не пытается свергнуть правительство Асада, что является ключевым интересом России в Сирии, или нанести вред российским солдатам. В то же время он отметил: «Мы защищаем нашу возможность жить здесь, в регионе». Иран, сказал Амидрор, является самым важным союзником России в войне в Сирии и нуждается в ней, потому что иранцы и поддерживаемые иранскими боевиками шииты, а не российские солдаты, – это те, кто на самом деле сражается с повстанцами, пытающимися свергнуть Асада. В то же время, считает Амидрор, отношения России с Израилем также важны для президента Владимира Путина, потому что «он – тот, кто позитивно смотрит на продолжение существования еврейского государства. С другой стороны, он действует не в интересах Израиля, а в интересах России, так же, как мы не действуем в соответствии в интересами России, а скорее в своих интересах».
Амидрор сказал, что так же, как русские не заставляют Израиль не действовать в Сирии, они проводят подобную же политику в отношении иранцев. «Если бы русские хотели изо всех сил противостоять Ирану в Сирии, они могли бы, но, по-видимому, они этого не хотят, потому что им нужны иранцы», – сказал он.
Переходя от роли России в Сирии к американцам, Амидрор сказал, что президент США Дональд Трамп, который обещал «решительный» ответ на предполагаемое использование химического оружия Асадом в Думе 8 апреля, в настоящее время стоит перед «кардинальным решением». «Вопрос заключается в том, восстановит ли Трамп доверие к США, которое потерял [бывший президент Барак] Обама», – сказал Амидрор. «У меня нет на это ответа». Амидрор утверждает, что Обама потерял доверие к себе, когда не смог действовать против химических атак Асада в 2013 году (после того, как в 2012 году он сказал, что «красной линией» для режима Асада будет использование химического оружия), и когда он подписал иранскую ядерную сделку в 2015 году , Если Трамп не восстановит авторитет Вашингтона в Сирии и на Ближнем Востоке, сказал Амидрор: «Это плохо для Америки, плохо для Израиля и плохо для всего мира».
Россия 10 апреля наложила вето на заявку США в Совете Безопасности ООН на проведение расследования для определения того, кто является ответственный за применение химического оружия 8 апреля в Сирии.