Наследный принц Саудовской Аравии назвал лидера Ирана «новым Гитлером»
Могущественный наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман назвал Верховного лидера Ирана Али Хаменеи «новым Гитлером Ближнего Востока» в интервью Томасу Фридману, опубликованном в New York Times 23 ноября. Такое заявление было вызвано очередной эскалацией отншений между соперничающим соседними государствами. Суннитское мусульманское королевство Саудовской Аравии и шиитская теократия Иран поддерживают соперничающие стороны в войнах и политических кризисах по всему региону.
Бин Салман, который также является министром обороны союзного Америке нефтяного гиганта Саудовской Аравии, предположил, что экспансия Исламской Республики во главе с Хаменеи должна получить противодействие. «Но мы узнали из опыта Европы, что попытки решить все миром ни к чему не приводят. Мы не хотим, чтобы новый Гитлер в Иране повторил то, что произошло в Европе, на Ближнем Востоке», – цитирует его слова газета.
Израиль считает Иран своей главной угрозой, а премьер-министр Биньямин Нетаньяху неоднократно предупреждал о стремлении Исламской Республики внедриться в Сирию и расположиться прямо на границе с Израилем. Нетаньяху выразил свою озабоченность по этому вопросу президенту России Владимиру Путину лично и в ходе недавнего телефонного разговора. Российский лидер встретился с президентом Ирана Хасаном Рухани и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в черноморском городе-курорте Сочи 22 ноября.
В то время как между Ираном и Саудовской Аравией растет враждебность, отношения Израиля с Саудовской Аравией улучшаются, а высокопоставленные официальные лица Саудовской Аравии недавно посетили Большую синагогу Парижа. Несмотря на это, бин Салман не упомянул об Израиле в интервью. Бин Салман также отказался говорить о ливанском премьер-министре Сааде аль-Харири, который находясь в Саудовской Аравии объявил о своей отставке, и несколько дней спустя вернулся в Ливан, после чего его отставка была приостановлена. Он только отметил, что суть дела Харири заключается в том, что премьер-министр Ливана не будет продолжать обеспечивать политическое прикрытие ливанскому правительству, которое на самом деле контролируется «Хизбаллой».
Фридман, еврейский обозреватель газеты New York Times, написал, что он прилетел в Эр-Рияд, чтобы взять интервью у бин Салмана. Он познакомился с бин Салманом в дворце к северу от Эр-Рияда. На встрече присутствовал новый посол Саудовской Аравии в Соединенных Штатах принц Халид бин Салман бин Абдулазиз Аль Сауд, а также другие официальные лица Саудовской Аравии. В своем разговоре с Фридманом 32-летний бин Салман отрицал обвинения в том, что арест десятков принцев, отправленных в отель «Ритц», был частью борьбы за власть. «Это абсурд», – ответил наследный принц, утверждая, что большая часть королевской семьи поддерживает его. Он заявил, что с 1980-х годов до сегодняшнего дня Саудовская Аравия сильно пострадала от коррупции. Он добавил, что, согласно расчетам саудовских экспертов, около десяти процентов всех государственных расходов объясняется высоким уровнем коррупции и что за эти годы правительство начало несколько кампаний против коррупции, все из которых потерпели неудачу. По словам бин Салмана, можно будет достичь договоренностей с задержанными, которые, как ожидается, возместят правительству Саудовской Аравии не менее 100 миллиардов долларов.
Фридман заявил, что наследный принц сказал ему: «Не пишите, что мы переосмысливаем» ислам — мы «восстанавливаем» ислам в его изначальном виде, и наши самые большие инструменты – это практика Пророка и (повседневная жизнь) в Саудовской Аравии до 1979 года. «Бин Салман подчеркнул, что во времена Пророка Мухаммеда в Саудовской Аравии были театры, евреи и христиане, а первый судья страны был женщиной. «Значит, Пророк не был мусульманином?» – риторически спросил бин Салман».