Новости

Вышел в свет мартовский номер альманаха «Лехаим»

1 марта 2017, 15:10 лехаим
Поделиться

Вышел в свет мартовский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.

Традиционно, первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. Главный раввин России Берл Лазар обращаясь к весьма актуальной на данный момент теме, показывает, что у религии и терроризма нет ничего общего. «Кровопролитие и религия, терроризм и религия несовместимы, — даже если террористы пишут на своих знаменах «религиозные» лозунги, на самом деле они — враги Б-га».

Ицхак Стрешинский рассказывает о том, как был установлен праздник Пурим, и разбирается почему в Иерусалимском и Вавилонском Талмуде сообщаются различные сведения об этом. А Рита Гензелева анализирует историю возникновения пуримшпиля. Привлекая сведения разных исследователей она приходит к выводу, что первые пуримские представления возникли еще в период гаонов, и подчеркивает продуктивность этого жанра, сохранившегося до настоящего времени.

В очередной главе из сборника Йерахмиэля Тиллеса, посвященного великим каббалистам и цадикам разных веков, который готовится к выходу в издательстве «Книжники» рассказывается о жившем в XVII веке рабби Моше (бен Йонатан) Галанте по прозвищу Рав а-Маген (Раввин-Защитник), и о том, как ему удалось спасти иерусалимских евреев от изгнания.

Злата Эренштейн рассказывает, какими интеллектуальными и эмоциональными силами наделен каждый человек и какую пользу они могут принести.

Выдающийся еврейский историк Сало Барон анализирует как проходила унификация Б-гослужения в период гаонов — с введением иврита и преодолением местных особенностей.

Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми  – лист Талмуда каждый день  – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз его размышления посвящены сну, сексу и такой необычной вещи, как необходимости регулярного посещения туалета.

На протяжении года, когда отмечается столетие Февральской и Октябрьской революций, редакция альманаха будет знакомить читателей с отражением революционных событий и настроений в еврейской периодике. В этом номере публикуются материалы из еженедельника «Новая неделя», изданного «по горячим следам» Февральской революции с предуведомлением «Ввиду великого переворота мы не имели возможности выпустить своевременно №10. Он соединен с очередным № 11». В разделе «Свидетельские показания» публикуются мемуары узника ГУЛАГа Адама Гросблата, в которых, в частности, затрагивается вопрос об отношении к евреям среди заключенных, евреях-военнопленных, скрывавших свое еврейство и попавших в лагеря по принципу «раз уцелел, значит на немцев работал», и, естественно, — очередное свидетельство о строительстве в 1953 г. спецлагерей для евреев (на сей раз — на Колыме).

«Перекресток» – публицистический раздел, ориентированный на проблемные материалы, анализирующий политические и культурные события. Владимир Бейдер разбирает, чем вызвана кампания очередных обвинений в адрес премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, приходя к выводу, что появление этих дел — симптом, что Нетаньяху засиделся на своем посту. «Он надоел…Нет никого, кто может его сменить демократическим путем. И тогда инстинкт общества, требующего перемен, начинает искать замену демократическому механизму», – подчеркивает В. Бейдер. Здесь же публикации «The Assoсiated Press» о возможных «подводных камнях» в отношениях США и Израиля при Дональде Трампе и статья «Tha Guardian» о том, как ультраправые научились использовать новейшие технические достижения и обманывать поисковые алгоритмы интернет-гигантов, продвигая на первые позиции по нужным им темам свои сайты.

Шауль Резник берет интервью у русскоязычной израильтянки Инны Левитан, дающей уроки иврита в Луганске и отмечающей, что в городе продолжает существовать еврейская община, хотя и со значительными трудностями. Интервью интересно как редкий еврейский взгляд на ситуацию в регионе изнутри. Еще одно интервью — с директором по маркетингу израильской ювелирной компании «А-Цорфим» Роном Коэном, подчеркивающим, что компания готова быстро и качественно выполнить любой заказ — и стандартный и нестандартный.

Статья Николая Воронова посвящена уникальному явлению — созданию в Москве первого еврейского книжного клуба при издательстве «Книжники». В клубе планируется проводить творческие вечера, встречи с известными писателями, тематические дискуссии и другие мероприятия, здесь же можно будет приобрести продукцию издательского дома. «Нет книги — нет цивилизации… Для нас очевидно, что еврейская общность сможет существовать в русскоязычном пространстве лишь в том случае, если еврейская литература будет издаваться на русском языке», – отмечает в этой связи главный редактор издательства «Книжники» Борух Горин.

Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях января-февраля, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире.

Раздел «Парк культуры» открывается рецензией Юлии Меламед на фильм Андрона Кончаловского «Рай». Джеймс Кирчик анализирует проект YOLOCAUST — сайт, где публиковались селфи, сделанные на фоне берлинского Мемориала Холокоста. Сайт высмеивал моральную глухоту в отношении к Холокосту. Габриэла Гезелович рассказывает о Роберте де Ниро, исполняющем в новом фильме телеканала HBO роль скандально известного афериста Бернарда Мэдоффа, а Рут Эглаш — об использовании образа Иисуса в еврейском искусстве, начиная с XIX в. Даниэль Гордис представляет развернутый некролог недавно скончавшемуся израильскому музыканту Меиру Банаю.

В преддверии праздника Пурим в рубрике «Кошерное меню» популярный кулинарный блогер Мириам Бен-Сандер рассказывает о том, какие блюда можно рассылать в качестве мишлоах манот.

В разделе «Библиотека» публикуются рассказы Александра Добровинского «Йоркширская сторожевая», Эдит Перлман «Пурим», Максима Д.Шраера «Sonetchka» и Якова Шехтера «Необыкновенное чудо», а также воспоминания «Майсы от Абраши» раввина Натана Вершубского, арестованного по ложному обвинению в 1980-х,  и интервью поэта Леонида Шваба.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции