Борух Горин

4 декабря 2015, 15:48

Читаем с Сало У. Бароном респонсы гаонов на более чем актуальные вопросы:
В стремлении найти прецеденты некоторые гаоны ссылались на традиции, не подтвержденные никакими историческими источниками. Например, Натроная однажды спросили о том, можно ли молящимся собираться в синагогах по субботам и праздникам, чтобы несколько часов изучать Тору и читать псалмы, а только потом начинать предписанное богослужение. Такой порядок неизбежно приводил к чтению Шма позже положенного времени. Гаон решил, что это хороший обычай. Он выдвинул историческую гипотезу: когда первые изгнанники в Вавилонии обнаружили, что у них нет возможности учиться, потому что все время отнимает зарабатывание на хлеб насущный, их пророки и учителя повелели, чтобы они собирались в синагогах по субботам и праздникам рано утром и посвящали себя учению. Рабби Ицхак бар Йеѓуда, явно незнакомый с этим решением гаона, ссылался на гомилию, якобы услышанную им от Ѓая Гаона в Риме (ни в одном другом источнике не сказано, что Ѓай бывал в Риме или в Константинополе), в которой гаон одобрял “общий” обычай народа вставать рано утром в будние дни и собираться в синагоге для учения и молитвы, в отличие от субботы, когда люди могут дольше понежиться в постели.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Отправить

Выбор редакции