Много сочувствия, мало кино: Канны встретили «Великую Элеонор» сдержанно
20 мая 2025 года на Каннском кинофестивале в секции Особый взгляд (Un Certain Regard) состоялась премьера режиссёрского дебюта Скарлетт Йоханссон — фильма Eleanor the Great («Великая Элеонор»). Картина рассказывает о 95-летней вдове Элеонор Моргенштейн (в исполнении Джун Сквибб), которая после смерти своей лучшей подруги, пережившей Холокост, выдаёт себя за выжившую, чтобы присоединиться к группе поддержки. Это её способ справиться с одиночеством, возрастом и утратой.
Однако как пишет кинокритик “The Guardian” Питер Брэдшоу, несмотря на искренность замысла и трогательную игру Джун Сквибб, фильм страдает от чрезмерной мягкости и наивности. По его словам, «сентиментальный тон, напоминающий телевизионный фильм, не справляется с экзистенциальным кошмаром, лежащим в основе сюжета». Особенно это касается темы Холокоста — центрального мотива, на котором держится драма героини, но который, по мнению критика, представлен слишком поверхностно.
Дополнительная тема — старение и социальная изоляция пожилых людей — также, по мнению Брэдшоу, раскрыта неглубоко. Персонажи проходят через конфликты почти без последствий, а сценарий движется по слишком безопасным траекториям. Вместо внутреннего конфликта — вежливая грусть. Вместо резкости — сочувствие, которое не превращается в драматургию.
Тем не менее игра Джун Сквибб получила искренние аплодисменты. Даже в рамках неоднозначного сценарного решения её Элеонор получилась живой, трогательной и убедительной. Фильм был включён в конкурсную программу Каннского кинофестиваля, что говорит о доверии к Йоханссон как к новой фигуре в режиссуре.
“The Guardian” подводит итог: это фильм с добрым сердцем, но с неуверенной формой. Слишком вежливый для серьёзной темы, слишком прямолинейный для художественной силы, «Великая Элеонор» остаётся между хорошим намерением и настоящим кино.