Зрительный зал

«Свидетельские показания» в режиссерском дебюте Скарлетт Йоханссон

Подготовил Александр Ицкович 5 ноября 2025
Поделиться

В своем режиссерском дебюте — фильме «Элеонора Великая» — известная актриса Скарлетт Йоханссон решает обратиться к теме, которая для нее глубоко лична. Как отмечает Грейс Гилсон в материале для Jewish Telegraphic Agency, ключевым художественным приемом картины стало участие людей, переживших Катастрофу.

 

Голос, который нельзя потерять

Главная героиня — Элеонора Моргенштейн, которую играет 95‑летняя Джун Скуибб. После смерти своей подруги Бесси она ищет общения и находит его в группе поддержки переживших Холокост в еврейском общинном центре Нью‑Йорка. Когда ее просят рассказать свою историю, Элеонора неожиданно начинает пересказывать судьбу Бесси как собственную.

Скарлетт йоханссон (слева) и ДЖУН СКУИББ (справа) на каннском кинофестивале. 21 мая 2025

Но голосом этой истории становится сама Бесси — актриса Рита Зоар, которой 81 год и которая действительно родилась в концентрационном лагере. «Эта роль дала мне голос, — говорит она. — Даже если это не моя личная история, я смогла ее озвучить и стала Бесси».

 

Между вымыслом и правдой

Сценаристка Тори Кеймен настояла, чтобы история Бесси прозвучала именно из уст Зоар. Так фильм избежал превращения чужого опыта в литературный прием. Это принципиальный выбор, особенно на фоне громких разоблачений последних лет, когда те или иные люди выдавали себя за переживших Холокост.

Для Йоханссон эта тема личная: в 2017 году в программе Finding Your Roots на канале PBS она узнала о судьбе своих родственников, погибших в Варшавском гетто. На премьере в Торонто актриса призналась: «Много лет я не знала своей истории. Поэтому для меня важно, чтобы голоса выживших были услышаны».

 

Память как дар

История самой Риты Зоар — почти символическая. Она появилась на свет в концлагере на Украине, где мать прятала ее в нише между стенами. Ей было всего четыре с половиной месяца, когда пришла Красная армия и освободила узников. Почти вся ее семья погибла, но мать и бабушка выжили и после войны переехали в Румынию, а затем в Израиль.

«Приехав туда, мы словно впервые увидели солнце», — вспоминает Зоар.

В 14 лет она вышла на сцену в труппе идишского театра, а затем сыграла в фильмах «Амадей», «Последняя любовь Лауры Адлер», «Госпожа Московиц и кошки».

Теперь, спустя десятилетия, она возвращается к своему детскому опыту, но уже в искусстве.

«Празднуя Песах, мы говорим: мы были рабами в Египте, — размышляет Зоар. — Мы всегда произносим это так, будто сами там были. Для героини Скуибб это одно и то же».

 

Почему это важно

В фильме Йоханссон звучит тревога, которую многие разделяют: время уходит, и скоро уже не останется тех, кто способен рассказать о Холокосте от первого лица. «Это дар — возможность говорить, — подчеркивает Зоар. — Но наступит момент, когда нас не будет. Кто тогда расскажет нашу историю?»

«Великая Элеонора» — не просто режиссерский дебют знаменитой актрисы. Это попытка сохранить свидетельство в той форме, в какой оно выглядит наиболее подлинным: через присутствие тех, кто прошел через тьму и нашел язык, чтобы об этом рассказать.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Commentary: Вуди Аллен: псевдоинтеллектуал

В своих мемуарах Вуди Аллен всячески подчеркивает, что вовсе не считает себя интеллектуалом: «У меня не бывает озарений, возвышенных мыслей, я не понимаю многих стихов, если там нет строк вроде: “Розы — красные, фиалки — синие...” До сих пор мои поэты — поэты с Улицы дребезжащих жестянок... Я не читал “Улисса”, “Дон Кихота”, “Лолиту”, “Уловку‑22”, “1984”».

Кролик Гитлера

Новый фильм Вайтити — это комедия, действие которой разворачивается во время Второй мировой войны. Сняв этот фильм, Вайтити пополнил горстку ярких и смелых режиссеров (в их числе Ален Рене и Клод Ланцман), искавших сложности и неоднозначности в самой страшной истории ХХ века. Фильм Вайтити вызывает еще больший интерес, если знать, что его центральная сюжетная линия — дружеские отношения немецкого мальчика с его воображаемым другом — Адольфом Гитлером.