Вышел в свет июньский номер альманаха «Лехаим»
Вышел в свет июньский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.
Свою традиционную колонку главный редактор журнала Борух Горин посвящает Иерусалиму. Он подчеркивает, что связь евреев с этим городом — реальная, а не мифическая — возникла тысячелетия назад и освящена еврейскими священными текстами и словами мудрецов.
Первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. Ребе отмечает, что доходы каждого человека определяются в Рош а-Шана, поэтому доход человека — не то, что он зарабатывает своими руками, но то, что дает ему Б-г. Поэтому изучение Торы — средство достичь благополучия. Главный раввин России Берл Лазар посвящает свою статью проблемам образования. Он подчеркивает, что современная система образования, основанная только на материальной составляющей, неполна и приводит к появлению аморальных людей. Полноценное же развитие ребенка возможно при сочетании материальной и духовной составляющей, как это предполагает традиционное еврейское образование.
Александр Эльин рассматривает историю текста Торы, рассказывая о редакторской работе Эзры, деятельности еврейских мудрецов, составивших Масору – свод законов, служащих сохранению канонизированного текста и правил его оформления при переписывании и т.д., и приходя к выводу, что, несмотря на все испытания, евреям удалось сохранить аутентичный текст, полученный Моше на Синае.
В очередной главе из сборника Йерахмиэля Тиллеса, посвященного великим каббалистам и цадикам разных веков, который готовится к выходу в издательстве «Книжники», рассказывается о живших в XVIII веке рабби Арье-Лейбе Соресе и Ицхаке-Лейбе Таубе из Калива.
Знаменитый историк Сало Барон продолжает рассказывать о процессе унификации Б-гослужения. Эта статья посвящена появлению должности хазана.
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми – лист Талмуда каждый день – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз его внимание привлек вопрос о том, насколько допустимы компромиссы в соблюдении законов, предписанных Талмудом.
Статья Шауля Магида «Ребе Варшавского гетто» посвящена раввину Калонимусу-Кальману Шапира, оставшемуся со своей паствой в Варшавском гетто и погибшему в 1943 г. Автор доказывает, что в своих последних проповедях, прочитанных в 1942 г. р. Шапира заложил основы постхолокостной теологии, говорящей о беспрецедентности Холокоста.
В статье «Щит, меч и корона Российской империи» Афанасий Мамедов и Владимир Шляхтерман продолжают начатый в предыдущем номере подробный разбор биографии одной из самых знаменитых советских разведчиц — Елизаветы Зарубиной-Горской (Розенцвейг) на основании интервью с ее потомками. Среди рассматриваемых эпизодов — участие Зарубиной-Горской в получении сведений об американском атомном проекте, которые помогли СССР быстрее создать свою атомную бомбу, и увольнение из «органов» в период «борьбы с космополитизмом» (уволили и ее мужа, отказавшегося развестись с «неправильной» женой).
На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере перепечатан еженедельник «Еврейская неделя», вышедший в апреле 1917 г. Здесь наряду с оптимистическими заявлениями о том, что с революцией для евреев «пробил час освобождения» появляются первые свидетельства об усиленной погромной агитации в бывшей «черте оседлости» – той агитации, что в последующие годы выльется в череду погромов, унесших (по минимальным подсчетам) десятки тысяч жизней.
«Перекресток» – публицистический раздел, ориентированный на проблемные материалы, анализирующий политические и культурные события, открывается статьей Арона Геллера, первоначально опубликованной в Assoсiated Press, об истории строительства первого в Израиле государственного музея, посвященного евреям-воинам Второй мировой войны, чья история долгое время оставалась в тени трагедии Холокоста. Как отмечается в статье, достроить музей и исправить искаженный нарратив, изображающий евреев просто жертвами, которые покорно шли на смерть, мешают противоречия между правительством и ассоциацией, чьей задачей было создание музея.
В журнале опубликован блок статей, показывающих, что стереотипное представление об арабах, как о людях, поголовно враждебных евреям, лишено практических оснований. Статья Рината Хараша, первоначально опубликованная Reuters, посвящена такому пока еще редкому, но уже не уникальному явлению, как арабы, проходящие службу в ЦАХАЛе. Карин Лауб и Мухаммед Дарагме, чья статья первоначально вышла в Assoсiated Press, пишут о желании многих палестинцев в Иерусалиме принять израильское гражданство. А материал Джонатана Ферзигера и Питера Вальдмана, перепечатанный с сайта агентства Bloomberg, рассказывает об интересе арабского бизнеса (в том числе и из Саудовской Аравии) к израильскому хай-теку.
Статья публициста Владимира Бейдера посвящена памяти скончавшегося в конце апреля ветерана Великой Отечественной войны, знаменитого врача и замечательного поэта Иона Дегена. Своеобразной парой этой статье стал написанный Михаилом Майковым некролог писательнице и переводчице Елене Ржевской, размещенный в разделе «Культура».
Вторая статья В. Бейдера посвящена Шестидневной войне, пятидесятилетие начала которой будет отмечаться в начале июня. Он отмечает, что никто из «больших игроков» не хотел войны. Но война началась, поскольку в результате ряда опрометчивых ходов египетского президента Насера, стремившегося поддержать свое реноме лидера арабского мира, Израиль оказался под угрозой уничтожения и просто вынужден был начинать войну.
Теме Шестидневной войны посвящена и беседа под рубрикой «Круглый стол», которую ведут израильские военные историки Давид Гендельман и Ягиль Хенкин, участница Шестидневной войны Дасси Балтер и историк, журналист и телеведущий Леонид Млечин. Отмечается, что главным итогом войны стало понимание арабскими странами того факта, что военным путем с Израилем справится нельзя.
Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях мая, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.
Раздел «Парк культуры» открывает интервью дочери знаменитого фотографа Евгения Халдея Анны о своем отце, в котором она рассказывает о том, как выдающийся фотограф был признан на Западе, но фактически забыт на своей родине.
Подраздел «Еще посмотрим» повествует о выставках с той или иной «еврейской составляющей», работающих в июне 2017 г. в музеях мира. В статье из The Gardian рассказывается об одной из таких выставок, где экспонируются документы тысячелетней давности из Каирской генизы.
В подразделе «Некрологи» Павел Финн вспоминает о культурологе и киноведе Данииле Дондурее.
Юлия Меламед рецензирует фильм «Жена смотрителя зоопарка», отмечая, что при всех достоинствах работы с актерами сам фильм – «отвлекательное кино», ничему не учащее зрителя. Рецензия Сони Белоцкой посвящена спектаклю по пьесе Джонатана Гарфинкеля «Суд над Джоном Демьянюком: Холокост кабаре», подчеркивая, что спектакль – «способ произнести вслух то, что в другой ситуации страшно сказать».
В рубрике «Кошерное меню» популярный кулинарный блогер Мириам Бен-Сандер рассказывает о том, какие блюда можно приготовить на Шавуот.
В разделе «Библиотека» публикуются военные рассказы Цви Прейгерзона «В лесах Пашутовки», продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению, рассказа Натана Ингландера «Другого выхода нет».
Роберт Алтер рецензирует книгу Адама Кирша «Народ и его книги», посвященную 18 выдающимся еврейским текстам — от Торы до Шолом-Алейхема. Рецензент отмечает, что задачей книги было не провести научное исследование, а воскресить в памяти на примере конкретных 18 текстов различные направления, которые принимала еврейская мысль за две с половиной тысячи лет.