В этом году мы отмечаем важную дату: 50 лет, как началась кампания нашего Ребе по стимулированию еврейского воспитания детей. И один из первых — по порядку, да и по значимости — элементов этого воспитания состоит в том, чтобы с самого раннего возраста учить детей произносить брахот — благодарность Г‑споду за все, что Он нам дает.
Это важнейший элемент нашей традиции, отличающий нас от представителей других конфессий и культур: мы произносим благословения Г‑споду практически перед каждым действием, а часто также и во время действия, и после его завершения. Перед едой и после еды, перед исполнением каждой заповеди и после прослушивания новостей, увидев радугу и услышав гром…
Каждое благословение начинается со слов: «Благословен Ты, Г‑сподь Б‑г наш, Владыка мира…» — а дальше уже в зависимости от того, по какому случаю это благословение произносится. В Талмуде сказано, что каждый человек должен произнести в день не менее ста благословений.
Какой в этом смысл и как это действует? Возьмем в качестве примера благословения перед едой и после еды. Есть отдельные благословения на хлеб, на другие продукты, на напитки. Все они говорят о том, что все приходит к нам от Б‑га. Поэтому сначала мы благодарим Его за то, что дал нам те или иные плоды, а потом, насытившись, — за то, что дал нам удовольствие хорошо поесть. Наши мудрецы особо подчеркивают: «Кто получает удовольствие от этого мира и не говорит благословения — это как будто он взял чужое».
Нередко можно услышать недоуменный вопрос: как же «взял чужое»? Это мое — ведь я заработал, купил в магазине или вырастил в своем саду!
Но человек не может создать что‑то из ничего: плоды земные, вода, урожай — все от Б‑га! И за это мы должны Ему быть благодарны.
Особое место в нашей жизни занимают благословения, связанные с исполнением заповедей. Прежде всего общее благословение, которое произносится перед началом исполнения любой из 613 заповедей Торы: «Благословен Ты, Г‑сподь Б‑г наш, Владыка мира, который освятил нас заповедями Своими».
Само по себе исполнение заповеди — это физическое действие, но, произнося благословение, мы сосредоточиваемся на духовном смысле действия, подключаем душу. «Освятил нас»: значит, исполняя заповедь, мы становимся лучше, выше, ближе к Б‑гу, как бы получаем долю Его святости!
А еще есть благословения на те или иные радостные вести или события: «Благословен Ты, Г‑сподь Б‑г наш, Владыка мира, даровавший нам жизнь, поддерживавший нас и позволивший нам дожить до этого времени».
Это благословение также произносится в процессе исполнения заповеди, уже после благословения «…освятил нас». Ведь заповеди Г‑сподни несут нам добро, их исполнение нам в радость, — и благодаря дополнительному благословению мы гарантируем себе, что духовная радость останется с нами надолго.
Возвращаясь к теме еврейского воспитания детей, не могу не вспомнить одну прекрасную хасидскую историю. Как‑то раз малолетний сын цадика, нашего праведника, захотел яблока. А отец по какой‑то причине не дает ему. Ребенок требует — отец ни в какую. Ребенок плачет — отец только отворачивается.
Что тогда делает наш ребенок, получивший праведное еврейское воспитание? Он произносит благословение: «Благословен Ты, Г‑сподь Б‑г наш, Владыка мира, сотворивший плод дерева»! И тут отцу ничего другого не остается, как протянуть сыну желанное яблоко. Ведь яблоко от Б‑га, а он, отец, только посредник.
Благодарность дарит радость
Если я только за себя, то зачем я?
