Bloomberg: Израильтянам неважно, как голосует ООН. И вот почему
Когда президент США Дональд Трамп 6 декабря объявил, что США признают Иерусалим израильской столицей, израильтяне возликовали — этот шаг встретил в Израиле практически всеобщую поддержку. Когда же Генеральная ассамблея ООН на прошлой неделе подавляющим большинством голосов осудила заявление Трампа, израильтяне лишь пожали плечами.
Израильтяне уже давно наблюдают непрекращающуюся враждебность ООН к еврейскому государству и уже не обращают на нее особого внимания. Недавние голосования ООН по вопросам, касающимся Израиля, неизменно подтверждают эту враждебность. В 2012 году, когда ООН решила дать палестинцам статус наблюдателя Генеральной ассамблеи вопреки возражениям израильтян, 138 стран проголосовали за. Затем в 2015 году, когда ООН позволила палестинцам вывесить на Генеральной ассамблее свой флаг — снова несмотря на протесты израильтян, 119 стран одобрили это решение. В этом году 129 стран проголосовали против Израиля. Столь же стабильно число воздержавшихся при голосовании. В 2012 году 42 страны воздержались, в 2015‑м — 45. На голосовании по поводу заявления Трампа 38 стран воздержались.
Единообразие в итогах этих голосований противоречит теории, поддерживаемой кое‑кем среди израильских левых, о том, что данное решение ООН нужно рассматривать как осуждение Трампа, а не осуждение Израиля.
Даже голосование по знаменитой резолюции 1947 года далось нелегко. В дни перед голосованием произраильская партия волновалась, что двух третей голосов не наберется. Голосование было назначено на среду, 26 ноября. Когда Уругвай устроил обструкцию, сионисты весь уикэнд трудились, не покладая рук. Резолюция № 181 о разделении Палестины была принята 29 ноября, но со скрипом: 33 страны проголосовали за, 13 — против и 10 воздержались. Израильтяне знали, что если ООН будет голосовать повторно, то результат может быть иным. Когда год спустя, в разгар первой из многих арабо‑израильских войн, Госдепартамент США заставил Совет безопасности ООН обсуждать вопрос о помещении Палестины под международное «опекунство», израильтяне поняли, что Америка видит в ООН наиболее эффективный инструмент для того, чтобы аннулировать только что созданное государство.
С течением времени палестинцы научились использовать ООН как форум для делегитимации Израиля. В 1975 году ООН приняла резолюцию, объявляющую сионизм разновидностью расизма, то есть официально заявила, что движение, которое привело к созданию еврейского независимого государства, по природе своей дурно.
Хотя в 1991 году ООН отозвала эту резолюцию, приравнивающую сионизм к расизму, климат в ООН так и не изменился. В 2001 и 2009 годах организованные ООН конференции против расизма в Дурбане, в Южной Африке, заявили, что сионизм — это колониализм, что Израиль проводит политику апартеида и что это государство было рождено «во грехе» и утвердилось благодаря «этническим чисткам». На этих конференциях распространяли самые известные антисемитские произведения ХХ столетия: «Протоколы сионских мудрецов» и «Майн кампф» Гитлера.
Между 2003 и 2012 годами ООН издала 314 резолюций, связанных с Израилем, то есть почти 40% всех резолюций ООН, принятых за это время. В конце 2013 года заместитель министра иностранных дел Израиля Зеэв Элькин отметил, что из 103 резолюций Совета по правам человека ООН, касающихся отдельных стран, 43 направлены против Израиля. На одной только сессии этого совета в марте 2013 года было принято шесть резолюций, критикующих Израиль, и лишь четыре касались всего остального мира. Израилю было посвящено больше чрезвычайных заседаний этого совета, чем любой другой стране, и при этом совет не принял ни одной резолюции, осуждающей 200 000 смертей в Дарфуре или же нарушения прав человека в Китае, на Кубе, в Пакистане, Саудовской Аравии, Судане или Зимбабве.
На этом фоне понятным становится безразличие израильтян к голосованию в ООН по вопросу о заявлении Трампа об Иерусалиме. Давид Бен‑Гурион, первый израильский премьер‑министр, назвал ООН «театром абсурда», и израильтяне согласны с этой оценкой. Абба Эвен, посол Израиля в ООН и в США в 1950‑х годах, обладавший завидным красноречием, однажды сказал об ООН: «Если Алжир внесет проект резолюции о том, что земля плоская, а сплющил ее Израиль, эта резолюция пройдет с 164 голосами за, 13 против и 26 воздержавшимися». Нынешние израильтяне, возможно, не помнят этой фразы Эвена, но разделяют его чувства.
Израильтяне достаточно уверены в своем будущем, чтобы не обращать внимания на враждебность ООН и не считать, что она угрожает их благополучию. Гораздо важнее, чем любое голосование ООН, развитие дружественных отношений с Саудовской Аравией и Египтом, которые укрепляют позиции Израиля на Ближнем Востоке, хотя эти страны риторически вторят хору врагов Израиля. Некоторые полагают, что США будут использовать этот тройственный союз, чтобы оказывать давление на Иран или даже атаковать его.
Но оптимизм и уверенность Израиля связаны не только с тем, что прежние враги становятся союзниками. Когда Израиль вошел в ООН в 1950 году, он был 60‑м ее членом. Сегодня насчитывается 193 страны — члена ООН. Израиль, таким образом, старше, чем две трети стран в мире и несоизмеримо успешнее и прочнее, чем почти все страны, возникшие позже него. Израильтяне не ждут, что ООН изменится. Они просто продолжают строить свое государство, государство по любым меркам гораздо более успешное, чем можно было предположить в ноябре 1947 года, когда в ООН еле‑еле прошла знаменитая резолюция о его создании. 
Оригинальная публикация: Israelis Don’t Care How the UN Votes. Here’s Why.