Свобода совести и «пакет Яровой»
Президент ФЕОР Александр Борода прокомментировал поправки к закону «О свободе совести», предложенные депутатами Государственной Думы Ириной Яровой и Виктором Озеровым.
Напомним, что законопроект принят Госдумой в пятницу и ожидает рассмотрения Советом Федерации. В случае одобрения он будет передан на подпись президенту России.
«Первое, на что хотелось бы обратить внимание, что представителей религиозных организаций, к сожалению, не привлекли к обсуждению столь важных для нас поправок, а это, несомненно, стоило бы сделать, потому что эти поправки весьма существенно меняют ситуацию в работе религиозных структур, в том числе и традиционных для России, причем, очевидно, в худшую сторону. Сразу отмечу, что не вижу смысла вводить понятие миссионерской деятельности. С нашей точки зрения, вопрос распространения веры законодательством РФ урегулирован в достаточной мере. В 28-й статье Конституции России каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. А статья 3 ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» в РФ гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно же статье 6 указанного закона, религиозные объединения образуются в целях совместного исповедания и распространения веры. То есть, с нашей точки зрения, налицо противоречие поправок основополагающим принципам на свободу вероисповедания. Законопроект не проработан в должной мере, и еще огромный его минус: законодатель не указал точного критерия разграничений религиозной и миссионерской деятельности, поэтому закон можно «извращать», как захочется, и могут применяться, соответственно, формулировки выгодные в конкретной ситуации. Так, например публичный сбор пожертвований в жилом помещении общины. Это религиозная деятельность, или запрещенная миссионерская? Или мы проводим празднование Хануки на центральных площадях в разных городах – это публичное совершение богослужения или миссионерство? Рассылка книг и брошюр по всем общинам теперь миссионерская деятельность? И проведение религиозного собрания в таком понимании – это теперь тоже миссионерство.
Многие маленькие общины собираются на частных квартирах, где проводят шабаты и молитвы. Теперь это нельзя? В общем к законопроекту много вопросов. Мы считаем, что надо привлекать к обсуждению религиозные организации и серьезно его дорабатывать.
Авторы законопроекта предлагают внести отдельную главу «Миссионерская деятельность», понимая миссионерство как «распространение веры и религиозных убеждений вне культовых зданий и сооружений, иных мест и объектов, специально предназначенных (предоставленных) для богослужений, религиозного почитания (паломничества), учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, зданий и строений религиозного назначения, помещений образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов, а также через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет».
К «распространению веры и религиозных убеждений в рамках миссионерской деятельности» закон относит: (1) публичное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, (2) распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, иных предметов культового и религиозного назначения, (3) публичный сбор пожертвований на религиозные нужды, (4) проведение молитвенных и религиозных собраний и/или выступление на них, (5) проповедническую деятельность.
Закон запрещает «осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях».
Миссионеры, согласно тексту законопроекта, должны действовать от имени зарегистрированной религиозной группы или организации и иметь при себе «решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий», а также сведения о регистрации группы или организации. Иностранные граждане и лица без гражданства могут проповедовать только от имени религиозной организации и только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации, указанной в документе о регистрации как сфера деятельности религиозной организации.
Также не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на «нарушение общественной безопасности и общественного порядка, осуществление экстремистской деятельности, принуждение к разрушению семьи, посягательство на личность, права и свободы граждан, нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий, склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии, воспрепятствование получению обязательного образования, принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения».