Слово раввина

Отдай десятину — и будешь богат

Берл Лазар 6 марта 2024
Поделиться

Часто мне задают вопросы, связанные с таким важным элементом нашей традиции, как маасер — десятая часть дохода, которую принято отделять на цели благотворительности. Сразу оговорюсь: вопросы об этом приходят не только и не столько от спонсоров общин, сколько от обычных людей, которые вступили на путь возвращения к нашим традиционным ценностям и имеют возможность помогать другим.

И главный вопрос: как подсчитать доход, с которого я должен давать маасер? Особенно остро этот вопрос стоит для бизнесменов: ведь у них сегодня прибыль, завтра одни расходы, через неделю опять прибыль и так далее. Но и те люди, которые не занимаются бизнесом, порой затрудняются: как, например, отделить десятую часть от наследства, полученного не в денежной форме? Или тем более от полученных подарков, которые вообще не знаешь, сколько стоят.

Чтобы ответить на эти вопросы, сначала надо разобраться, почему мы отделяем маасер. Заповедь отделять десятую часть на добрые дела идет из Торы. Источник заповеди в книге Дварим (14:22): «Отделяй десятую часть от всего урожая семян твоих, который приходит с поля твоего каждый год». Понятно, что в то время люди жили от плодов своей земли, поэтому главным источником дохода был урожай. Здесь подсчитать маасер проще простого. Но в книге Берешит мы читаем, что праотцы наши отделяли на добрые дела десятую часть со всего, что у них было.

Так, Авраам, победив врагов, отдал десятую часть захваченного имущества служителю Б‑га (Берешит, 14:20). Ицхак (Берешит, 26:12) получил в качестве благословения от Б‑га урожай, в сто раз превышающий посеянное: мудрецы Талмуда объясняют, что «в сто раз» здесь именно потому, что наш второй праотец подсчитал урожай, чтобы правильно отделить маасер. А в Берешит, 28:22 читаем слова праотца Яакова: «…из всего, что Ты, Б‑же, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть». Так мы получаем ответ на вопрос, с чего берется маасер: со всего, что у нас прибыло. Человек должен понимать, что все, что он получает, весь его доход — это дар от Б‑га. Разумеется, речь идет о чистом доходе — за вычетом накладных расходов, налогов и т. д. Но о чистом доходе со всего: не только с урожая, но и с зарплаты, с процентов по вкладам, с дохода от ценных бумаг, с наследства, даже с подарков.

Вижницкие хасиды убирают урожай пшеницы

Наши мудрецы обращают внимание, что в тексте заповеди в книге Дварим написано не просто «асер» («дай десятую часть»), а «асер теасер»: на письме это почти точный омоним выражения, означающего «станешь богат». Отсюда известная максима из Талмуда: «Дай маасер — и разбогатеешь». Кстати, и стократный урожай Ицхака мудрецы объясняют так же: поскольку он был изначально готов отдать маасер, Б‑г дал ему благословение на рекордный урожай.

У пророка Малахи мы находим такое изложение слов Г‑спода: «Принесите все десятины в сокровищницу, чтобы в доме Моем была пища, и испытайте Меня — разве не открою Я для вас отверстий небесных, не пролью ли на вас благословения в избытке». Наши мудрецы, объясняя эти слова, подчеркивают: именно маасер дает человеку право «испытать Б‑га», то есть соблюдать заповедь с целью получить компенсацию. Мы не можем сказать, например, что будем соблюдать шабат, если Б‑г нам за это даст то и это; что будем соблюдать кашрут, если Б‑г нас наградит. А здесь сам Г‑сподь предлагает «благословения в избытке», то есть обещает за нашу благотворительность вознаградить нас чем‑то бóльшим. И если человек, отделяя маасер, говорит себе: «Я буду жертвовать, но хочу получить от Б‑га больше, чем отдал», — это абсолютно нормально.

Но есть еще одно важное условие: получить награду от Б‑га можно, только если ты служишь ему с радостью. В книге Дварим (15:10) читаем: «Когда будешь давать, не должно печалиться сердце твое — ибо за это благословит тебя Б‑г во всех делах твоих».

В Талмуде есть история о том, как один чиновник римской администрации спросил рабби Акиву: «Если Б‑г любит бедных, почему Он не обеспечил их нужды, а возложил это на других?» Ответ был такой: «Б‑г сделал это специально для того, чтобы мы могли помочь ближнему и за это получить от Него награду».

Слова рабби Акивы суммируют все, чтобы было сказано выше о целях заповеди маасер. Все, что у нас есть, мы получаем от Б‑га — что‑то для себя, что‑то для родных и близких, а что‑то для того, чтобы дать другим людям. Б‑г создал мир для нас — поэтому именно через нас он дает каждому, обеспечивает каждого. Это учит нас ответственности перед людьми и ответственности перед Б‑гом. И это важнейший источник радости — осознание того, что мы служим Б‑гу, помогая другим людям.

Коробка для цдаки на нужды талмуд торы. Фабрика жестяных изделий Г. А. Хаймовича. С.‑Петербург. 1900‑е

Поэтому давать маасер должны все — не только богатые люди, но и бедняки. И если человек получил пожертвования от общины или от другого еврея — он тоже обязан выполнить заповедь и отделить десятую часть от полученного на благотворительные цели!

Понятно, что иногда трудно с точностью подсчитать свой чистый доход, особенно когда источников дохода несколько. Поэтому многие отделяют маасер немного больше, чем 10%, от тех сумм, которые «видны невооруженным глазом». Но чтобы желание исполнить заповедь «с избытком» не приводило людей к необоснованным тратам, был сформулирован особый закон: на благотворительные цели нельзя давать более 20% чистого дохода.

Лучше всего вести максимально точный подсчет. Поэтому у нашего народа принято минимум раз в год подсчитывать баланс доходов и расходов. Кто может это делать раз в квартал или раз в месяц — тем лучше. Это помогает правильно строить и семейный бюджет, и бюджет своего бизнеса.

А в завершение напомню цитату из мудрецов Талмуда: «Велика она, цдака, ибо приближает избавление». Чем лучше мы соблюдаем заповедь маасер, тем скорее придет Машиах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

К соблюдению шабата: шаг за шагом

Каждому человеку дано соблюдать все заповеди: Б‑г дал их нам, Б‑г дал и возможности для соблюдения. Но если человек только начинает свой путь обратно к еврейству, он может идти к соблюдению шабата шаг за шагом. Не удается сразу соблюсти все заповеди — начни с тех, которые в состоянии осилить уже сейчас. Главное идти в правильном направлении: все меньше и меньше нарушать, все больше и больше соблюдать.

С чего начнем?

Ребе перечислил десять мицвот, которые легко соблюдать и которые помогают человеку защитить себя и помочь в защите других. Это надевание тфилин, чтение Торы, установка мезузы, а также цдака, субботние свечи, еврейские книги в доме, кашрут, забота о воспитании детей, соблюдение семейной чистоты и любовь к ближнему. Все это доступно даже человеку, прежде далекому от еврейства. Даже если еврей находится далеко от Израиля, объяснял Ребе, когда он надевает тфилин и прикрепляет мезузу, а женщины зажигают субботние свечи, это помогает в жизни им самим, их родным и всему еврейскому народу.

«Его благотворительность пребывает вовек»

У Рамбама прямо сказано, что высший уровень благотворительности — это цдака анонимная, когда благотворитель не знает, кому помогли его деньги, а получатель незнает, кто именно ему помог. В этом случае у жертвователя нет опасности загордиться, а получатель не почувствует себя униженным. Но тогда зачем мы помещаем на видном месте имена спонсоров, благодаря которым строятся наши здания? Зачем публикуем имена тех, кто пожертвовал свиток Торы в синагогу или дал денег на издание нового молитвенника?