В университете Бен-Гуриона создают новую методику обучения математике
Ученые израильского университета имени Бен-Гуриона поставили под сомнение наличие у человека врожденного “чувства числа”. Человек не умеет интуитивно отличать более крупные группы предметов или людей от менее многочисленных “кучек”, говорится в статье, опубликованной в журнале Behavioral and Brain Sciences.
“Если мы поймем, как мозг осваивает азы математики, и как он понимает числа и более сложные математические концепции, определяющие то, в каком мире мы сегодня живем, мы тогда сможем понять, как можно учить детей математике так, чтобы им она была более понятной и интересной. Наше исследование – первый шаг к решению этой задачи”, — рассказывает Тали Лейбович (Tali Leibovich) из университета Бен-Гуриона (Израиль).
Сегодня ученые полагают, что людей и многие виды животных умеют инстинктивно оценивать количество вещей, на которые они смотрят, и проводить простые сравнения в их количестве. К примеру, как показали опыты на голубях и других птицах, они фактически умеют считать до пяти и определять, в каком из двух контейнеров находится больше кусков пищи.
Отсутствие этого умения у человека, так называемого “чувства числа”, делает его неспособным к освоению даже простейших математических принципов, и затрудняет его учебу в школе.
Несмотря на все примеры существования данного умения, Лейбович и его коллеги полагают, что его на самом деле не существует. К такому выводу израильские ученые пришли, проанализировав десятки научных работ, написанных на эту тему, и результаты нескольких практических экспериментов.
По их мнению, человек и “продвинутые” животные обладает не чувством числа, умением видеть “дискретное” количество тех или иных объектов, а своеобразным “чувством масштабов” или “чувством размера”, которое оценивает различия в количестве предметов непрерывным образом.
Что это означает? К примеру, если человек смотрит на очередь в магазине, он в первую очередь обращает внимание не на число людей или товаров в их корзинках или тележках, а на длину очереди и объем, который занимают покупаемые ими товары. В результате этого покупатели часто ошибаются, вставая в “небольшую” очередь, в которой на самом деле больше людей, или за человеком, покупающим множество мелких товаров, а не покупателем с несколькими крупными коробками.
Схожим образом, как считают израильские ученые, могут оценивать число предметов и животные, так как для наличия подобного навыка, фактически вычисления площади или объема, не нужны большие умственные способности. Кроме того, наличие “чувства площади” хорошо объясняет те странности в работе чувства числа и его необходимости для осуществления простейших математических операций, которые были открыты за последние годы, заключают авторы статьи.