Издательство “Книжники” представило в Иерусалиме книгу избранных трудов Гилеля Цейтлина
Одним из самых значительных событий на Международной книжной ярмарке в Иерусалиме стала презентация книги “Избранные труды” Гилеля Цейтлина, только что вышедшей в издательстве “Книжники”. Презентация прошла 13 июня в иерусалимской галерее “Барбур”.
Гилель Цейтлин (1871-1942) был человеком с необычной и трагической судьбой. Судьба его сочинений также необычна – и отчасти трагична. Он родился в хабадской семье, юношей отошел от традиционного образа жизни, а в тридцать с лишним лет к нему вернулся и стал одним из крупнейших религиозных философов своего времени. Увлекался сионистскими идеями – и не удостоился даже побывать в Эрец Исраэль, а его сыновья поселились было в Палестине – и вернулись в Польшу. Предвидел Катастрофу – и погиб в ее пламени вместе почти со всей семьей. Выжил только его сын Аарон, который опубликовал сохранившиеся труды отца – и стал самым суровым его цензором.
Состав выступавших на презентации стал своеобразным отражением многогранной личности Гилеля Цейтлина и разнообразного содержания обсуждавшегося сборника, который, по словам р. Боруха Горина, содержит “доходящие до самой сути эссе, исследовательские трактаты, речи и страшные пророчества”.
Менахем Яглом, глава иерусалимского филиала “Книжников”, рассказал о непростой работе над книгой, которая продолжалась ни много ни мало десять лет.
Профессор Йонатан Меир, автор нескольких важных статей, посвященных Гилелю Цейтлину, в обаятельной академической манере объяснил собравшимся, какое значение имеет нынешнее издание, аналогов которому нет на иврите. Среди прочего, он привел любопытный пример “сыновней цензуры”, которой подверглись труды Цейтлина: в своей монографии, посвященной рабби Нахману из Бреслава, Цейтлин сравнивает его… с Фаустом, однако ивритский читатель до сих пор мог увидеть вместо этого сравнение с Высшим Праведником, – оказывается, Аарон Цейтлин просто приклеивал свой текст на те места в текстах отца, которые казались ему “неправильными”.
Редактор книги, Эстер Яглом, передала собственное эмоциональное восприятие книги и прочитала несколько отрывков из нее.
Р. Авраам Лидер, преподаватель каббалы и представитель неохасидизма, рассказал о своих экспериментах в области организации еврейской молитвы и о том, чему он был случайным свидетелем в Иерусалиме, – о новом образе молитвы, ортодоксальной и в то же время отвечающей духу времени.
Д-р Меир Антопольский, представлявший на вечере организацию “Место встречи”, рассказал об изменениях, произошедших в еврейской системе преподавания за последние два десятка лет. Если раньше в ешивах определенного направления изучались только труды представителей этого самого направления, то теперь среди религиозной молодежи принято изучать то, что сокращенно называется “Хавакук” – сочетание учения раввинов Хабада, Бреславера р. Нахмана из Бреслава, р. Шломо Карлебаха и рава Кука. По наблюдению д-ра Антопольского, у молодых людей, которые учатся таким образом, могут быть самые разные политические взгляды, более того, одни и те же люди на разных этапах могут представлять диаметрально противоположные точки зрения.
Проф. Артур (Авраам-Ицхак) Грин из Университета Брендайса и Еврейского колледжа, недавно опубликовавший серьезный труд, посвященный Гилелю Цейтлину, рассказал о собственных экспериментах с еврейской духовностью, – в 1968 году Артур Грин основал экспериментальную еврейскую коммуну “Хавурат Шалом” (“Общину мира”), положившую начало движению Хавура в США.
В заключение вечера Менахем Яглом прочел “Молитву” Гилеля Цейтлина.
Книга “Избранные труды” Гилеля Цейтлина представляет собой уникальный памятник человеку, сочетавшему в себе несочетаемое, и те, кто пришел на презентацию, почувствовали это в полной мере.